Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:57, курсовая работа
В настоящее время пенсионная система России переживает серьезный кризис. Во многом обострение данного кризиса обусловлено досрочным пенсионным обеспечением. Дело в том, что каждая седьмая пенсия в стране предоставляется досрочно (на 5,10 лет).
Особое место в структуре получателей трудовых пенсий по старости занимают получателя так называемых досрочных пенсий. Их удельный вес составляет 31,07% численности пенсионеров по старости. 6,3 млн. человек или 70,1 получателей досрочных пенсий заняты на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах – 6,59%, на работах с тяжелыми условиями труда – 8,24%.
В отличие от системы государственного пенсионного обеспечения, финансируемой из федерального бюджета, для системы обязательного пенсионного страхования чрезмерное утяжеление пенсионных обязательств вследствие раннего назначения пенсий может оказаться губительным, поскольку требует увеличения тарифов для покрытия возрастающих расходов.
Введение
В настоящее время пенсионная система России переживает серьезный кризис. Во многом обострение данного кризиса обусловлено досрочным пенсионным обеспечением. Дело в том, что каждая седьмая пенсия в стране предоставляется досрочно (на 5,10 лет).
Особое место в структуре получателей трудовых пенсий по старости занимают получателя так называемых досрочных пенсий. Их удельный вес составляет 31,07% численности пенсионеров по старости. 6,3 млн. человек или 70,1 получателей досрочных пенсий заняты на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах – 6,59%, на работах с тяжелыми условиями труда – 8,24%.
В отличие от системы государственного пенсионного обеспечения, финансируемой из федерального бюджета, для системы обязательного пенсионного страхования чрезмерное утяжеление пенсионных обязательств вследствие раннего назначения пенсий может оказаться губительным, поскольку требует увеличения тарифов для покрытия возрастающих расходов.
По этой причине каждый пенсионер по старости недополучает пятую часть пенсии из-за того, что более 20% средств пенсионного фонда России приходится на финансирование досрочных пенсий, назначаемых за работу в связи с особыми условиями труда, а также в связи с особыми видами профессиональной деятельности. Кроме того, по оценкам специалистов, около 30% работников, пользующихся правом на пенсионные льготы, трудятся в нормальных условиях труда.
С помощью данной «льготной» пенсионной системы по-прежнему решается вопрос привлечения кадров в производстве вредными условиями. При этом предприятие, имеющее в своей структуре такие производства, никакой финансовой загрузки за предоставление их работникам досрочных пенсий не несет.
Создание в России пенсионной системы, соответствующей новым социально-экономическим условиям, является одной из наиболее сложных и важных задач. Создаваемая пенсионная система затрагивает интересы всего населения страны: и тех, кто уже получает пенсию (около 38 миллионов человек), и тех, кому она будет назначена в будущем. Именно этим объясняется повышенное отношение к ней.
Целью работы является комплексное научное исследование вопросов теории и практики досрочного пенсионного обеспечения в Российской Федерации и разработка предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной деятельности.
Для достижения названной цели решены следующие задачи:
1. сформулировать определение понятия и функции досрочных трудовых пенсий по старости;
2. выявить условия назначения досрочных трудовых пенсий по старости в связи с особыми условиями труда;
3. исследовать
и выявить особенности
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе назначения пенсий до достижения общеустановленного пенсионного возраста (досрочных трудовых пенсий по старости).
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста (досрочных трудовых пенсии по старости).
При написании работы использованы общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных, научных и практических материалов; частно-научный подход, сравнительного правоведения, логический, технико-юридический и др.
В качестве источников для исследования использованы труды ученых в области общей теории права и права социального обеспечения: Е.Г.Азаровой, Е.Б.Аниканова, В.С.Аракчеева, В.А.Бабкина, В.Г.Белякина, Ю.В.Воронина, В.П.Галаганова, К.Н.Гусова, М.Л.Захарова, Е.Е.Мачульской, В.Б.Савостьяновой, Н.И.Сапожниковой, Г.Б.Смирнова, Э.Г.Тучковой, С.Д.Чернышева, Л.И.Чижик, В.Ш.Шайхатдинова и др.
Информационную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Президента и Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, материалы практики, в том числе судебной.
ГЛАВА 1. Понятие досрочных трудовых пенсий по старости, по условиям труда, их функции и виды
1.1.Понятие досрочных трудовых пенсий по условиям труда, их функции и виды.
Пенсии по старости являются важнейшим из всех видов пенсий. Их получает наибольшее число пенсионеров. На выплату этих пенсий расходуется основанная часть средств Пенсионного фонда РФ. Они назначаются, как правило, в более высоком размере, чем другие пенсии, и являются основным источником существования пожилых граждан. Все это обусловило особую важность правового регулирования пенсионного обеспечения по старости.
Пенсии по старости в связи с особыми условиями труда в нашей стране, как ни в какой другой, получили широкое развитие. Такие пенсии устанавливаются при пониженном на 5 или 10 лет пенсионном возрасте за работу в течение определенного времени в неблагоприятных или опасных для здоровья человека условиях, в том числе и для женщин. Период подобной трудовой деятельности именуется специальным стажем. Обычно для назначения пенсии помимо специального стажа необходим и определенный страховой стаж.
Таким образом досрочная пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, как социальная категория, обладает рядом признаков, которые можно разделить на общие и специфические.
К общим признакам относятся:
- периодичность выплаты,
- выплата из
Пенсионного фонда или
- учет трудового вклада граждан и социального фактора,
- государственно-правовой характер
- соизмеримость размера пенсий с заработком граждан.
К специфическим признакам относятся:
-назначение
до достижения гражданином
- наличие страхового стажа определенной продолжительности,
- наличие специального
стажа определенной
- пожизненность,
- выплата вместо оплаты труда или в дополнение к ней,
- пенсия –
основной или один из основных
источников существования
Исходя из изложенных признаков и социальной значимости данной категории, можно сформулировать понятие досрочной трудовой пенсии по старости:
Досрочная трудовая пенсия по старости - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии, предоставляемая до достижения общеустановленного пенсионного возраста, основанием которой служит работа в особых условиях труда.
Досрочные трудовые пенсии по старости обладают своими функциями. Наличие функций позволяет ответить на вопрос: каково значение и предназначение досрочных трудовых пенсий по старости в жизни общества и государства?
Практически все ученые (М.Л.Захаров, Э.Г.Тучкова, В.Ш.Шайхатдинов и др.) выделяют экономическую, политическую, производственную, социальную (социально-реабилитационную), демографическую функции досрочных трудовых пенсий. В.Ш.Шайхатдинов рассматривает функции трудовых пенсий по старости в более развернутом виде. Так, экономическая функция им представлена состоящей из следующих подфункций: распределительной, обеспечительной и производственной; социальная – из защитной, реабилитационной и компенсационной; духовно–идеологическая – из идеологической, моральной и социально-психологической.
Экономическая функция пенсионного обеспечения заключается в замещении заработка или дохода, связанного с трудом (или содержания), тем лицам, которые его утратили в силу все возможных жизненных обстоятельств — в связи с возрастом, болезнью, безработицей и др.
Источником финансирования для осуществления экономической функции являются средства, которые специально предназначены для социального обеспечения. Они аккумулируются (сосредоточиваются) в специализированных внебюджетных фондах пенсионного страхования (Пенсионный фонд РФ) В будущем не исключается возможность появления подобных, специально выделяемых средств в бюджетах органов местного самоуправления.
Реализуется экономическая функция в ходе перераспределения средств вышеназванных источников. В реальной жизни эти средства предоставляются гражданам в соответствующих видах социального обеспечения — в пенсиях, пособиях, компенсациях и т. п.
Вне всякого сомнения, что достаточность средств в указанных источниках и их постоянное поддержание — главная цель государства. От состояния объема таких средств зависит экономическая основа социального обеспечения, развитие его будущего. Логично предположить, что чем больше средств имеется в указанных источниках, тем выше будет размер социальных выплат. К сожалению, их уровень в настоящее время не отвечает требованиям многих международных норм, например Конвенции МОТ 1952г. о минимальных нормах социального обеспечения.
Отсюда вытекает главная задача государства — создание условий, при которых общество было бы заинтересовано в пополнении вышеуказанных источников. Это может достигаться разными приемами, применяемыми государством. Так, один из способов, с помощью которого решается данная задача, — это создание оптимального режима налогообложения для всех участников рыночных отношений, независимо от их организационно-правовых форм (организаций, индивидуальных предпринимателей и пр.).
Пенсионное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию. Она выражается в том, что право досрочное пенсионное обеспечение обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. Мировой опыт также свидетельствует, что по мере все большего воплощения в жизнь, например, принципов обязательного социального страхования это влияние возрастает, поскольку усиливается стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих.
Досрочное пенсионное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Как в реальной жизни проявляется данная функция социального обеспечения? Рассмотрим на примере досрочной трудовой пенсии по старости. Досрочная страховая (трудовая) пенсия по старости, исходя из ее сущности, — это денежная выплата, заработанная трудом, уплатой за счет работника обязательных страховых платежей. В самом ее наименовании мы видим связь с трудом. Именно длительность труда, выражаемая в стаже и характере труда работника, а соответственно и выплата страховых взносов должны определять в конечном итоге право на трудовую пенсию и ее сумму.
Иными словами, право на пенсию напрямую зависит от участия граждан в общественном производстве, от их общественно полезной деятельности и соблюдения иных условий, установленных в правовых нормах.
Политическая функция позволяет государству через систему пенсионного обеспечения реализовывать основные направления социальной политики. (Социальная политика рассматривается как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений, в которых говорится о достойном уровне жизни граждан.) Социальная политика осуществляется через меры социальной защиты населения, и главным образом посредством части ее системы — пенсионного обеспечения.
Так, лица, работающие в особых условиях труда, подвергаются негативному воздействию различного рода факторов, вследствие чего, в организме происходят в большинстве случаев необратимые процессы, влияющие на здоровье человека, и в результате человек в значительной степени утрачивает способность к труду. Наличие предпенсионного возраста не позволяет лицу найти другую работу с достойной заработной платой, а здоровье не позволяет дальнейшее осуществление деятельности в особых условиях труда. Однако размер досрочной трудовой пенсии по старости свидетельствует о недостаточной эффективности данного способа борьбы с бедностью. Причин множество. Главная из них, на наш взгляд, следующая — это отсутствие государственной системы обеспечения доходов населения независимо от статуса граждан.
От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения пока еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения.
Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы, в частности на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости или ее сдерживание.
Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности среди лиц пожилого возраста и инвалидов.
Отсутствие эффективной системы досрочного пенсионного обеспечения, влечет за собой существенное уровня средней продолжительности жизни в стране.
Социальная (социально-реабилитационная) функция пенсионного обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления имеющихся видов пенсий, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. На практике она должна выражаться, например, в следующем. Как известно, лицам предпенсионного возраста трудно устроиться на работу в силу имеющихся у них ограничений. Следовательно, государство обязано создать такие всевозможные условия для того, чтобы они могли реализовать свою остаточную трудоспособность. Посредством данной функции осуществляется реабилитационное направление социального обеспечения. Целью реабилитации является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д.