Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 09:57, курсовая работа
В настоящее время пенсионная система России переживает серьезный кризис. Во многом обострение данного кризиса обусловлено досрочным пенсионным обеспечением. Дело в том, что каждая седьмая пенсия в стране предоставляется досрочно (на 5,10 лет).
Особое место в структуре получателей трудовых пенсий по старости занимают получателя так называемых досрочных пенсий. Их удельный вес составляет 31,07% численности пенсионеров по старости. 6,3 млн. человек или 70,1 получателей досрочных пенсий заняты на подземных работах, работах с вредными условиями труда и в горячих цехах – 6,59%, на работах с тяжелыми условиями труда – 8,24%.
В отличие от системы государственного пенсионного обеспечения, финансируемой из федерального бюджета, для системы обязательного пенсионного страхования чрезмерное утяжеление пенсионных обязательств вследствие раннего назначения пенсий может оказаться губительным, поскольку требует увеличения тарифов для покрытия возрастающих расходов.
В данном случае считаю, что позиция суда является социально оправданной, так как периоды нахождения в оплачиваемых учебных отпусках являются социально значимыми и необходимо внести соответствующие поправки в действующее пенсионное законодательство
Кроме того, следует отметить значительное расхождение судебной практики и практики ПФР в вопросе включения в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.
Ранее мнение судебных органов и ПФР по данному вопросу совпадали и сводились к тому, что в специальный стаж надлежит включать периоды отпуска по уходу за ребенком до полутора лет в периоды до 06.10.1992. Нормативным обоснованием такого вывода являлись нормы КЗоТа, а в частности Закона РФ от 25.09.1992 №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», при вступлении в действие которого отпуск по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Однако 26.12.2005 Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ по делу №46-В05-48 было вынесено определение, которое полностью изменило практику по данному вопросу. По мнению суда подлежит включения в специальный стаж периоды не только отпуска до полутора лет, но и до трех лет, если он имеет место в период с 01.12.1989 по 06.10.1992. Нормативным обоснованием такого вывода являются нормы постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 №677, пункт 2 которого предусматривал, что с 01.12.1989 повсеместно продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также стаж работы по специальности.
В Законе №173-ФЗ от 17.12.2001 нет нормы, аналогичной ст. 13 Закона о государственных пенсиях, согласно которой при определении права на пенсию производилось суммирование разных работ, например, при назначении пенсии по Списку № 2 учитывались более вредные и тяжелые работы, включенные в Список № 1.
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516 решают эту важную проблему, не отрегулированную Законом о трудовых пенсиях.
По ранее действовавшему закону о государственных пенсиях при назначении льготных пенсий по старости производилось в установленном порядке суммирование различных работ, каждая из которых давала право на пенсию ранее достижения пенсионного возраста.
Осталось неясным, как, например, следует поступить, если работник был занят в течение различных периодов на работах по Списку N 1 и по Списку № 2 и в общей сложности у него набирается достаточно стажа для установления пенсии по Списку № 2.
Правительство РФ в рамках предоставленных законом полномочий устранило этот пробел.
В указанных Правилах перечислены виды деятельности, которые суммируются при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Пункт 3 Правил регламентирует порядок такого суммирования. В его основу положен ранее действовавший принцип: работа, предоставляющая более весомые льготы по возрасту и страховому стажу, приплюсовывается к работе с меньшими льготами. Естественно, при этом досрочная пенсия назначается по основаниям, дающим право на меньшие льготы.
Пример. Женщина проработала ткачихой на текстильной фабрике 16 лет, кроме того, она 3 года была занята на работах по Списку № 2 и 2 года - по Списку № 1. Для назначения пенсии по Спискам № 1 и № 2 ей не хватает специального стажа.
В соответствии с законом женщинам, проработавшим не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью (к ним относятся ткачихи), пенсия по старости назначается с 50 лет.
В данном случае в "текстильный стаж" будут присоединены работы по Списку № 1 и № 2. В результате специального стажа окажется достаточно - более 20 лет, и пенсия будет назначена как текстильщице.
В отношении лиц, не выработавших требуемый специальный трудовой стаж установленной продолжительности по Списку № 1, предусмотрена возможность получения досрочной пенсии при неполном специальном стаже на таких работах, но в более позднем возрасте. (Льгота введена была по следующим причинам. Многие граждане, не доработавшие, например, 1 — 2 мес. до требуемой продолжительности специального стажа, лишались права на досрочную пенсию за работу в особых условиях труда.) Теперь применяется следующее правило. Лицам, имеющим не менее половины стажа на указанных работах, пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста (мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет) на один год за каждый полный год такой работы. Таким образом, досрочная пенсия по старости в связи с указанной работой назначается, например, мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 20 лет, при наличии 8 лет специального стажа в возрасте 52 лет (ч. 2, пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях).
Пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда назначаются мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении 50 лет при стаже работы с тяжелыми условиями труда соответственно: мужчинам — не менее 12 лет 6 мес., женщинам — не менее 10 лет, имеющим соответственно страховой стаж: мужчины — 25 лет, женщины — 20 лет (ч. 1, пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона от 17.12.2001).
При недостаточности требуемого стажа такой работы может быть назначена пенсия в более позднем возрасте — при условии наличии не менее половины специального стажа. В таком случае общеустановленный пенсионный возраст уменьшается на один год за каждые 2 года и 6 мес. такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Например, мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 25 лет, при наличии специального стажа не менее 7 лет 6 мес. такая пенсия будет назначена в возрасте 57 лет. Женщинам, имеющим страховой стаж не менее 20 лет, при наличии специального стажа (по Списку № 2) не менее 6 лет 3 мес. досрочная пенсия назначается в возрасте 52 лет (ч. 2, пп. 2 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях).
Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ в течение полного рабочего дня.
В п. 4 Правил исчисления сроков выслуги, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.91 № 459 воспроизведено существовавшее непреложное требование зачета в льготный стаж периодов постоянной занятости на соответствующих работах в течение полного рабочего дня. В разъяснении Минтруда России от 22.05.96 № 5 раскрывается понятие полного рабочего дня в целях льготного пенсионного обеспечения. Под полным рабочим днем понимается выполнение работ, предусмотренных соответствующими Списками (Перечнями), не менее 80% рабочего времени. В это время входит осуществление подготовительных и вспомогательных операций. При этом 80% рабочего времени определяются исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной в соответствии с трудовым законодательством, где за 100 % учитывается продолжительность ежедневной работы (смены), установленная в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом РФ, и зафиксированная в Правилах внутреннего трудового распорядка или в других локальных нормативных актах организации.
Требование о необходимости выполнения льготной работы в течение полного рабочего дня является обязательным и практически всеобъемлющим. Льготная работа засчитывается в стаж в календарном порядке. Но из этого правила есть изъятия. По фактически отработанному времени исчисляется работа, которая выполнялась в режиме полного рабочего дня, но не полной рабочей недели в связи с сокращением объема производства (кроме летного состава), при этом минимальной величиной может быть только рабочий день, в течение которого работник был занят в особых условиях труда. Так же по фактической продолжительности могут учитываться периоды работ, которые по технологии и уровням организации труда не могут выполняться постоянно. Эти работы либо предусмотрены непосредственно Списками, либо определяются Минтрудом России по согласованию с ПФР (п. 6 Правил).
При фактическом учете отработанного времени для досрочной пенсии по старости суммируются полные рабочие дни на соответствующих работах. В отличие от постоянной занятости в этом случае в льготный стаж не засчитываются ежегодные оплачиваемые отпуска и периоды временной нетрудоспособности.
Право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с особыми условиями труда сохранено только за теми, кто на 1 января 2003 будет иметь не менее половины требуемого специального стажа. Лицам, которые отработали меньше этого срока, пенсии будут устанавливаться по правилам и нормам обязательной профессиональной системы в соответствии с соответствующим федеральным законом. Это, можно сказать, временные, умирающие правила, они в перспективе прекратят свое действие.
Данный пункт в настоящее время приводит к дискриминации граждан в области досрочного пенсионного обеспечения. Прежде всего это выражается в отсутствии федерального закона, регулирующего порядок и условия предоставления профессиональных пенсий. Это обстоятельство порождает вынесение территориальными органами Пенсионного фонда России решений об отказе в назначении досрочных трудовых пенсий.
Также необходимо отметить, что переход к такому виду досрочного пенсионного обеспечения возможен лишь при условии финансовой стабильности предприятий, которые согласно проекта Пенсионного фонда России о профессиональной пенсионной системе должны будут оплачивать (в 100% размере) все затраты по страхованию досрочных профессиональных пенсии на 5 лет (и менее) раньше обычного времени, и оплачивать частично (до 50% размера) все затраты на страхование досрочных государственных пенсий на 10 лет (и более) раньше обычного времени.
На данном этапе профессиональные пенсионные системы могут породить безработицу лишение работников заслуженное право на досрочное пенсионное обеспечение.
На основании вышеизложенного считаю необходимым внести поправку в федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 №173-ФЗ, которой установить более позднюю дату, чем 01.01.2003.
2.2. Определение размера пенсии.
Действующее законодательство не содержит специальных норм, в соответствии с которыми производится расчет пенсии лицам, оформляющим пенсию до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Размер досрочных трудовых пенсии по старости в связи с особыми условиями труда рассчитывается по правилам начисления пенсии на общих основаниях и регламентируются статьями 14, 30 Закона №173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На мой взгляд, это отвечает принципам социальной справедливости, потому как граждане, имеющие право на пенсию до достижения общеустановленного возраста, получают ее по продолжительности более длительное время, в то время как страховых взносов ими уплачено меньше.
В соответствии со ст.14 Закона размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
ПК= БЧ+СЧ+НЧ, где
П – размер трудовой пенсии по старости;
БЧ – базовая часть трудовой пенсии по старости;
СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;
НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости.
Для мужчин моложе 1953 г.р., а женщин моложе 1957 г.р. трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Размер трудовой пенсии по старости для мужчин и женщин старше указанного возраста состоит из двух частей: базовой и страховой.
Базовая часть трудовой пенсии по старости устанавливается в фиксированном размере - 450 руб.
Указанный твердый размер претерпел изменения с учетом проведенных индексаций базовых и страховых частей трудовых пенсий с 1 февраля 2002 г. и составляет в настоящее время 1035 руб. 09 коп. (коэффициенты: с 01.02.2002 - 1,065, с 01.08.2002 – 1,09, с 01.02.2003 – 1,06, с 01.08.2003 – 1,08, с 01.04.2004 – 1,0384268, с 01.08.2004 – 1,0628, с 01.03.2005 – на 240 руб., с 01.08.2005 – 1,06, с 01.04.2006 – 1,085, с 01.08.2006 – 1,062).
В связи с
проведенной индексацией
Размер базовой части трудовой пенсии по старости также дифференцируется с учетом возраста и степени ограничения способности к трудовой деятельности и наличия иждивенцев.
Если базовая часть трудовой пенсии по старости назначена до достижения 80 лет или степень ограничения способности к трудовой деятельности изменена на более высокую, то по достижении 80-летнего возраста или усиления степени ограничения способности к трудовой деятельности до третьей степени, базовая часть трудовой пенсии по старости пересчитывается и устанавливается в размере, предусмотренном п. 2 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях – 900 рублей в месяц (в настоящее время с учетом всех индексаций, установленных постановлениями Правительства РФ – 1035,09 руб.).
Такой перерасчет предусмотрен п. 2 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях. Нормы указанной статьи носят императивный характер, и при наступлении соответствующих обстоятельств должен быть произведен перерасчет трудовой пенсии.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости повышается на 150 руб. (за каждого иждивенца), при наличии у пенсионера нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, однако при наличии иждивенцев свыше 3 человек не может превышать 450 руб.