Постановления
Правительства Российской Федерации:
- Постановление Правительства РФ от 28.01.2011 N 39 «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»;
- Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 N 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения»;
- Постановление Правительства РФ от 17.04.2008 N 284 «О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих»;
- Постановление Правительства РФ от 15.09.2003 N 570 «О порядке включения в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих периодов службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации»;
- Постановление Правительства РФ от 21.06.2010 N 469 «Об утверждении Типового договора на обучение между федеральным государственным органом и гражданином Российской Федерации с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы и о порядке предоставления и размере дополнительной выплаты гражданам, заключившим соответствующие договоры» и др.
Нормативные
правовые акты федеральных органов
исполнительной власти:
- Приказ ФНС РФ от 15.04.2009 N ММ-7-4/241@ «Об утверждении методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, состава, сроков и порядка работы конкурсных комиссий Федеральной налоговой службы»;
- Приказ ФНС РФ от 11.04.2011 N ММВ-7-4/260@ «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы»;
- Приказ Министра обороны РФ от 22.12.2005 N 545 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими в Министерстве обороны Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2010 N 950 «О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам федеральных государственных гражданских служащих Министерства образования и науки Российской Федерации, необходимым для исполнения должностных обязанностей»;
- Приказ ФНС РФ от 24.04.2009 N ММ-7-4/259@ «О квалификационных требованиях к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы» и др.
Полный перечень и иерархия
нормативных правовых актов, регламентирующих
отношения, связанные с государственной
гражданской службой, установлены
статьей 5 Федерального закона № 79-ФЗ «О
государственной гражданской службе».
- Особенности правового статуса государственного гражданского
служащего
Государственная власть не
реализуется сама по себе. Она всегда
воплощается в конкретных выражающих
ее содержание и направленность действиях
различного рода, совершаемых ее субъектами,
т.е. соответствующими государственными
органами [См.: 12, с. 245; 13, с. 196] задачи и функции
которых реализуются их государственными
служащими при осуществлении возложенных
на них прав и соблюдения обязанностей.
Таким образом, правовой статус представителя
органа государственной власти зависит
от правового статуса государственного
органа, который он представляет, поскольку
призван реализовывать его полномочия
[См.: 34, с. 14].
В юридической литературе даётся следующее
определение правового статуса
государственного гражданского служащего:
«Правовой статус государственных
служащих представляет собой совокупность
прав, свобод, обязанностей, ограничений,
запретов, ответственность служащих,
установленных законодательством
и гарантированных государством
[См.: 14, с. 294]».
Старилов Ю.Н., автор многочисленных
работ, касающихся правового статуса
государственных гражданских служащих,
исследователь в области так
называемого «служебного права»,
рассматривает правовой статус государственного
служащего как центральный элемент
правового института государственной
службы, объясняя это тем, что все
остальные элементы созданы для
«обслуживания» функционирования государственной
службы: «Другие элементы правового
института государственной службы
конкретизируют, уточняют правовой статус
государственных служащих и позволяют
в полной мере реализовать их потенциал
[См.:36,
с. 319]». Об эффективной реализации прав
и обязанностей служащего, если не установлена
в нормативном порядке система прохождения
службы или способы замещения государственных
должностей государственной службы, говорить
нельзя.
В соответствии с п. 4 ст. 10
Федерального закона «О системе государственной
службы Российской Федерации» правовое
положение (статус) федерального государственного
служащего и государственного гражданского
служащего субъекта Российской Федерации,
в том числе ограничения, обязательства,
правила служебного поведения, ответственность,
а также порядок разрешения конфликта
интересов и служебных споров
устанавливается соответствующим
федеральным законом о виде государственной
службы [См.: 58].
Федеральный закон «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»
устанавливает следующие элементы правового
статуса гражданского служащего:
- основные права гражданского служащего (Ст. 14);
- основные обязанности гажданского служащего (Ст. 15);
- ограничения, связанные с гражданской службой (Ст.16);
- запреты, связанные с гражданской службой (Ст.17);
- требования к служебному поведению гражданского служащего (Ст. 18);
- порядок урегулирования конфликта интересов на гражданской службе (Ст.19);
- необходимость представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (Ст.20).
Непременными условиями и факторами,
влияющими на правовой статус гражданских
служащих, являются:
- поступление на гражданскую службу;
- заключение служебного контракта;
- испытание при поступлении на гражданскую службу;
- изменение существенных условий служебного контракта;
- отстранение от занимаемой должности гражданской службы;
- основания и последствия прекращения служебного контракта;
- персональные данные гражданского служащего и ведение его личного дела;
- служебное время и время отдыха;
- прохождение гражданской службы;
- аттестация гражданских служащих;
- квалификационный экзамен;
- оплата труда гражданского служащего;
- государственные гарантии на гражданской службе;
- поощрения и награждения гражданского служащего;
- служебная дисциплина;
- дисциплинарная ответственность и дисциплинарные взыскания;
- формирование кадрового состава гражданской службы;
- рассмотрение индивидуального служебного спора.
Детализированная конкретизация
правовых норм, составляющих правовой
статус государственных служащих, указывается
в служебных распорядках соответствующих
федеральных органов исполнительной
власти.
Служебный распорядок определяет:
- общие положения;
- порядок поступления граждан на гражданскую службу и увольнения с гражданской службы;
- основные права и обязанности гражданского служащего;
- основные права и обязанности представителя нанимателя;
- служебное время и время отдыха;
- поощрения и награждения за гражданскую службу;
- ответственность за нарушение служебной и трудовой дисциплины.
Служебный распорядок может определяться
приказами соответствующих федеральных
органов исполнительной власти, которые
устанавливают называемый режим
службы (режим работы) и времени
отдыха работников (например, приказ Министерства
транспорта РФ от 5 декабря 2005 г. № 147 «О
режиме службы (работы) и времени отдыха
работников центрального аппарата Министерства
транспорта Российской Федерации»).
Правовое положение (правовой
статус) государственных служащих —
это содержание государственно-служебных
правоотношений. В правовом статусе
раскрываются главные черты самой
сущности этих правоотношений. С изменением
государственно-служебных правоотношений
изменяется и правовой статус государственных
служащих, например, происходит увольнение,
отставка гражданского служащего, утрата
российского гражданства, выход
на пенсию и др.
Правовой статус государственных
служащих зависит от условий, в которых
проходит государственная служба. Поэтому
и особенности статуса государственных
служащих могут определяться какой-либо
объективно возникшей общественно-политической
или же государственно-правовой ситуацией:
например, введением режима чрезвычайного
положения или военного положения,
объявлением мобилизации, введением
установленных специальными законами
других административно-правовых режимов.
В этих случаях содержание статуса
государственного служащего существенным
образом может изменяться. Помимо
имеющихся общих условий прохождения
государственной службы, они служащие
могут обретать дополнительные полномочия,
права. В ходе службы для них могут
устанавливаться специальные обязанности
и особые условия прохождения
службы и юридической ответственности.
К общим условиям государственной
службы относятся:
- формирование кадрового состава государственной службы;
- поступление на государственную службу и ее прохождение;
- присвоение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий;
- стаж (общая продолжительность государственной службы);
- учет персональных данных государственных служащих;
- ведение Реестра государственных служащих.
Важным является вопрос о моменте
приобретения статуса государственного
гражданского служащего. Статус государственного
служащего последний приобретает
со дня подписания служебного контракта
и издания приказа (акта) о назначении
на должность государственной службы.
Таким образом, моментом приобретения
статуса государственного гражданского
служащего происходит в момент юридического
установления возможности реализации
прав государственным служащим, применения
к нему мер ответственности и
пр. При проведении конкурса на замещение
вакантной должности государственный
служащий приобретает правовой статус
с момента утверждения результатов
конкурса и издания приказа о
назначении на должность государственной
службы. В некоторых случаях возможны
и иные сроки приобретения служащим
правового статуса (например, с момента
принятия присяги на верность государству).
Утрата правового статуса
государственного служащего происходит
с момента окончания государственно-служебного
правоотношения, с момента прекращения
государственной службы: расторжения
служебного контракта по соглашению
сторон, расторжения срочного служебного
контракта, расторжения служебного
контракта по инициативе гражданского
служащего либо по инициативе представителя
нанимателя, прекращения и приостановления
служебного контракта по обстоятельствам,
не зависящим от воли сторон, прекращения
служебного контракта вследствие нарушения
обязательных правил при его заключении,
расторжения служебного контракта
в связи с выходом гражданского
служащего из гражданства Российской
Федерации, достижения предельного
возраста пребывания на государственной
службе.
Но, тем не менее, в административно-правовом
регулировании служебного статуса
государственных гражданских служащих
имеется правовой пробел, касающийся
защиты государственного гражданского
служащего в случае смены высшего
руководства государственного органа.
Такие положения в комплексе
прав и гарантий отсутствуют. Наиболее
распространенными приемами увольнения
неугодных служащих в данном случае
остаются аттестация и реорганизация
государственного органа. Для первого
варианта решение проблемы было найдено
путем закрепления обязательности
привлечения в состав аттестационных
комиссий независимых экспертов, а
для второго варианта до сих пор
не выработано эффективного правового
решения. Неугодный государственный
гражданский служащий (особенно замещающий
должность категории «руководители»)
может быть отстранен от должности
путем упразднения или реорганизации
структурного подразделения государственного
органа, в которое возглавляет
или в котором работает. Практика
показывает, что действующее законодательство
не предоставляет служащему должных
гарантий защиты от подобных ситуаций,
хотя и содержит ряд положений, связанных
с изменениями существенных условий
служебного контракта в части
служебно-должностного положения служащего
(ст. 28, 29, 31, 32 Федерального закона «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»).