Вышеизложенное позволяет
сделать вывод о том, что законодательство,
регулирующее правовое положение органов
государственной власти и государственных
служащих, должно не только регламентировать
общие цели, задачи и полномочия,
но и четко прописывать прямые
и конкретные обязанности.
2.2. Ограничения и запреты
государственного
гражданского служащего
Социальная ценность административных
запретов и ограничений в механизме
правового регулирования, особенно
в публично-правовой сфере, несомненно,
высока, в связи с тем, что в
правильном соблюдении отношений, складывающихся
в данной сфере, заинтересованы общество
и государство.
Как отмечает Козбаненко В.А.,
«Исходя из негативного исторического
опыта злоупотреблений чиновников в рабовладельческих,
феодальных и ранних буржуазных государствах,
общество выявило необходимость установления
для чиновников государственного аппарата
ряда правоограничений, основной задачей
которых выступают правовая охрана граждан
от произвола и борьба с такими пагубными
явлениями, как служебные злоупотребления
и коррупция в органах государственной
власти [См.:22, с. 93.]».
В советский период нашей
истории вопросы, касающиеся ограничений
и запретов, связанных с государственной
службой, в теории административного
права не разрабатывались, опыт, имеющийся
в дореволюционной правовой науке
и законодательстве, учтен не был.
На протяжении длительного времени
данная проблема оставалась за рамками
научного анализа [См.: 24, с. 48.].
Вопросы, связанные с запретами
и ограничениями на государственной
службе, остро возникли в начале
90-х гг. XX в., и современному законодательству
о государственной службе пришлось
заново обращаться к системе мер,
позволяющих снизить уровень
коррупции в системе государственной
службы [См.: 25, с. 11 - 12.].
Правовыми ограничениями
считают установленные законом
пределы, выйти за которые нельзя,
но в которых могут совершаться
любые действия либо те, которые
предписаны, а все остальные, то есть
не предписанные, запрещены. Данных ограничений
не должно быть в избытке, но без
них невозможна полноценная и
законная самостоятельность, ибо они
необходимы в качестве средства обеспечения
свободы. Они призваны преградить путь
нарушениям законов.
Ограничения на государственной
гражданской службе связаны либо
с невозможностью поступления на
государственную гражданскую службу,
либо с невозможностью ее дальнейшего
продолжения и, соответственно, с
невозможностью замещения должностей
государственной гражданской службы.
Гражданин не может быть
принят на гражданскую службу, а
гражданский служащий не может находиться
на гражданской службе в случае:
1) признания его недееспособным или ограниченно
дееспособным решением суда, вступившим
в законную силу;
2) осуждения его к наказанию,
исключающему возможность исполнения
должностных обязанностей по
должности государственной службы
(гражданской службы), по приговору
суда, вступившему в законную
силу, а также в случае наличия
не снятой или не погашенной
судимости;
3) отказа от прохождения
процедуры оформления допуска
к сведениям, составляющим государственную
и иную охраняемую федеральным
законом тайну, если исполнение
должностных обязанностей по
должности гражданской службы, на
замещение которой претендует
гражданин, или по замещаемой
гражданским служащим должности
гражданской службы связано с
использованием таких сведений;
4) наличия заболевания,
препятствующего поступлению на
гражданскую службу или ее
прохождению и подтвержденного
заключением медицинского учреждения;
5) близкого родства или
свойства (родители, супруги, дети, братья,
сестры, а также братья, сестры, родители
и дети супругов) с гражданским
служащим, если замещение должности
гражданской службы связано с
непосредственной подчиненностью
или подконтрольностью одного
из них другому;
6) выхода из гражданства
Российской Федерации или приобретения
гражданства другого государства;
7) наличия гражданства
другого государства (других государств),
если иное не предусмотрено
международным договором Российской
Федерации;
8) представления подложных
документов или заведомо ложных
сведений при поступлении на
гражданскую службу;
9) непредставления сведений
или представления заведомо ложных
сведений о доходах, об имуществе
и обязательствах имущественного
характера;
10) несоблюдения ограничений,
нарушение запретов и неисполнение
обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции»
[См.: 1].
Также широкое применение в регулировании
отношений, возникающих на государственной
службе, имеет административный запрет.
К данному способу регулирования
обращаются тогда, когда необходимо
оградить общество от нежелательного
поведения. Как отмечается в научной
литературе, с помощью правового
запрета определяются виды деятельности,
которые запрещены [См.: 40, с. 115.] .
Запреты - это закрепленные
нормами административного права
предписания, не позволяющие субъекту
соответствующих отношений совершать
закрепленные законом действия под
угрозой применения мер государственного
принуждения.
Как отмечает Ю.Н. Слепченко,
для запретов в административном
праве характерны следующие признаки:
1) формальная определенность;
2) общеобязательность;
3) властность;
4) взаимовыгодность для
общества и субъектов управленческих
отношений;
5) пассивный характер
желаемого поведения.
Вникнув в сущность запретов,
можно сделать следующие выводы.
Во-первых, запреты, не предписывая
позитивный вариант поведения, проявляют
себя как категорическое осуждение
государством возможного правонарушения.
Во-вторых, запреты можно рассматривать
как юридические обязанности
участников, поскольку они обязаны
воздерживаться от совершения антиобщественных
поступков. И, в-третьих, запрет дает
возможность предусмотреть варианты
поведения, нежелательные обществу
и государству.
Итак, в составе запретительных
мер, касающихся деятельности государственных
гражданских служащих, можно выделить
следующие группы:
- запреты на осуществление некоторых видов трудовой деятельности:
- участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;
- осуществлять предпринимательскую деятельность. Предпринимательской деятельностью является любая самостоятельная инициативная деятельность государственных служащих, которая осуществляется на постоянной основе посредством как личного выполнения работ, так и вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, причем направленная на получение личного денежного дохода;
- после увольнения с гражданской службы, в случае замещения должностей гражданской службы в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- запреты на получение дополнительных доходов:
- приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
- получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ч.3, п.1, ст. 575 ГК РФ. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный запрет не лишает возможности получения государственными служащими символических знаков внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежливости и гостеприимства, символических сувениров при проведении протокольных или других официальных мероприятий;
- запреты, связанные с обеспечением режима безопасности:
- использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам
- разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
- прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Государственный служащий не вправе участвовать в забастовках как способе разрешения проблем, возникающих в системе государственной службы. В случае разрешения государственным служащим бастовать, государство получит «внутреннего врага», способного в одно мгновение разрушить государственность, внести дисгармонию в общественные и экономические отношения. Государственный служащий предупреждается при поступлении на государственную службу о таком правоограничении и принимает, таким образом, его добровольно;
- принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
- запреты, связанные с осуществлением политико-агитационной деятельности (запреты, связанные с принципом внепартийности государственных служащих):
- использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
- использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
- создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
- запреты, связанные с реализацией права на свободу слова:
- допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
- запреты, связанные с использованием преимуществ должностного положения, куда помимо запретов, указанных в п. 4 данной классификации, входит также:
- запрет выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.
Характеризуя специфику
административно-правового запрета
и ограничения, необходимо сказать,
что за их нарушение применяются
меры юридической ответственности.
Норма административного права,
устанавливающая правовой запрет, предполагает
и наличие мер государственного
принуждения, обеспечивающих соблюдение
установленного административным законом
правила поведения, а в случаях
его нарушения - наказание виновного
[См.: 35, с. 32.]
Данное положение подтверждается
в действующем законодательстве.
Так, Федеральный закон от 27 июля
2004 г. «О государственной гражданской
службе Российской Федерации устанавливает,
что за несоблюдение запретов, связанных
с государственной службой, устанавливается
ответственность (п. 4 ст. 17), однако четко аспекты привлечения
(материальные и процессуальные) государственного
гражданского служащего к ответственности
данным Федеральным законом не определены.
Обобщение вышеизложенного
позволяет сделать вывод о
том, что административные запреты
и ограничения - это закрепленные
нормами права предписания, не позволяющие
субъекту соответствующих отношений
совершать закрепленные законом
действия под угрозой применения
мер государственного принуждения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время проходит
второй этап программы усовершенствования
государственной гражданской службы
в рамках проведения проекта «Реформирование
и развитие системы государственной
службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)».
На данном этапе предстоит:
- осуществлять мониторинг общественного мнения об эффективности государственной гражданской службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих;
- провести комплекс мероприятий, направленных на повышение престижа государственной службы;
- сформировать механизмы обеспечения государственных гарантий для государственных служащих;
- обеспечить внедрение современных кадровых, образовательных, информационных и управленческих технологий на государственной службе;
- завершить формирование единой системы управления государственной службой.
К настоящему моменту в
результате реформ был установлен статус
государственных гражданских служащих,
принят ряд нормативных правовых
актов, регламентирующих вопросы проведения
конкурсов на замещение вакантных
должностей государственной гражданской
службы, аттестации государственных
служащих, обеспечения соблюдения требований
к служебному поведению государственных
служащих и урегулирования конфликта
интересов, порядок сдачи квалификационного
экзамена и другие вопросы.
В общем, программа
направлена полностью на создание
целостной системы государственной
службы в Российской Федерации
посредством завершения реформирования
ее видов, среди которых –
государственная гражданская служба
и правовой статус государственного
гражданского служащего, которому
и была посвящена данная работа.
В обобщенной трактовке, административно-правовой
статус государственного гражданского
служащего - это система предоставленных
государственным гражданским служащим
прав и возложенных на них
обязанностей в сфере государственного
управления, кроме этого, административно-правовой
статус государственного гражданского
служащего включает в себя
систему гарантий реализации
прав и исполнения обязанностей,
возложенных на государственного
гражданского служащего. Кроме
этого, административно-правовой
статус государственного гражданского
служащего включает в себя
ответственность за неисполнение
или ненадлежащее исполнение
своих должностных обязанностей,
а также нарушение запретов, связанных
с государственной службой.
Одним из ожидаемых результатов
реализации Программы является создание
необходимых условий для профессионального
развития государственных служащих,
то есть надлежащее обеспечение их
гарантиями и предоставление различных
прав.
Гражданским служащим предоставляются
права и гарантии в области труда
и отдыха, в области денежного и пенсионного
обеспечения, в области материально-технического
обеспечения, в области должностного положения,
в области карьерно-должностного продвижения,
и, наконец, в области обеспечения безопасности.
Однако отсутствуют положения
о защите государственного гражданского
служащего в случае смены высшего руководства
государственного органа. Не совсем понятно,
как будет защищен гражданский служащий
в случае упразднения или реорганизации
структурного подразделения государственного
органа, в котором он работает или которое
возглавляет. Действующее законодательство
должной защиты от подобных ситуаций не
предоставляет. Таким образом, в рамках
проведений реформ необходимо заострить
внимание на этом вопросе.
Также одним из основополагающих
элементов правового статуса
государственных гражданских служащих
являются обязанности. От того, какие
они и как они исполняются,
во многом зависит вся деятельность
государственных служащих, а следовательно,
и работа всего государственного
аппарата. Анализируя действующее законодательство
РФ, можно прийти к выводу о том,
что обязанности государственных
служащих какого-либо органа исполнительной
власти сформулированы недостаточным
образом, ибо на них нет прямого
указания, они преподносятся через
завуалированные формулировки «управляет»,
«прогнозирует», «контролирует», «возглавляет»,
«обеспечивает» и др. Очевидно, это
затрудняет их оценку и реализацию.
Лишь общие для всех обязанности
прописаны в Федеральном законе
«О государственной гражданской
службе», чего нельзя сказать именно
об обязанностях узкопрофессиональных.