Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский
институт
Внешнеэкономических
связей, экономики и права»
в г. Новосибирске.
Факультет: Юридический
Специальность: Юриспруденция
К о н т р о л ь н а
я р а б о т а
Дисциплина:
Сравнительное государствоведение.
Тема:
Республика как форма
правления.
Выполнила: студентка
гр. Ю-131з
Ковалева Елена Юрьевна
Проверил: Тарасов Дмитрий Юрьевич
г.Новосибирск
2014
г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
- Республиканская
форма правления.
- Президентская
республика.
- Парламентская
республика.
- Смешанные
республиканские формы правления.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Форма правления
– внешнее выражение содержания государства,
обусловленное структурой и правовым
положением органов государственной власти.
Таким образом, под
формой правления понимается организация
власти, характеризуемая ее формальным
источником, то есть тем, кому принадлежит
власть в данном государстве. К этому определению
стоит добавить порядок образования органов
государства и порядок их взаимодействия
с населением. Формы правления различаются
в зависимости от того, принадлежит ли
верховная власть в государстве одному
лицу, которое одновременно является символом
государства, или же она осуществляется
при помощи различных демократических
институтов (представительные органы
власти, референдумы, и.т.д.). В связи с этим
все государства по форме правления делятся
на монархии и республики.
Форма государственного
правления дает возможность уяснить:
как создаются высшие
органы государства, и каково их строение;
как строятся взаимоотношения
между высшими и другими государственными
органами; как строятся взаимоотношения
между верховной государственной властью
и населением страны;
в какой мере организация
высших органов государства позволяет
обеспечивать права и свободы гражданина.
В данной контрольной
работе будет рассмотрена республиканская
форма правления.
Республиканская
форма правления.
Республика ( от лат.
Res publika – публичное, общенародное дело
) – это форма государственного правления,
основанная на принципе выборности на
определенный срок высших органов государственной
власти. Известно крылатое выражение Цицерона:
«Respublika est res populi» (республика – дело народа).
Республике присущи
следующие признаки:
- Существование
единоличного и коллегиального
главы государства — президента
и парламента. Парламент представляет
законодательную власть. Задача
президента — возглавлять исполнительную
власть, но это характерно не
для всех типов республик.
- Выборность на
определённый срок главы государства
и других верховных органов
государственной власти. Так, президент
и парламент должны избираться
народом на определённый срок.
- Юридическая
ответственность главы государства.
Например, согласно Конституции
Российской Федерации, у парламента
есть право отрешения от должности
президента за тяжкие преступления
против государства.
В случаях, предусмотренных
конституцией, правом выступления от имени
государства обладает президент.
- Преимущественный
приоритет прав личности над
государственными.
Юридическими свойствами республиканской
формы правления являются:
1. Ограничение власти
главы государства, законодательных и
исполнительных государственных органов
конкретным сроком;
2. Выборность главы
государства и других верховных органов
государственной власти;
3. Ответственность
главы государства в случаях, определенным
законом;
4. Представительство
главы государства интересов государства
в международных отношениях по поручению
избирателей;
5. Обязательность
решений верховной государственной власти
для всех других государственных органов;
6. Преимущественная
защита интересов граждан, взаимная ответственность.
Исторически республика
как форма правления сложилась еще в Древнем
мире. Примером тому могут служить рабовладельческие
республики Эллады, Древний Рим периода
республики (римская сенатская республика
в V-I вв. до н.э.) др. Античные рабовладельческие
республики существовали в форме аристократических
и демократических республик. В Древнем
Риме и Спарте власть принадлежала ограниченной
группе должностных лиц – аристократии,
а общенародные представительные органы
играли второстепенную роль. В Афинской
демократической республике к формированию
высших органов государственной власти
допускались широкие слои населения.
Однако в то время
институты демократии были еще неразвиты,
а рабовладельческие отношения и связанные
с ними научные представления и знания
не создавали предпосылок для возникновения
гуманизма и связанных с ним современных
принципов демократического государства.
Поэтому расцвет республики связан не
с рабовладельческим или феодальным государством,
а с государством, где произошли изменения,
характерные для эпохи Возрождения, появления
идей гуманизма, "свободы, равенства,
братства". В связи с этим, сначала в
Европе, затем в Америке, а потом и во всем
мире республиканская форма правления
завоевывает позиции и становится наиболее
характерной формой правления в современной
мировой цивилизации.
В настоящее время
из 190 государств мира более 140 являются
республиками.
Современные республики
бывают трех видов:
- президентская
республика;
- парламентская
республика;
- парламентско-президентская
(смешанная) республика.
Классификация республик
связана с тем, каким именно образом осуществляется
государственная власть, и кто из субъектов
государственно-правовых отношений наделён
большим количеством полномочий. Или,
иначе говоря, республики разделяются
по трем параметрам:
как избирается парламент, как формируется
правительство, какой объём правомочий
принадлежит президенту.
Президентская республика.
Президентская республика
характеризуется значительной ролью президента
в системе государственных органов, соединением
в его руках полномочий главы государства
и главы правительства. Её также называют
дуалистической республикой, подчеркивая,
тем самым, факт сосредоточения сильной
исполнительной власти в руках президента,
а законодательной — в руках парламента.
Высшим должностным
лицом в президентской республике является
президент, обладающий полномочиями главы
государства и главы правительства. Основные
признаки президентской республики:
- президент избирается
не парламентом, а в результате
референдума или коллегиями выборщиков;
- президент назначает
правительство, перемещает и отстраняет
от должности его членов;
- президент имеет
право вето на законы, принимаемые
парламентом;
- президент является
главнокомандующим вооруженными
силами страны.
Отличительные черты
такой формы правления: внепарламентский
метод избрания президента (либо населением
— Бразилия, Франция, либо коллегией выборщиков
— США), внепарламентский метод формирования
правительства, то есть его формирует
президент. Президент является и формально
и юридически главой правительства (пост
премьер-министра отсутствует как, например,
в США), или он назначает главу правительства.
Правительство несёт ответственность
только перед президентом, а не перед парламентом,
так как только президент может отправить
его в отставку. В целом, при такой форме
правления президент обладает гораздо
большими полномочиями по сравнению с
парламентарной республикой (является
главой исполнительной власти, утверждает
законы путём подписания, имеет право
отправить правительство в отставку),
но в президентской республике президент,
как правило, лишён права роспуска парламента,
а парламент лишён права выразить недоверие
правительству, но может сместить президента
(процедура импичмента).
К числу развитых
демократических государств с президентской
формой правления относятся США, Аргентина,
Мексика. Классической президентской
республикой являются Соединённые Штаты
Америки. В основе Конституции США лежит
принцип разделения властей. Согласно
данной конституции, законодательная
власть принадлежит Конгрессу, исполнительная
— президенту, судебная — Верховному
Суду. Президент, избираемый коллегией
выборщиков, формирует правительство
из лиц, принадлежащих к его партии.
Президентские республики
основаны на принципе жесткого разделения
властей с четким разграничением предметной
компетенции между органами государственной
власти и действенной системой сдержек
и противовесов (средствами взаимного
воздействия властей друг на друга). Это
делает практически невозможным неограниченное
сосредоточение государственной власти
в каком-либо одном государственном органе.
При этой системе действует также институт
несовместимости депутатского мандата
с министерским портфелем.
В странах Латинской
Америки встречается такая разновидность
формы государственного правления, как
суперпрезидентская республика. Характерной
чертой ее являются чрезвычайно широкие
полномочия главы государства, подчас
в этих странах власть главы государства
на деле выходит за конституционные рамки.
Эта форма правления встречается также
в некоторых странах Азии и Африки.
Суперпрезидентская
республика (в некоторых источниках сверхпрезидентская,
англ. superpresidency или superpresidentialism) — форма
государственного управления, при которой
принцип разделения властей декларируется,
но соблюдается лишь внешним образом,
на деле же власть сосредоточена преимущественно
у президента и подконтрольных ему административных
институций. Является одной из форм авторитаризма.
Зачастую президент в суперпрезидентской
республике возглавляет одновременно
и правительство, будучи при этом лидером
правящей партии (которая при этом может
быть единственной или пользоваться значительными
внеконституционными преимуществами
перед другими партиями). При этом в суперпрезидентской
республике предусматриваемый национальной
конституцией «диапазон возможного использования
президентом его чрезвычайных полномочий
более обширен, чем в обычной президентской
республике»: конституционные полномочия
президента предусматривают издание указов,
имеющих силу закона, возможность распускать
парламент своим решением, смещать министров
и руководителей административно-территориальных
образований и т. д.
Установление в стране
суперпрезидентской республики может
приводить к замене периодического избрания
нового главы государства установлением
режима «пожизненного президентства»
или фактическим назначением нового президента
решением предыдущего, с последующим формальным
утверждением этого решения на выборах.
Парламентская
республика.
Парламентская республика
характеризуется провозглашением принципа
верховенства парламента, перед которым
правительство несёт всю полноту ответственности
за свою деятельность.
В такой республике
правительство формируется парламентским
путём из числа депутатов партий, обладающих
большинством голосов в парламенте. Оно
остаётся у власти до тех пор, пока располагает
поддержкой парламентского большинства.
В случае утраты доверия большинства парламента
правительство либо уходит в отставку,
либо добивается через главу государства
роспуска парламента и назначения новых
выборов. Такая форма правления существует
в странах, отличающихся развитой, в значительной
мере саморегулируемой экономикой (Италия,
Турция, Германия, Греция, Израиль). Выборы
при такой системе демократии обычно проводятся
по партийным спискам, то есть избиратели
голосуют не за кандидата, а за партию.
Главной функцией
парламента, помимо законодательной, является
контроль за правительством. Помимо традиционного
права - принимать законы, парламент наделяется
еще одним важным правомочием - контролем
за деятельностью правительства. Парламентский
контроль может осуществляться в форме
резолюций, выражающих отношение депутатов
к тому или иному вопросу, касающемуся
деятельности правительства, а также в
форме парламентских расследований. Парламент
вправе выразить правительству вотум
недоверия; правительство, которому вынесен
вотум недоверия, вынуждено уйти в отставку.
Кроме того, парламент
обладает важными финансовыми полномочиями,
поскольку он разрабатывает и принимает
бюджет государства, определяет пути социально-экономического
развития страны, решает основные вопросы
внутренней, внешней и оборонной политики
государства.
Глава государства
в таких республиках, как правило, избирается
парламентом или специально образуемой
более широкой коллегией, включающей наряду
с членами парламента представителей
субъектов федерации или представительных
региональных органов самоуправления.
Это и является главным видом контроля
парламента за исполнительной властью.
В парламентских республиках (Австрия,
Италия, ФРГ и др.) президент, как правило,
избирается путем многостепенных выборов
и получает свой мандат от парламента.
В процедуре избрания президента участвуют
либо только депутаты парламента (Турция,
Израиль), либо избирательная коллегия,
состоящая из депутатов парламента и представителей
других органов (Италия).
При этой форме государственного
правления говорят о «слабом» президенте.
Обширные полномочия, которыми, порой,
конституция наделяет президента парламентской
республики, осуществляются, как правило,
правительством, которое в лице своего
главы или министра контрассигнует акты
президента. Тем не менее, глава государства
при такой форме правления обладает довольно
широкими полномочиями. Он обнародует
законы, издаёт декреты, имеет право роспуска
парламента, формально назначает главу
правительства (только главу партии, победившей
на выборах), является главнокомандующим
вооружённых сил, имеет право амнистировать
осуждённых.