Роль прокурора в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

В судах Российской Федерации ежегодно рассматривается свыше пяти миллионов гражданских дел. Большинство заявленных исков удовлетворяется судами. Это говорит об обоснованности заявляемых исков и возросшей активности граждан по защите своих прав и охраняемых законом интересов. Сложность задач, стоящих перед судами при разрешении ими споров, вызывает необходимость активизации участия прокуроров в сфере гражданского судопроизводства, в обеспечении прав и охраняемых законом интересов граждан, государства, предприятий, организаций.

Содержание

Введение.…………………………………………………………………………………2
Глава 1. Правовой статус прокурора в гражданском процессе ……………………..5
1.1 Институт участия прокурора в гражданском процессе в истории российского государства и права………………….………………………….… ……………………6
1.2 Статус прокурора в гражданском процессе ……………..………........................ 12
Глава 2 Участие прокурора в гражданском процессе …………………................... 17
2.1Формы участия прокурора в гражданском процессе ……………………………18
2.2 Проблемы судебной защиты прокурором прав и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц …………………………………………………………...22
Заключение……………………………………………………….……………………..32
Список используемой литературы…………………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

гр процесс (1).doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2  Участие прокурора в гражданском процессе

 

К изменениям в компетенции прокурора в гражданском судопроизводстве за девять лет действия ГПК РФ в общем-то привыкли как сами прокуроры, так и граждане. Теперь статус прокурора в процессе согласно ст. 34 ГПК РФ ничем не отличается от статуса сторон по делу, третьих лиц, так как прокурор является лицом, участвующим в деле. В то же время это не совсем так, поскольку прокурор в гражданском процессе участвует в двух ипостасях и вправе: а) инициировать возбуждение гражданского судопроизводства; б) давать заключение по делу.

Кроме того, у других лиц, участвующих в деле, нет предусмотренной законом обязанности осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации с вытекающими отсюда функциями, среди которых значится обращение в суд в целях устранения нарушений, причиняемых несоблюдением законов.

В действующем ГПК РФ нет норм о прокурорском надзоре в гражданском судопроизводстве, и инициатива обращения прокурора в суд в интересах граждан возможна лишь в определенных законом случаях. Таким основанием является ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, предоставляющая прокурору право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Наличие уважительной причины при этом должно подтверждаться документально, а инициирование возбуждения гражданского судопроизводства должно сопровождаться обращением гражданина в прокуратуру. Вместе с тем указанное основание не являлось единственным, когда прокурор мог принимать участие в гражданском судопроизводстве. В соответствии со ст. 35 Закона о прокуратуре Российской Федерации прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Ряд иных процессуальных (ст. ст. 252, 260.1, 278, 284, 288, 304 ГПК РФ) и материальных норм (ст. ст. 70, 72, 73, 125, 140 СК РФ, ст. 353 ТК РФ, ЖК РФ и др.) предусматривают процессуальную необходимость участия прокурора в процессе. Исходя из изложенных обстоятельств и как бы нейтрализуя ограничения, предусмотренные ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, содержанием норм материального права различных законов, в Приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 2 декабря 2003 г. N 51 дан полный перечень оснований участия прокурора в процессе. Наличие расхождений в перечне оснований участия прокурора в гражданском судопроизводстве в этих двух правовых актах вызывало удивление, но в то же время Приказ воспринимался как специальное для прокуроров дополнение к процессуальной правовой норме. Наконец, данные разночтения были устранены Федеральным законом от 5 апреля 2009 г. N 43-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", которым были внесены дополнения в содержание правовой нормы ч. 1 ст. 45 ГПК РФ. Теперь в ней есть следующая оговорка: "Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образование", которая коррелирует содержание процессуальной нормы с материальными, содержащими процессуальные элементы, относительно полномочий прокурора. 10

 

2.1Формы участия прокурора  в гражданском процессе

 

Правовое положение прокуратуры регулируется Законом о прокуратуре. Согласно п. 1 ст. 1 этого Закона прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.11

Особенности участия прокурора в гражданском процессе определены информационным письмом Генпрокуратуры РФ от 27 января 2003 г. N 8-15-2003 "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"12, Приказ Генпрокуратуры России от 26.04.2012 N 181 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе"13

В вышеназванном информационном письме Генпрокуратуры РФ даны разъяснения относительно новелл, связанных с участием прокурора в гражданском процессе. Так, полномочия по участию прокурора в гражданском процессе в судах общей юрисдикции реализуются в трех формах:

1) путем обращения в суд с заявлениями - как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рассматриваемым в порядке особого производства;

2) путем вступления в процесс  для дачи заключения по делам  о выселении, о восстановлении  на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на прокурора полномочий;

3) путем подачи апелляционных  представлений на решения мировых  судей, кассационных представлений  на не вступившие в законную  силу решения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.

Правом на подачу указанных представлений в вышестоящие суды обладает прокурор, являющийся лицом, участвующим в деле, с точки зрения положений ст. ст. 34, 35, 45 ГПК РФ независимо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.

Часть 3 ст. 131 ГПК РФ определяет, что в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающий способы защиты этих интересов.

В п. 4.8 Приказа Генпрокуратуры РФ от 26.04.2012 N 181 отмечена обязанность прокуроров субъектов Федерации, а также приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, а также их заместителей принимать личное участие в рассмотрении судами гражданских дел, имеющих особое значение для защиты интересов Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.

В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином или обращение гражданина к прокурору.

Отсутствие в ГПК РФ перечня упомянутых уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с которыми гражданин не может обратиться в суд, не освобождает прокурора при подготовке искового заявления (заявления) в таком случае от выполнения указанных требований закона и приведения мотивов, по которым гражданин не может самостоятельно обратиться в суд. При этом должны быть представлены доказательства, подтверждающие невозможность самостоятельного обращения гражданина, и приложены копии документов.

Право оценки уважительности причин, по которым гражданин сам не может обратиться в суд, принадлежит суду.

Из смысла ст. 136 ГПК РФ следует, что несоблюдение прокурором упомянутых требований при обращении в суд в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина влечет оставление заявления прокурора без рассмотрения. На определение суда об оставлении искового заявления (заявления) прокурора без рассмотрения им может быть подано представление (ст. ст. 371, 372 ГПК РФ).

К числу других причин, которые могут быть признаны уважительными можно отнести невысокий доход малоимущих граждан, которые не имеют возможности заплатить госпошлину с целью защиты своих прав, отсутствие дохода у безработного и др. В случае признания неуважительной причины, указанной в заявлении, судья отказывает в принятии заявления в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ.

Прокурор может обратиться в суд за защитой прав лиц независимо от их просьбы. Так, например, несовершеннолетний ребенок не имеет возможности непосредственно обратиться к прокурору. Согласно п. 1 ст. 56 СК РФ защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных СК РФ, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.

Федеральным законом от 5 апреля 2009 г. N 43-ФЗ "О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" расширен перечень дел, по которым прокурор может обращаться в суд по просьбе граждан независимо от их дееспособности, возраста и состояния здоровья. Перечень таких дел носит социальный характер и в основном направлен на обеспечение конституционных прав граждан.

Обратившись в суд с заявлением, направленным в защиту лиц, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, прокурор пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности, кроме права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Прокурор является самостоятельной фигурой и не становится стороной (истцом).

В силу специфического процессуального положения в гражданском процессе прокурору, принимающему участие в процессе, не может быть предъявлен встречный иск, хотя в комментируемом Кодексе и нет прямого указания на это.

В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Условие, когда дело при отказе истца от иска не может быть прекращено, имеет принципиальный характер и служит для предупреждения злонамеренного сговора представителей истца и ответчика и других проявлений злоупотребления правом.

Прокурором на определение о прекращении производства по делу может быть внесено представление.

Другой формой участия прокурора в процессе является вступление в уже начавшийся процесс и дача заключения по делам, прямо предусмотренным федеральным законодательством. Гражданско-процессуальным кодексом предусмотрено участие прокурора в рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, в порядке особого производства (об усыновлении/удочерении ребенка; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным; об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным; о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством). Семейным кодексом РФ предусмотрено обязательное участие прокурора в рассмотрении дел о лишении родительских прав (ст. 70), о восстановлении в родительских правах (ст. 72), об ограничении в родительских правах (ст. 73) и др.

Несмотря на обязательный характер участия прокурора в рассмотрении дел таких категорий, его неявка не может повлечь затягивание процесса. Суд имеет право рассматривать дело в отсутствие прокурора, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В деле должны быть доказательства того, что прокурор был надлежащим образом проинформирован о судебном заседании. Это правило не должно распространяться на те категории дел, по которым прокурор подал заявление в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи. В последнем случае последствия неявки прокурора аналогичны последствиям неявки истца.14

 

2.2 Проблемы судебной  защиты прокурором прав и законных  интересов граждан и неопределенного  круга лиц

 

Положения Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2201-1) предоставляют прокурору широкие полномочия для защиты прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и публично-правовых образований. Как отмечают исследователи, деятельность прокуроров строится на основе принципа непосредственного действия прав и свобод, предопределяющего необходимость обеспечения полного соответствия конституционным нормам всей законотворческой и правоприменительной деятельности. Из анализа норм Конституции РФ видно, что система защиты состоит из внутригосударственных, внегосударственных и межгосударственных средств. Внутригосударственные, или собственно государственные, средства включают судебную защиту (как конституционно-судебную, так и иную судебную), прокурорский надзор и иную правозащитную деятельность прокуратуры, административные действия органов исполнительной власти, деятельность Уполномоченного по правам человека и др. 15

Согласно ч. 2 ст. 1 Закона N 2201-1 в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Защита прав и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц производится прокурором посредством осуществления полномочий, порядок реализации которых определен действующим законодательством, в частности гражданским процессуальным законом. Зачастую на практике обращение прокурора с иском в защиту интересов публично-правового образования, неопределенного круга лиц возможно не по результатам проведенных проверок, в ходе которых были выявлены нарушения (например, при обращении в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к юридическому лицу о признании деятельности по непредставлению декларации безопасности комплекса гидротехнических сооружений водохранилищ незаконной и возложении обязанности по представлению декларации), а только в случае наличия информации о нарушении прав именно от конкретных граждан, обратившихся к прокурору с заявлением о защите нарушенных прав.

Информация о работе Роль прокурора в гражданском процессе