Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 20:37, курсовая работа
Именно поэтому целью данного исследования является анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения в муниципальном образовании.
Объект изучения – деятельность органов местного самоуправления; предмет изучения – особенности деятельности социальной поддержки населения муниципального образования.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
– изучить теоретико-методологические основы социальной защиты населения в РФ;
– проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения в Кемеровской области и муниципальном образовании Заводском районе г. Кемерова;
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения
1.2 Нормативно-правовые основы социальной защиты населения
1.3 Финансовые основы социальной защиты населения
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАВОДСКОГО РАЙОНА КЕМЕРОВА
2.1 Деятельность отдела социальной защиты населения в Заводском районе города Кемерова
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
8. разработка положений по основам социальной политики;
9. анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;
10. подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;
11. разработка социальных нормативов и т. д. [21, с.76].
Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:
1. обеспечение и решение производственно-экономических задач;
2. плановую и финансово-экономическую деятельность;
3. создание различных фондов социальной помощи;
4. решение экономических проблем и др. [21, с.78].
Функции трудового коллектива:
а) производственно-экономическая;
б) политическая;
в) управленческая;
г) социальная;
д) воспитательная [78, с.80].
Формами социальной защиты являются «отражение в коллективных договорах дополнительных мер социальной защиты, поддержки (выплаты, льготы, натуральная помощь и т. п.) работников и членов их семей, а также пенсионеров за счет соответствующих фондов предприятий» [9, с.13].
Социальными функциями трудового коллектива являются:
1. совершенствование материальных и культурных условий жизни людей;
2. развитие социальной структуры коллектива;
3. улучшение отношений внутри коллектива;
4. улучшение социального обеспечения, здравоохранения;
5. организация помощи в семейной жизни, проведении досуга;
6. соблюдение принципа социальной справедливости [9, с.15].
Определенные функции
выполняют различные
а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;
б) социальная реабилитация инвалидов;
в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д. [9, с.16].
В целом назначение системы социальной защиты проявляется в ее общих функциях:
1. Экономическая функция
выражается в оказании
2. Политическая функция,
направленная на сближение
3. Демографическая функция
способствует стимулированию
4. Социально-реабилитационная
функция связана с
Социальная защита населения
и механизм ее реализации базируются
на соответствующих
Первое направление социальной
защиты - это социальная защита детей,
детства и отрочества, которая
ориентирована на создание условий
жизни и развития детей, позволяющих
всем детям, независимо от того, в какой
семье они родились и живут, иметь
наилучшие возможности для
Второе направление социальной
защиты – это социальная защита
трудоспособного населения, призванная
«предусматривать создание условий, обеспечивающих
баланс прав, обязанностей и интересов
граждан, когда человек сможет в
полной мере реализовать способность
к экономической
Наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья [23, с.128].
Таким образом, можно сделать вывод, что социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам РФ защиту от социальных рисков, препятствующих:
– эффективной занятости человека;
– предоставлению, в соответствии
с законодательством, дополнительных
гарантий занятости категориям населения,
нуждающимся в особой социальной
защите и испытывающим трудности
в поиске работы, в том числе
молодежи, одиноким и многодетным
родителям, воспитывающим
– выплате и получению
заработной платы и всех видов
социальных пособий в размерах и
сроках, предусмотренных
– охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;
– оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации;
– реализации молодежью своего потенциала в научном, культурном и спортивном планах;
– равноправию мужчин и женщин во всех вопросах социальной жизни (в первую очередь речь идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту) [29, с.111].
Третье направление социальной защиты - это социальная защита нетрудоспособных граждан, которая должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество.
Четвертое направление социальной защиты – социальная защита семьи, которая должна обеспечивать эффективную профилактику социальных рисков, препятствующих:
– сохранению института семьи;
– созданию и сохранению семьи;
– проживанию в семье ее
членов, страдающих ограничениями
– реализации мер по обеспечению трудящихся с семейными обязанностями такими условиями занятости, которые бы позволяли им совмещать семейные и профессиональные обязанности;
– развитию и оказанию содействия государственных и иных форм собственности учреждениям и службам по уходу за детьми и помощи семье;
– обеспечению каждой женщине права на возможно широкий спектр услуг в области планирования семьи;
– мерам по снижению материнской и детской смертности;
– предоставлению женщинам права на отпуск по беременности и родам;
– предоставлению отпуска по уходу за ребенком материл или отцу (опекуну) либо по усмотрению семьи другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком;
– прекращению трудовых отношений работодателя с женщиной в период ее отсутствия на работе по вышеназванной причине;
– выплате пособий по уходу за ребенком, по беременности и родам получению женщиной медицинского обеспечения, включающей бесплатное дородовое медицинское обслуживание, акушерское обслуживании во время родов и после родов;
– отказу работодателя в приеме на работу и снижению заработной платы женщинам по мотивам, связанным с беременностью и родами, наличием детей;
– переводу беременных женщин,
а также женщин, имеющих детей
в возрасте до 3 лет, в соответствии
с медицинскими требованиями, на более
легкую работу, исключающую воздействие
неблагоприятных
– развитию семейного досуга и отдыха [29, с.124].
Социальная защита семьи
на современном этапе представляет
собой наиболее развивающееся направление
социальной защиты, так как именно
в семье находят отражение
все социальные проблемы, характерные
для современного российского общества,
причем эти проблемы всегда специфичны,
так как непосредственно
Организация осуществления
названных направлений
1.2 Нормативно-правовые
основы социальной защиты
Социальная защита населения
и механизм ее реализации базируются
на конституционно-правовых законодательных
основах и международных пактах
о правах и свободах человека. Всеобщая
декларация прав человека, международные
пакты о гражданских и
Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются
также труд и здоровье людей. Устанавливается
гарантированный минимальный
В статье 38 Конституции Российской Федерации записано:
1. Каждому гражданину
2. Устанавливаются пенсии и пособия.
В ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом.
Каждый гражданин имеет
право на социальную защиту. Конституция
возлагает обязанность на государство
создавать все необходимые
Она не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации. Прежде всего это:
– обязательное пенсионное страхование работающих;
– создания других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения;
– принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав.
Ряд текущих законов регулирует пенсионное обеспечение различных категорий граждан., это, например, Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.
Социальная защита предполагает
оказание помощи конкретным нуждающимся
лицам с учетом их индивидуальных
потребностей. В РФ изданы и действуют
соответствующие нормативно-
Большое практическое значение в осуществлении социальной защиты различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей, задач и в конечном счете - целей программ. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:
– Федеральная комплексная
программа «Социальная
– Президентская программа «Молодежь России»;
– Программа переподготовки
и обеспечения занятости
– Федеральная миграционная программа;
Социальные программы, действующие в Кемеровской области.
– Областная программа социальной защиты населения на 2006-2008 годы;
– План действий по улучшению
положения женщин в Кемеровской
области и повышению их роли в обществе
на 2005-2009 годы.
Таким образом, Конституция
как основной закон государства
и нормативно-правовые акты, конкретизирующие
и наполняющие реальным содержанием
социальные права, свободы и обязанности
личности (Указы Президента РФ, Федеральные
законы, Постановления Правительства,
правовые акты, принимаемые субъектами
Федерации, муниципальными органами власти)
составляют и образуют то правовое
пространство, в котором функционирует
социальный механизм защиты интересов
человека. Действие и действенность
этого механизма