Социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

В XX веке под сильным воздействием социалистических движений к гражданским и политическим правам прибавляются социально-экономические права (как правило, права трудящихся: право на объединение в профсоюзы, на труд, отдых, социальную помощь и т. д.).
В 1922 году по инициативе немецкой и французской лиг за права человека, два десятка организаций в разных странах создают Международную федерацию за права человека (FIDH), первую в мире международную организацию по защите прав человека.

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право.docx

— 57.92 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Конституцией РФ Председатель Правительства не позднее  недельного срока после его утверждения  на данной должности должен представить  Президенту предложение о структуре  федеральных органов и исполнительной власти.   

Конституция РФ 1993г. не предусматривает  вхождение по должности в состав Правительства РФ председателей  правительств республик в составе  Российской Федерации.  

Таким образом, Правительство Российской Федерации  - федеральный орган исполнительной власти  общей компетенции. Правительство Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации. Правительство и другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в России. Федеральное правительство самостоятельно решает вопросы. Отнесенные к его компетенции. Направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.  

По сравнению с правительствами  зарубежных стран правовой статус Правительства  Российской Федерации в значительной степени законодательно урегулирован и определяется Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом, федеральными законами. Нормативными указами Президента Российской Федерации.    

Президент Российской Федерации наделен  широкими полномочиями в сфере исполнительной власти: осуществляет назначения на высшие должности в государственных  органах, председательствует на заседаниях правительства, решает вопросы в  области внешних сношений и военной  сфере.  

Положение Правительства среди  других органов российского государства  определяется его полномочиями, закрепленными в указанных законодательных и нормативных актах.     

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных  указов Президента Российской Федерации  Правительство  издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации. Правительство обеспечивает их исполнение.

 

2.3 Полномочия Правительства  РФ 

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации  наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами.

Общие и основные полномочия Правительства  РФ определены в ст. 114 Конституции  РФ и в ст. 13 Закона "О Правительстве  Российской Федерации" 1997 г. В соответствии с этими нормативно-правовыми  актами Правительство Российской Федерации  установлены общие полномочия:

·              осуществляет реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

·              осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

·              разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

·              обеспечивает в России единую финансовую кредитную, денежную политику;

·              осуществляет управление федеральной собственностью;

·              обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

·              осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны и государственной безопасности;

·              обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

·              формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

·              реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

·              Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону и федеральным законам. Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.              

Общие полномочия Правительства РФ применительно к отдельным сферам и областям жизнедеятельности государства  и общества конкретизируются в восьми статьях (ст.ст. 14-21) Закона "О Правительстве  РФ" 1997 г. Однако полномочия Правительства  не ограничиваются их перечнем, приведенным  в данных статьях. При определении  компетенции Правительства РФ используется принцип общего нормирования его  полномочий: Правительство осуществляет также иные полномочия, возложенные  на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента.  
           Правовыми формами реализации Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления носят нормативный характер, а распоряжения издаются по оперативным и текущим вопросам и не являются нормативными актами. Все правовые акты Правительства - как распоряжения, так и постановления - могут быть обжалованы в суд. Правительство вправе также принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера. В своей деятельности Правительство руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, профессионализма, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

На определении объема полномочий  федерального правительства отражается федеративной устройство российского государства, так как в этих условиях проводится разделение компетенции между Российской федерацией (органами исполнительное власти) и ее субъектами (органами исполнительной власти субъектов). То есть федеральное правительство принимает решения по вопросам, отнесенным конституцией к ведению федерации и совместному ведению федерации и ее субъектов.

Правительство Российской Федерации  вправе делегировать осуществление  части своих полномочий федеральным  органам исполнительной власти, если они не отнесены законодательством  к исключительным полномочиям правительства, а также по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление  части своих полномочий или принимать  осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции  Российской Федерации. 

Полномочия федерального правительства  охватывают по существу все сферы  жизни и деятельности общества. 

Правительство Российской Федерации  руководит работой федеральных  министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти и  контролирует их деятельность. 

Федеральные министерства и иные федеральные  органы исполнительной власти подчиняются  федеральному правительству и ответственны перед ним за выполнение порученных им задач. 

Правительство Российской Федерации, федеральные министерства и ведомства  для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. 

Федеральное правительство утверждает положения о федеральных министерствах  и иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность  работников их центральных аппаратов  и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в  федеральном бюджете. 

Федеральное правительство назначает  на должность и освобождает от должности заместителей федеральных  министров, руководителей федеральных  органов исполнительной власти, не являющихся федеральными министрами, заместителей руководителей федеральных  органов исполнительной власти. Руководителей  органов и организаций при  федеральном правительстве, утверждает членов коллегий федеральных  органов исполнительной власти.

В случае необходимости федеральное  правительство вправе учреждать  организации. Образовывать координационные, совещательные или иные органы при  правительстве. Задачи и полномочия таких организаций и органов  определяются федеральным правительством при их создании.

В ст. 114 Конституции РФ не содержится положений или норм, характеризующих  участи Правительства в регулировании  экономических процессов  в стране, в реализации и обеспечении конституционно установленных  единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, прав человека и гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности  и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

С учетом того, что полномочия Правительства  в сфере развития экономики призваны быть достаточно широкими (это, в частности, обусловлено наличием разработанных программ экономического, социального и экологического развития, составлением прогнозов экономического и социального развития), в законе о Правительстве РФ целесообразно выделить самостоятельную статью о полномочиях Правительства в сфере экономического развития.

1. В сфере экономики Правительство  Российской Федерации осуществляет  следующие полномочия:

-              осуществляет регулирование экономических процессов;

-              обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

-              прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

-              вырабатывает государственную структурную  и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

-              осуществляет управление федеральной собственностью;

-              разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

-              осуществляет общее руководство таможенным делом;

-              принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

-              формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации.   

2. Также в сфере бюджетной,  финансовой, кредитной и денежной  политики Правительство Российской  Федерации:

-              обеспечивает  проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

-              разрабатывает и представляет Государственной Думе  федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

-              представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

-              разрабатывает и реализует налоговую политику;

-              обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

-              принимает согласованные с Центральным банком Российской Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг;

-              осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

-              осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;

-              руководит валютно-финансовой деятельностью в отношении Российской Федерации с иностранными государствами;

-              разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Следующий блок полномочий Правительства  составляют вопросы, относящиеся к  социально-культурной сфере. Правительство  обеспечивает проведение единой государственной  политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения экологии. Осуществляя свои функции в названных и других отраслях социально-культурной сферы, Правительство в соответствии с полномочиями в конкретных отраслях социально-культурного строительства  выполняет большой объем деятельности по руководству и управлению ими. Более конкретно полномочия Правительства определяются в соответствующем федеральном законодательстве об указанных отраслях. Например, в Основах: законодательства РФ о культуре; законодательства РФ об охране здоровья граждан; законодательства РФ о физической культуре и спорте; в Законах РФ: об образовании; о занятости населения; о государственных пенсиях; об охране окружающей природной среды; о недрах; в других законах и указах Президента РФ.

В перечисленных и других законах  и нормативных актах Президента РФ содержатся конкретные полномочия Правительства в каждой из названных  областей.

3. Полномочия Правительства Российской  Федерации в социальной сфере:

Правительства Российской Федерации:

-              обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

-              принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

-              разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

-              обеспечивает проведение единой государственной  миграционной политики;

-              принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья. По обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

Информация о работе Социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации