Судебная власть РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 08:20, курсовая работа

Краткое описание

Судебная власть в Российской Федерации основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом. Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства – судам полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа судебная власть РФ.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Судебная власть в Российской Федерации основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом. Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства – судам полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений.

В последние годы в юридической литературе уделяется значительное внимание проблемам правового государства, разделения властей и становления судебной власти. Природе и функциям судебной власти, взаимоотношению с исполнительной властью и законодательной властью, образующими государственную власть, посвящено достаточно много исследований ученых и практических работников

Особую актуальность в современный период развития российского правового общества приобретают вопросы не только развития судебной власти в условиях федеративного государства и реализации властных полномочий государства, но и вытекающие из них формы государственного принуждения. Наличие в судебной системе трех видов правосудия: конституционного, арбитражного и системы общей юрисдикции, отличающихся по структуре и специфике деятельности, порождает особые формы выносимых ими решений, обеспечивающих государственное принуждение к их исполнению как физическими, так и юридическими лицами.

Проблема убеждения и принуждения в современном обществе - это проблема методов социального (государственного и негосударственного) управления экономическими, политическими, социальными, духовными процессами, это проблема методов регулирования взаимоотношений между людьми.

Целью данной курсовой работы является раскрытие конституционных основ осуществления правосудия, определение органов осуществляющих судебную власть в Российской Федерации.

Задачи курсовой работы:

- определить понятие и признаки  судебной власти и правосудия  в РФ;

- определить какую роль играет  Конституция в осуществлении  судебной политики государства;

- выявить какие органы осуществляют  судебную власть;

- найти отличительные свойства  правосудия.

Объектом исследования в данной работе является: механизм осуществления и регулирования судебной власти в Российской Федерации, закрепленный в нормах Конституции Российской Федерации и более детально раскрываемый в федеральном отраслевом законодательстве.

Предметом исследования являются: конституционные принципы осуществления правосудия, гарантии независимости судебной власти, судебная система.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВОСУДИЯ РФ

 

1.1 Понятие судебной власти, ее соотношение с другими ветвями государственной власти. Разделение властей

Понятие судебной власти производно от общего понятия власти и, в частности, понятия государственной власти. Диапазон употребления слова «власть» весьма широк: от родительской или отцовской власти до государственной власти. Власть не только сегодня, но и веками — одно из ключевых, наиболее масштабных, многогранных и определяющих явлений жизни общества. Поэтому общее определение власти тоже является весьма широким. Власть как явление — это способность подчинять своей воле, право или возможность повелевать, распоряжаться кем-нибудь или чем-нибудь. Она имеет различные формы проявления. Форма общественной власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население, — это государственная власть. Она осуществляет организованное воздействие на сознание и поведение людей с помощью различного рода средств — права, авторитета, воли, убеждения или принуждения, направленное на достижение общественно значимых целей. Власть всегда выражена в официальных формах. Одно из проявлений общего понятия власти и понятия государственной власти, в частности, — судебная власть.1

Судебная власть — в соответствии с теорией разделения властей одна из трех основных ветвей государственной власти, закрепленных в ст. 10 Конституции РФ. Функционирование судебной власти регулируется гл. 7 Конституции РФ «Судебная власть», Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», другими федеральными конституционными законами и федеральными законами. Принцип разделения властей — это фундаментальный принцип организации власти в Российской Федерации. В советский период нашего государства он отвергался. Суть его в том, что демократический правовой режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующими органами государственной власти.

Таким образом, Конституцией РФ признано, что судебная власть является одним из видов государственной власти. Однако самостоятельность и независимость судебной власти в известном смысле относительны. Таковой она должна быть только во взаимоотношениях с другими ветвями власти. По отношению к народу судебная власть, будучи частью государственной власти, своим происхождением обязана народу, являющемуся единственным источником любой власти (ст. 3 Конституции), не должна быть самостоятельной.2 В этой связи существует необходимость взаимодействия трех видов государственной власти как равновесных, но подчиненных власти народа, призванных обеспечивать и оберегать власть народа. Итак, что понимается под судебной властью? Ни Конституция, ни другие законы точного ответа на этот вопрос не содержат. На него отвечает правоведение.

Судебная власть — это самостоятельная независимая ветвь государственной власти, осуществляемая судами, которые выполняют возложенные на них законом полномочия посредством установленного судопроизводства. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Следовательно, судебную власть следует рассматривать как обладание в силу закона правоприменительными полномочиями в правовой сфере жизни общества и осуществление этих полномочий в соответствии с процессуальными законами в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, охраны от всяких посягательств конституционного строя, политической и экономической систем, прав и законных интересов граждан, государственных органов и других организаций.3 Если иметь в виду прерогативы суда (лат. Praerogativa) — исключительное право суда, правомочие которого не имеет никто, кроме судей, олицетворяющих судебную власть, то судебная власть — это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, самими гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; защиты прав граждан в их взаимоотношениях с органами исполнительной власти и должностными лицами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании преступлений и проведении оперативно-розыскной деятельности; установления наиболее значимых юридических фактов и состояний.

Важно уяснить, что судебную власть как вид власти теоретически нельзя отождествлять с судами, судебной системой. Проще говоря, судебной властью как видом государственной власти надлежит считать не орган (суд) или должностное лицо (судебный пристав, например), а то, что они могут и в состоянии сделать, какими для этого способностями и возможностями обладают.4 Практически, судебная власть и суд (судебная система) не могут существовать раздельно, они существуют на благо народа. В подчеркивании не тождественности судебной власти и судов (судебной системы), прежде всего, стремление обеспечить их гармоничное единство. Неэффективная судебная система порочит в итоге судебную власть, а судебная власть, оторванная от судебной системы, превращается в пустое сотрясение воздуха.

Одна из важнейших функций судебной власти — осуществление правосудия, т.е. производимой в процессуальном порядке правоприменительной деятельности суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства. Осуществление правосудия — исключительная компетенция судебной власти (ч. 1 ст. 118 Конституции). Однако неоправданно ее сводить к какому-то одному из видов судебной деятельности, в том числе и к правосудию, или считать их синонимами. Хотя эти понятия и родственные, близкие по содержанию, ныне тождественные.5 Наряду с правосудием судебная власть реализуется в ряде иных, имеющих огромное социальное значение контролирующих полномочиях, в частности, в контроле за соответствием законов положениям Конституции, осуществляемым Конституционным Судом РФ.

Судебный контроль за законностью нормативных актов — одна из важнейших на сегодня задач обеспечения единства правового пространства, соответствия законов субъектов РФ и нормативных актов всех уровней Конституции РФ и федеральным законам.6 Широко осуществляется нормоконтролъ и судами общей юрисдикции всех уровней. С учетом требований Конституции РФ (ст. 120) контроль над нормотворчеством осуществляется каждым конкретным судом (судьей). При рассмотрении дела суд обязан руководствоваться не только нормой конкретного подлежащего на данном уровне применению закона, но, избегая позитивистского подхода, принять решение, основанное на совокупности законодательных актов, регулирующих данную сферу правоотношений исходя из их установленной иерархии. Констатировав, что подлежащий применению закон не соответствует Конституции РФ или закону, наделенному большей юридической силой, суд обязан при вынесении решения руководствоваться актом, имеющим приоритет с точки зрения иерархии актов законодательства.

Кроме того, судебная власть реализуется в контроле за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов, в государственном управлении — рассмотрение жалоб граждан на действия и решения органов (должностных лиц), нарушающих их права и свободы, жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях; рассмотрение жалоб организаций; проверка при рассмотрении уголовных дел качества предварительного расследования; рассмотрение жалоб и протестов о признании незаконными правовых актов управления; проверка при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел законности и дисциплины в деятельности органов, организаций и их должностных лиц, законности правовых актов управления, имеющих значение для разрешения дела. Эта контрольная деятельность также представляет собой: обеспечение исполнения приговоров, иных судебных решений; разбирательство и решение дел об административных правонарушениях, подведомственных судам; разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики; разработка на основе изучения и обобщения судебной практики предложений по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов; реализация Верховным Судом РФ права законодательной инициативы; иные полномочия в соответствии с законодательством РФ.

Судебный контроль за законностью и обоснованностью действий и решений местных представительных и всех исполнительных органов и органов государственного управления, правоохранительных органов в процессе выявления и раскрытия преступлений, задержания лиц, подозреваемых в их совершении, ареста, продления его срока, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, правомерность прекращения уголовных дел и т.д., свидетельствует о том, что судебная власть — это не только вершина пирамиды правоохранительных органов, но и равновесная ветвь среди других ветвей государственной власти.

1.2 Признаки судебной власти

Судебная власть характеризуется следующими основными признаками.

1. Судебная власть — вид государственной власти. Она одна из трех самостоятельных ветвей государственной власти.

2. Судебная власть осуществляется только специальными государственными органами — судами. Они являются ее непосредственными носителями. Федеральный суд — орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным конституционным законом. Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.7 Суд состоит из судей, работающих на профессиональной основе, в его состав могут входить представители народа в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

3. Исключительность судебной власти — признак, тесно связанный с предыдущими. Никакие другие органы и лица, кроме суда и судей, не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Так, только суд может признать человека виновным в совершении преступления и подвергнуть его уголовному наказанию.8 Законодательный императив не допускает выбора иного варианта действий: никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в порядке, установленном законом (ст. 14 УПК).

4. Судебная власть едина, вследствие чего установлено единство судебной системы страны. Исчерпывающий перечень судов установлен Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Конституция РФ запрещает создание и деятельность чрезвычайных судов (ч. 3 ст. 118), в том числе и в условиях чрезвычайного и военного положения.

5. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. При выполнении своих полномочий суды подчиняются только Конституции РФ и закону (ст. 118 Конституции РФ, ч. 1 и 2 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Никто не вправе давать судьям указания, как разрешить то или иное конкретное дело. Судьи, рассматривая дело, не связаны позицией и мнением сторон в процессе. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ст. 294 УК). Одновременно с этим независимость судебной власти означает, что судьи не имеют права подчиняться чьему-либо мнению, сами обязаны противостоять попыткам такого воздействия, иметь высокие нравственные качества, хранить верность закону. Самостоятельность судебной власти означает, что судебная власть неделима, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды образуют свою обособленную систему, не входящую в какую-либо другую государственную структуру; организационно они никому не подчинены.9 Взаимодействие судов с другими ветвями государственной власти осуществляется в рамках закона, гарантирующего независимость судей, выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему.

Информация о работе Судебная власть РФ