Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 08:20, курсовая работа
Судебная власть в Российской Федерации основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом. Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства – судам полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости, принимаемых судами решений.
6. Судебная власть осуществляется путем судопроизводства, что определено ст. 118 Конституции РФ и ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». Судопроизводство — это форма реализации судебной власти. В более узком смысле под судопроизводством понимают порядок рассмотрения дел судами. В соответствии с законом (ч. 2 ст. 118 Конституции) судебная власть осуществляется посредством следующих видов судопроизводства: конституционного — разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и других актов; гражданского — рассмотрение и разрешение дел, вытекающих из гражданских правоотношений; административного — рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях; уголовного — досудебного и судебного производства по уголовному делу. В качестве разновидности гражданского и административного судопроизводства, исходя из ст. 127 Конституции РФ, принято считать разрешение экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, — арбитражное судопроизводство.10
7. Процессуальный порядок
8. Подзаконность судебной власти означает, что она действует в пределах предоставленной компетенции в соответствии с законом либо на его основе и во исполнение. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (ст. 120 Конституции, ч. 1, 2 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Подзаконность судебной власти распространяется как на все отмеченные выше ее проявления — правосудие, конституционный и судебный контроль, толкование законов и других нормативных правовых актов и т.д., так и на все без исключения органы, ее представляющие.
9. Обязательность постановлений судебной власти для всех без исключения государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан. Это означает, что решение суда имеет властный характер и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории государства. Неисполнение его влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 315 УК. Реализация судебных решений — это функция органов исполнительной власти, прежде всего Минюста России.11 Если иметь в виду, что ч. 5 ст. 32 Конституции РФ предусматривает право граждан участвовать в отправлении правосудия, то можно, наконец, отметить и такое свойство судебной власти, как участие представителей власти в ее осуществлении. Участвуя в отправлении правосудия, граждане участвуют и в осуществлении судебной власти. В состав суда, рассматривающего уголовное, гражданское, арбитражное дело, помимо судьи могут входить присяжные и арбитражные заседатели.
2 СУД – ОРГАН СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
2.1 Органы, осуществляющие судебную власть
Судебная власть осуществляется специально учреждаемым государственным органом — судом (ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).
Понятие «суд», помимо отмеченного, имеет и иные значения — это и здание, в котором размещается указанный орган, и само судебное разбирательство, и судьи единолично, и коллегиально, принявшие решение по конкретному делу, и как мнение (суд совести, суд истории) и др. В юридическом значении суд — это орган государства, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, экономических споров и некоторых других категорий дел, в порядке, установленном процессуальным законом. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 118) суд — единственный орган, который вправе осуществлять особую функцию государственной власти — правосудие. Задачей суда при осуществлении правосудия является защита конституционного строя РФ, прав и свобод граждан, прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Главная функция органов правосудия — судебная защита прав и свобод человека и гражданина.12
Иные организации, в названии которых содержится термин «суд» и производные от него — суды чести в Вооруженных Силах, товарищеские суды, Судебная палата по информационным спорам и т.д., — не наделены судебной властью в том смысле, который определен Конституцией РФ, и в указанном выше значении судами не являются, т.е. никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.13
В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» в настоящее время существует три системы судов: Конституционный Суд, суды общей компетенции (юрисдикции), арбитражные суды. Кроме того, арбитражи могут создаваться на самодеятельных началах, выбираться самими участниками спора; могут создаваться и третейские суды. Данный перечень носит исчерпывающий характер. Изменение его возможно только на основе изменения этих актов. Субъекты РФ могут только создавать либо не создавать суды субъектов РФ, но в пределах установленного федеральным законодателем перечня. Правила судопроизводства установлены федеральными законами и обязательны для всех судов.14 Равным образом обязательно для всех судов применение Конституции и законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание, делав закрытом заседании, допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.15 Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Акты судов, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения на всей территории РФ. Федеральное законодательство закрепляет единый статус для судей всех судов. Финансирование всех судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124 Конституции). Перечисленными и рядом иных свойств суды отличаются от органов, выполняющих законодательные и исполнительные функции. Более подробно речь о них пойдет в последующих главах.
Суд как орган государства представляет собой учреждение, где работает на профессиональной основе не один, а несколько судей. Правосудие по конкретным делам осуществляется не всеми судьями одновременно, а так называемыми судебными составами.
В судебный состав могут входить представители народа в качестве присяжных и арбитражных заседателей. Независимо от того, в каком составе рассматривается то или иное конкретное дело судом, — судьей единолично, коллегией из трех судей, судом присяжных, они являются таковым, т.е. государственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие, — судом и действуют не от своего имени, а от имени государства.
Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах компетенции, определенной законом.
Районный суд рассматривает уголовные и гражданские дела по существу, а областной суд не только рассматривает уголовные дела по существу (отнесенные законом к его компетенции), но и проверяет обоснованность и законность решений районного. В свою очередь, районные суды рассматривают в порядке апелляционного судопроизводства судебные решения, вынесенные мировыми судьями.
Арбитражные суды могут рассматривать
только арбитражные дела, а принять к своему
производству гражданское или уголовное
дело не имеют права. Юрисдикция (совокупность
правомочий) каждого суда распространяется
на определенную территорию (район, область)
или на структурное образование Вооруженных
Сил РФ (гарнизон, военный округ). Название
суда соответствует административно-
2.2 Правосудие и его отличительные свойства
Правосудие — это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени государства на основании Конституции, действующего законодательства. О правосудии говорится в Конституции РФ неоднократно и в связи с разными правовыми ситуациями. Статья 18 Конституции РФ говорит об обеспечении правосудием прав и свобод человека и гражданина; ч. 5 ст. 32 устанавливает право граждан на участие в отправлении правосудия; ч. 2 ст. 50 запрещает при осуществлении правосудия использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; ст. 52 говорит об обеспечении потерпевшим доступа к правосудию; ст. 18 Конституции РФ говорит об обеспечении правосудием прав и свобод человека и гражданина; ст. 52 — об обеспечении потерпевшим доступа к правосудию. Наконец, ч. 1 ст. 118 содержит важнейший для судебной власти императив: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом».
Таким образом, первым отличительным свойством правосудия является его осуществление только судом. Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции и федеральных конституционных законах суды, что должно исключить возможность присвоения его функций иными государственными органами и общественными объединениями. А воплощать в жизнь правосудие вправе только судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями и выполняющие свои обязанности на профессиональной основе, а также, как отмечалось, в установленных законом случаях представители населения.17 Правосудие представляет собой ведущую форму реализации судебной власти и осуществляется посредством соблюдения, строго регламентированного законом порядка и норм судопроизводства. Правосудие строится так, чтобы по каждому делу была установлена объективная истина, обеспечены гарантии для всех участников процесса, торжествовали справедливость и право. Этому способствует и статус судов как независимых, занимающих высокое положение среди правоохранительных органов, в частности, и государственных органов, вообще, обладающих функциями самостоятельной ветви власти. Кроме того, в правосудии, в отличие от иных форм судебной деятельности с наибольшей полнотой выражаются демократические общеправовые и специальные процессуальные принципы организации и деятельности судебной власти.
Вторым отличительным свойством правосудия является рассмотрение дел в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседаний непрерывно, устно и открыто. В нем участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов. Завершается судебное заседание решением (по гражданским делам) или приговором (по уголовным). Они должны быть законными и обоснованными, иначе могут быть отменены кассационной или надзорной инстанциями, деятельность которых тоже является правосудием.
Третьим отличительным свойством правосудия является то, что оно может осуществляться только определенными законом способами, а именно путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридических дел. Порядок рассмотрения различных дел в судах именуется судопроизводством.18 Конституция РФ предусматривает четыре вида судопроизводства (ч. 2 ст. 118): конституционное, гражданское, административное и уголовное. Федеральное законодательство знает, как отмечалось, также арбитражное судопроизводство.
Судопроизводство протекает в определенных законом процессуальных формах, имеет определенную последовательность (стадии рассмотрения дела). Судопроизводство начинается при наличии законных оснований и поводов. Суд по своей инициативе обычно не может начинать судопроизводство. С такой инициативой выступают заинтересованные лица, каковыми могут быть граждане РФ, иностранцы, юридические лица, должностные лица, государственные органы, общественные объединения и другие субъекты российского права, которые вправе или обязаны обратиться в суд. Само обращение в зависимости от вида судопроизводства может иметь форму искового заявления, запроса, жалобы, обвинительного заключения и др. Действующим законодательством в понятие судопроизводства включаются не только рассмотрение и разрешение судом дела по существу, но и досудебное производство, производство по делу во всех стадиях уголовного, гражданского и арбитражного процесса, разрешение вопросов принудительного исполнения судебных решений.
Гражданское судопроизводство имеет своим предметом отношения, возникающие в сфере правосудия по гражданским делам. Эта категория дел охватывает широкий и многообразный круг споров, касающихся, например, имущественных интересов между гражданами в связи с неуплатой кем-то долга; связанных с реализацией, скажем, трудовых прав — незаконным увольнением с работы; жилищных — выселением с занимаемой жилплощади. Это могут быть и неимущественные права и законные интересы частных лиц, предприятий, учреждений и организаций, например, связанные с защитой чести и достоинства, в связи с опубликованием в средствах массовой информации порочащих сведений, с ненадлежащим исполнением родительских обязанностей, об оспаривании нормативных правовых актов.
Гражданское судопроизводство делится на: приказное производство, исковое производство, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений и особое производство. Исковое производство осуществляется по общим правилам гражданского судопроизводства, а остальные — по общим правилам судопроизводства, за отдельными исключениями и дополнениями, которые установлены ГПК либо другими законами.