Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:25, курсовая работа
целью данной работы является исследование проблем современного судопроизводства в Российской Федерации.
В работе поставлены следующие конкретные задачи:
1. Раскрытие основных признаков судебной власти.
2. Определение демократических принципов судебной власти в Российской Федерации.
3. Раскрытие специфики реализации судебной власти.
4. Определение полномочий судов Российской Федерации.
Введение
1. Общая характеристика судебной власти РФ
1.1 Понятие и основные признаки судебной власти
1.2 Принципы осуществления правосудия
2. Специфика реализации судебной власти в РФ
2.1 Понятие и структура судебной системы
2.2 Характеристика основных звеньев судебной системы
3. Правовой статус судей в РФ
3.1 Предпосылки, условия и порядок отбора кандидатов на должности судей
3.2 Права судей по осуществлению судебной власти и их обеспечение
Заключение
Содержание
Введение
1. Общая характеристика судебной власти РФ
1.1 Понятие и основные признаки судебной власти
1.2 Принципы осуществления правосудия
2. Специфика реализации судебной власти в РФ
2.1 Понятие и структура судебной системы
2.2 Характеристика основных звеньев судебной системы
3. Правовой статус судей в РФ
3.1 Предпосылки,
условия и порядок отбора
3.2 Права судей
по осуществлению судебной
Заключение
Список используемой литературы
Глоссарий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы обусловлено тем, что судебная власть является сложным и многоэлементным явлением, основа которой это деятельность судов по отправлению правосудия. Правосудие реализуется путем рассмотрения в судебных инстанциях гражданских, уголовных и административных дел в определенной, установленной законом процессуальной форме. Правосудие реализуется только судами.
Сколько существует государство как форма организации общества, столько времени и существует проблема рационального устройства государственной власти. Многие столетия назад люди уже размышляли над этой проблемой и заметили, что концентрация власти в одних руках неизбежно ведет к произволу и тирании. Об этом свидетельствует многовековой опыт всего человечества. Такой опыт и подталкивал к поискам путей преодоления подобных негативных явлений.
В данной работе я рассмотрю только судебную власть, отсутствие которой просто невозможно в любом правовом государстве.
В
современной России судебная власть
крайне важна. Она важна не только
своим формальным существованием, а
действительностью и
В России все еще традиционно слабым местом остается судебная власть, утвержденные Конституцией принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом, т.к. ощущается противодействие и давление со стороны других ветвей власти.
Поэтому целью данной работы является исследование проблем современного судопроизводства в Российской Федерации.
В работе поставлены следующие конкретные задачи:
В качестве основополагающих источников в курсовой работе использованы учебники по «Конституционному праву России» программа информационной поддержки российской науки и образования «Консультант Плюс». Вопросы по этой теме исследовались в трудах таких ученых как: Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д., Божьев В.П. и многие другие. В работах перечисленных авторов выстроен теоретический фундамент, касающийся современной концепции конституционных (основных) судебной власти в Российской Федерации. В процессе работы были проанализированы такие правовые источники как Конституция Российской Федерации, ряд федеральных конституционных законов и федеральных законов.
1.ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА СУДЕБНОЙ
1.1Понятие
основные признаки судебной власти
Судебная власть представляет собой одну из ветвей государственной власти. В статье 10 Конституции Российской Федерации закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власти.
Принцип разделения властей был заложен еще мыслителями древности (Аристотель). Более полное развитие этот вопрос получил позднее в работах Ш.-Л. Монтескье. Необходимость разделения власти, по мнению Монтескье, следует из природной склонности человека к злоупотреблению властью. Поэтому всякая власть должна иметь свой предел и не нести угрозы правам и свободам граждан. Согласно учению Монтескье, государственная власть должна подразделяться на три независимых и взаимоуравновешивающих ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Важно и то, что эти ветви власти могут осуществлять контроль над деятельностью друг друга.
Разделение властей представляет определенные гарантии от произвола и беззакония. Теория разделения властей воспринята в государственном строительстве многих стран, в том числе и Россией. Так, Федеральное Собрание, являясь законодательным органом, принимает законы. Исполнительный орган — Правительство Российской Федерации исполняет законы. Суды (Конституционный, Верховный, Высший арбитражный) рассматривают и разрешают конкретные споры1.
Судебную власть отличает ряд признаков:
1.
Судебная власть – вид
2. Судебная власть принадлежит только судам – государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. В состав суда помимо судей, действующих на профессиональной основе, могут входить представители народа, временно исполняющие функции по участию в отправлении правосудия. Но суд немыслим без судей, осуществляющих правосудие на профессиональной основе. Закон установил, что судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых в установленном законе порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей.
3.
Исключительность судебной
4.
Независимость,
5.
Процессуальный порядок
Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действия суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает процессуальную форму, как судебных действий, так и судебных решений и документов.
6.
Осуществление полномочий
7.
Подзаконность судебной власти
означает, что компетенция судов,
их полномочия определяются
Таким
образом, судебная власть есть предоставление
специальным органам
1.2
Понятие и система принципов
правосудия.
Правосудие
– форма государственной
В общем виде конституционные принципы правосудия можно рассматривать как закрепленные Конституцией Российской Федерации или вытекающие из норм основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть. Эти идеи определяют построение судов, их демократизм.
Конституционные принципы правосудия должны быть опосредованы в отраслевом законодательстве, то есть в федеральных законах о судебной системе, о судах, о судьях.
Действие принципов правосудия проявляется по-разному в различных видах правосудия, осуществляемого в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. При этом если в первых трех случаях принципы правосудия действуют в судебных заседаниях, то в четвертом случае (уголовное судопроизводство) принципы действуют не только в судебном разбирательстве, но и на этапах, предшествующих судебному разбирательству, - на дознании и предварительном следствии, хотя степень их действия на разных этапах судопроизводства различна.
В Конституции РФ закреплены следующие принципы осуществления правосудия:
1.
Принцип законности означает
обязательность соблюдения
2.
Принцип осуществления
3.Принцип
независимости судей –
4.
Принцип осуществления