Судебная власть в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

целью данной работы является исследование проблем современного судопроизводства в Российской Федерации.
В работе поставлены следующие конкретные задачи:
1. Раскрытие основных признаков судебной власти.
2. Определение демократических принципов судебной власти в Российской Федерации.
3. Раскрытие специфики реализации судебной власти.
4. Определение полномочий судов Российской Федерации.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика судебной власти РФ
1.1 Понятие и основные признаки судебной власти
1.2 Принципы осуществления правосудия
2. Специфика реализации судебной власти в РФ
2.1 Понятие и структура судебной системы
2.2 Характеристика основных звеньев судебной системы
3. Правовой статус судей в РФ
3.1 Предпосылки, условия и порядок отбора кандидатов на должности судей
3.2 Права судей по осуществлению судебной власти и их обеспечение
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа по конституционному праву.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

    5. Принцип обеспечения каждому  права на обращение в суд  за защитой своих интересов. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органами по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты6.

  6. Принцип презумпции невиновности. Содержание принципа презумпции невиновности сводится к следующим положениям: никто не может быть привлечен в качестве обвиняемого иначе как по основаниям и в порядке, установленном законом; никто не может быть признан виновным в совершении преступления иначе как по приговору суда и в соответствии с законом; обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона; насилие, угрозы, шантаж, провокации недопустимы при установлении вины обвиняемого; недопустимы частный и общий обвинительные уклоны в правосудии; всякие сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого; за совершение правонарушения никто не должен нести юридическую ответственность дважды.

  7. Принцип обеспечения подозреваемому  и обвиняемому права на защиту, закрепленный в Конституции Российской Федерации, находит свое дальнейшее развитие в Уголовно-процессуальном кодексе. Так, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, обвиняемый (подозреваемый или подсудимый) в праве знать, в чем существо обвинения, давать объяснения по предъявленному обвинению, иметь защитника, представлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться с протоколом следственных действий, материалами дела и т.д.

  Согласно  части 1 статьи 49 Конституции Российской Федерации, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

  8. Принцип состязательности и равноправия  сторон. Разбирательство дела в суде происходит в форме спора сторон (участников процесса). Стороны по делу наделены равными процессуальными правами, они в ходе рассмотрения дела в устной форме оспаривают имеющиеся по делу доказательства — в этом заключается принцип состязательности и равноправия сторон. Суд оценивает доводы сторон и выносит решение (приговор).

  9.Принцип  гласности разбирательства дела  в суде. Сущность принципа гласности разбирательства дела в суде заключается в том, что судебные заседания по уголовным и гражданским делам являются открытыми, т. е. любой человек может присутствовать в суде на слушании дела. Однако из этого правила существуют исключения. Судебное заседание не может быть открытым, если: это противоречит интересам охраны государственной и коммерческой тайны; этого требуют интересы частной жизни; рассматривается дело о преступлениях лиц, не достигших 16-летнего возраста, и в других случаях, предусмотренных законом.

  Гласность разбирательства дела в суде выражается также в том, что ход судебного заседания может оснащаться в средствах массовой информации, в том числе по радио и телевидению.

  10. Язык судопроизводства и обеспечение  пользования родным языком при осуществлении правосудия. Содержание данного принципа сводится к тому, что лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право давать показания, делать заявления, заявлять ходатайства и др. на родном либо любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

  11. Принцип участия граждан в  осуществлении правосудия. Так, граждане могут принимать участие в судебном разбирательстве дел в качестве народных, присяжных и арбитражных заседателей.

  12. Принцип несменяемости судей. Закреплен в статье 121 Конституции Российской Федерации, где сказано, что судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, его полномочия могут быть прекращены или приостановлены только по основаниям и в порядке, установленном Законом о статусе судей. 
 

    2. СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИСУДЕБНОЙ ВЛАСТИ 

    1.1 Судебная система  в РФ 

    Судебная  система – это совокупность всех действующих в Российской Федерации  в соответствии с ее Конституцией судов, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства.

      Единство судебной системы Российской  Федерации обеспечивается путем:

    - установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

    - соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

    - применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

    - признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

    - законодательного закрепления единства статуса судей;

    - финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

    Правосудие  в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации  и настоящим Федеральным конституционным  законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

    В Российской Федерации действуют  федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи  субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

    К федеральным судам относятся:

    1) Конституционный Суд Российской Федерации;

    2) Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

    3) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов7.

    К судам субъектов Российской Федерации  относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

  Суды  в своей деятельности связаны  между собой системой инстанций. Понятие инстанции характеризует определенный вид судебной деятельности. Различают: суды первой инстанции, суды второй (кассационной) инстанции и суды надзорной инстанции.

    Суд первой инстанции в системе судов  общей юрисдикции непосредственно  исследует доказательства в судебном заседании, рассматривая гражданские  и уголовные дела по существу, и  именем государства выносит решение по гражданскому делу или приговор по уголовному делу. Суды первого звена судебной системы-суды только первой инстанции. В качестве суда первой инстанции в соответствии с процессуальным законом может выступать суд любого звена судебной системы.

    Суд второй (кассационной) инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и вправе отменить их или в  определенных пределах внести в них изменения.

    Суд надзорной инстанции по протестам  управомоченных на то прокуроров или  председателей судов (и их заместителей) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений  суда первой инстанции, а также решений  суда кассационной инстанции или нижестоящей надзорной инстанции.  

    2.2 Характеристика основных звеньев  судебной системы 

    Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

    Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации  определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным  законом8.

    В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

    1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

    а) федеральных законов, нормативных  актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства Российской Федерации;

    б) конституций республик, уставов, а  также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

    в) договоров между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, договоров между  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

    г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

    2) разрешает споры о компетенции:

    а) между федеральными органами государственной  власти;

    б) между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

    в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

    3) по жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, примененного  или подлежащего применению в  конкретном деле;

    4) дает толкование Конституции  Российской Федерации;

    5) дает заключение о соблюдении  установленного порядка выдвижения, обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

    6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

    7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые  ему Конституцией Российской  Федерации, Федеративным договором  и федеральными конституционными  законами; может также пользоваться  правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

    Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

    Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов9.

  Место Верховного Суда Российской Федерации  в системе судов общей юрисдикции определяется статьей 126 Конституции РФ, в которой указано, что Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Информация о работе Судебная власть в РФ