Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 01:58, курсовая работа
Под государственным устройством в юридической науке понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также между центральными органами власти и органами составных частей.
Известны три основных формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.
Введение
Федерация - союз, объединение; договор или соглашение между лицами или между государствами, лига. Это определение используется не только для характеристики государств, но и в других целях (федерация свободных профсоюзов, шахматная федерация и так далее). По мнению Р.Г.Абдулатипова и Л.Ф.Болтенковой, федерализм - это принцип государственного устройства, принцип, означающий признание и конституционное закрепление федеративного характера государственности, основанное на договоре разделение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий; наличие права у субъектов федерации заключать соглашения любого (не политического) характера; возможность в судебном порядке решать спорные вопросы между Федерацией и ее субъектами и так далее. С точки зрения Г.В.Атаманчука, федерализм – это конституционно установленная форма государственного устройства, при которой составные части единого государства обладают большим объемом самостоятельных полномочий по государственному управлению в различных сферах общественной жизни; конституционный принцип разделения государственной власти, принадлежащей народу, при котором каждый уровень государственной структуры, имеет строго определенный, взаимосвязанный и ограничивающий друг друга объем властных полномочий; конституционно согласованная составная часть механизма общественного самоуправления; конституционная гарантия прав и свобод человека и гражданина.
Шахрай С.М. считает, что федерализм - принцип организации государственной власти, форма государственного устройства, которая ни в единой стране не оставалась чем-то однозначным, раз и навсегда данным. Саликов М.С. определяет федерализм как гармоническую концепцию взаимодействия различных уровней публичного властвования, функционирующую на основе взаимно согласованных правил, для достижения целей, стоящих перед данным обществом, и при использовании способов и методов, свойственных достигнутому им уровню цивилизованного порядка, а федерация представляет собой систему территориально-политического устройства того или иного государства, базирующаяся на сугубо определенных конституционно-правовых основах
Туманов В.А., В.Е.Чиркин, Ю.А.Юдин и другие полагают, что федерация - государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования.
По мнению Б.С.Крылова,
«федерация - одна из форм государственного
устройства, в соответствии с которой
суверенное государство образовано государствами-членами. Итак, можно считать, что федерализм
- система взглядов, учений, концепций,
теорий на становление и развитие одной
из форм государственно-
Вопрос о федерации
как форме государственно-
Все эти варианты имеют право на существование, так как федеративные государства многообразны, но теоретически более привлекательна и практически более надежна классическая федерация: территориальная, симметричная, конституционная.
Таким образом, тема курсовой работы «Федеративное устройство Российской Федерации» остается актуальной и требующей дополнительных исследований.
Цель курсовой работы – изучение и анализ федеративного устройства Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1 Конституционные
основы федеративного
1.1 Понятие, сущность
и принципы национально-
Под государственным устройством в юридической науке понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также между центральными органами власти и органами составных частей.
Известны три основных формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.
Унитарное - это единое, цельное
государственное образование, состоящее
из административно-
Федерация представляет собой добровольное объединение государств, обладающих определенной самостоятельностью, в союзное государство на основе федеративного договора. Для федерации характерно наличие сочетания общефедеративных и субъектов федерации: территории, гражданства, конституции, государственных органов, бюджета и так далее.
Субъекты, входящие в федерацию, могут быть как суверенными государствами, так и государственными образованиями, не обладающими суверенитетом. Как правило, все субъекты федерации равноправны во взаимоотношениях с федерацией. В парламентах федеративных государств имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации.
Подавляющее большинство существующих в мире федеративных государств не является средством решения национального вопроса.1
Национально-государственное устройство России представляет закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения в той или иной форме государственности. В настоящее время Российская Федерация представляет собой сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе находятся. 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа - всего 83 субъекта федерации [12, С. 50].
Общественные отношения в этой сфере во многом регулируются положениями Федеративного договора 1992 года. Конституция РФ 1993 года по существу подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции. Не отменяя Федеративный договор, ст. 1 второго раздела российской Конституции устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора - действуют положения Конституции России [1, С. 18].
Основными принципами
федеративного национально-
1. Добровольность
объединения наций и
2. Суверенность и равноправие наций. Сущность этого принципа состоит в признании суверенного права всех наций и народностей на свободное самоопределение политической формы существования. Уже в Преамбуле Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации принимает свою Конституцию, «исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов».
В статье 5 Конституции
РФ среди принципов, лежащих в
основе федеративного устройства, содержится
также принцип равноправия и
самоопределения народов в
Суверенность
и равноправие наций как
3. Федерализм
в сочетании с унитаризмом
и автономией. Российская Федерация - исторически
сложившееся федеративное государство,
обладающее всеми признаками федерации:
наличие федеративной территории и территории
субъектов; федеративного гражданства
и гражданства республик, входящих в федерацию;
общефедеративной конституции и конституций
республик и так далее. Вместе с тем, Российская
Федерация имеет своими субъектами не
только государства, но и автономные образования,
а также административно-
Унитаризм в
национально-государственном
Многонациональный характер населения России определил исторически существование автономных национально-государственных образований в форме автономной области и автономных округов. Автономия - это форма национальной государственности, воплощающая национальный суверенитет на началах самоуправления в рамках федеративного Российского государства. Содержание и пределы самоуправления определяются государственной властью федерации.
5. Государственная
целостность Российской
Статья 15 Конституции РФ закрепляет верховенство и прямое действие федеральной Конституции на всей территории Российской Федерации, а также обязанность всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст.
67 Конституции РФ территория Российской
Федерации включает в себя территории
ее субъектов, чем обеспечивается территориальное
единство и целостность России. Принцип
государственной целостности
6. Разграничение
предметов ведения и
Конституция устанавливает
порядок правового
7. Равноправие
субъектов федерации. Данный
1.2 Россия
- суверенное федеративное
Информация о работе Федеративное устройство Российской Федерации