Федеративное устройство Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 01:58, курсовая работа

Краткое описание

Под государственным устройством в юридической науке понимается внутренняя структура государства, правовое положение отдельных составляющих его частей, характер взаимоотношений между ними, а также между центральными органами власти и органами составных частей.
Известны три основных формы государственного устройства: унитарное, федеративное и конфедеративное.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 313.50 Кб (Скачать файл)

Высшими органами законодательной власти являются парламенты, избираемые народом республики. Во многих республиках введен институт президента как главы государства (исполнительной власти) Возглавляют систему органов исполнительной власти правительства республик. В системе органов судебной власти многие республики образовали органы конституционного контроля - Конституционные суды республик (уставные суды и тому подобное).

Статья 78 Конституции  устанавливает возможность создания на территории республики органов федеральной исполнительной власти с назначением соответствующих должностных лиц. В данной статье предусмотрена также возможность взаимного делегирования полномочий между органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти республик.

Республики имеют прямое представительство в Федеральном Собрании, в Совет Федерации входят по два представителя от каждой республики, по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

5. Республики  как государства имеют элементы международной правосубъектности, они могут быть самостоятельными участниками международных отношений и внешнеэкономических связей. Республики заключают международные договоры и соглашения, имеют зарубежные представительства, могут быть членами региональных международных организаций.

Согласно федеративному  закону о международных договорах  Российской Федерации от 15 июля 1995г. международный договор РФ, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта РФ, заключается по согласованию с органами государственной власти субъекта.

6. Республика  имеет такой важный элемент  государственности как официальный  государственный язык. Вместе с русским языком, каждая республика конституционно устанавливает свой государственный язык. Республики признают и гарантируют равные права всех национальных языков на сохранение и развитие.

7. Каждая республика  имеет свою государственную символику: государственный герб, флаг, гимн и столицу. Их изображение, описание, статус закреплены в конституциях и иных актах, выражают самобытность и исторические традиции народов республики.4

Предметы ведения  и полномочия республик в составе  Российской Федерации установлены  в Конституции РФ, Федеративном договоре, федеральных законах, конституциях и законах республик.

Общий принцип определения предметов ведения и полномочий республик в составе Российской Федерации сформулирован в ст. 73 Конституции РФ. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Перечень предметов совместного ведения, сформулированный в ст. 72 Конституции РФ, является исчерпывающим и не может расшириться федеральным законодательством. По вопросам совместного ведения федеральные органы государственной власти издают законы и иные правовые акты, в соответствии с которыми республики осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции.

Исключительные полномочия республик, осуществляемые их высшими органами государственной власти в составе Российской Федерации (см. рисунок Б.2 Приложения Б) [11, С. 238]. Закрепленные в конституциях исключительные полномочия республик не являются исчерпывающими. К их предмету ведения могут быть отнесены и иные полномочия, если это не противоречит Конституции РФ.

 

2.2 Края, области, города федерального значения Автономная область и автономные округа

 

Края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург являются государственно-территориальными образованиями. Конституция РФ 1993г. (ст. 5) впервые признала их равноправными субъектами Российской Федерации. В настоящее время в составе России имеется 9 краев, 46 областей и 2 города федерального значения.

Основы правового статуса этих субъектов установлены в Конституции РФ; Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации от 31 марта 1992г.; указе Президента РФ «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации» от 22 октября 1993г., в утвержденном этим указом «Положении об основных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы» и другими правовыми актами.

Данные субъекты федерации обладают элементами учредительной власти. Согласно ст. 5 Конституции РФ они имеют свой устав и законодательство. В соответствии со статьей 66 Конституции РФ уставы принимаются законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Принципиально важным является закрепленное в Конституции РФ право изменения статуса субъекта по взаимному согласию федерации и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (п. 5 ст. 66 Конституции РФ).

Края, области, города федерального значения как субъекты федерации обладают элементами территориального верховенства, так как границы между ними могут быть изменены только с их взаимного согласия. Как самостоятельное звено субъектов федерации они имеют систему органов государственной власти: законодательных, исполнительных и судебных.

Государственно-правовым признаком этих субъектов является конституционно закрепленное право  законодательной деятельности. Как  установлено в ст. 76 п. 4 Конституции  РФ, вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения федерации и субъектов края, области, города федерального значения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Края, области и города федерального значения наделены правом законодательной инициативы в федерации. Они имеют прямое представительство в Совете Федерации (2 представителя: по одному от законодательной и исполнительной власти).

Являясь равноправными субъектами федерации, края, области и города федерального значения не являются государствами. Они не имеют своих конституций, гражданства, на их территории употребляется общефедеральный государственный язык - русский.

Компетенция краев, областей, городов федерального значения многообразна. Согласно ст. 73 Конституции  РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий федерации  по предметам совместного ведения  Российской Федерации и ее субъектов  края, области, города федерального значения обладают всей полнотой государственной власти (см. рисунок В.3 Приложения В) [3, С. 431].

Органы государственной  власти краев, областей и городов  федерального значения:

  • обеспечивают соответствие уставов, законов и иных актов Конституции и законам Российской Федерации;
  • осуществляют защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечивают законность, правопорядок и общественную безопасность;
  • решают вопросы изменения своих границ, устанавливают территориальное деление и организуют местное самоуправление;
  • распоряжаются собственностью, если она не имеет федерального статуса;
  • организуют защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
  • проводят в жизнь положения административного, жилищного, земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах и охране окружающей среды;
  • решают общие вопросы воспитания, образования, науки и культуры, физической культуры и спорта;
  • руководят здравоохранением;
  • осуществляют защиту семьи, материнства, отцовства и детства;
  • социальную защиту, социальное обеспечение;
  • организуют рациональное использование природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрану памятников истории и культуры;
  • организуют карантин, борьбу с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацию их последствий [8, С. 112].

Края, области, города федерального значения могут  быть самостоятельными субъектами международных  и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами Российской Федерации, если это не противоречит федеральному законодательству.5

Проекты федеральных  законодательных актов по предметам  совместного ведения направляются для согласования в края, области  и города федерального значения.

Самостоятельными равноправными субъектами Российской Федерации являются автономные область и округа, которые выступают как форма национальной государственности народов, компактно проживающих на определенной территории.

В настоящее время  в составе Российской Федерации  находятся одна автономная область - Еврейская и 4 автономных округа – Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий.

Статус автономной области и автономных округов  в соответствии со ст. 66 п. 2 Конституции  РФ определяется Конституцией РФ, уставом  автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Большое значение для статуса этого вида субъектов федерации имеет «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации» от 31 марта 1992г.

Конституция устанавливает  также, что по представлению законодательных  и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе (п. 3 ст. 66 Конституции РФ).

В связи с  тем, что автономные округа входят в  состав краев и областей, Конституция  РФ закрепляет, что отношения автономных округов с этими субъектами федерации могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области.

Автономные область и округа имеют представительство в парламенте Российской Федерации: как в Государственной Думе, так и в Совете Федерации. Они наделены правом законодательной инициативы в Российской Федерации.

Автономная  область и автономные округа в  ряде случаев могут являться самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений. Они могут заключать договоры и соглашения с другими субъектами Российской Федерации.

Полномочия  автономной области и автономных округов можно разделить на две  группы: по предметам совместного ведения федерации и субъектов, а также исключительные полномочия автономной области и автономных округов.

Вне пределов ведения  Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения  автономная область и автономные округа обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Органы государственной власти автономных области и округов самостоятельно решают все вопросы своей компетенции (см. рисунок Г.4 Приложения Г) [4, С. 521].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проблема федерализма  в России действительно является одной из наиболее ключевых, злободневных проблем современности. Без построения в стране нормальной Федерации невозможно создать эффективно функционирующую  систему государственной власти в силу обширных размеров России, ее колоссальной социально-экономической, этнической, природно-климатической дифференциации.

Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ). Российская Федерация имеет сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа - всего 83 субъекта Федерации.

Конституционные основы федеративного устройства России включают в свое содержание: закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию Российской Федерации; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава Федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.

Эти положения главы 1 Конституции РФ, регулирующие вопросы  федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ.

Общественные отношения в сфере федеративного устройства во многом регулируются положениями Федеративного договора 1992г.

Конституция РФ 1993 года подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции. Не отменяя Федеративный договор, статья 1 раздела второго Конституции РФ устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

Информация о работе Федеративное устройство Российской Федерации