Характеристика конституции 1918 г

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:03, реферат

Краткое описание

Конституционное (государственное) право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе высшего юридического, образования.Что касается так называемых социалистических стран, то по советскому примеру (а у нас в стране полноценного конституционного строя и, следовательно, конституционного права никогда не было) у них первоначально использовался термин «государственное право», за исключением разве что Кубы, где в основном сохранилась традиционная правовая терминология, включавшая термин «конституционное право» даже при отсутствии конституционного строя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Предпосылки и принятие конституции 1918г………………………………..4
1.1. Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа………………..5
2. Конституция 1918г……………………………………………………………..8
Заключение ………………………………………………………………………13
Библиографический список……………………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

Конституционное право 1.docx

— 43.96 Кб (Скачать файл)

 Политические права и свободы (свобода слова, собрании, объединения и др.), а также некоторые социально – экономические права (например, на образование) предоставлялись только «трудящимся». Активного и пассивного избирательного права были лишены лица, использовавшие наемный труд в целях извлечения прибыли; лица, живущие на нетрудовые доходы (проценты с капитала и др.); частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; монахи, служители церкви; служащие и агенты бывшей полиции, охранного отделения, жандармерии, члены царствовавшего дома; осужденные за корыстные и порочащие преступления; умалишенные.

Конституция исходила также  из принципа равноправия полов, равноправия  женщины с мужчиной. Специально равноправие  женщины с мужчиной подчеркивается в избирательном праве, где оно  имеет особое значение.

Характерной чертой советской  демократии являлся ее интернационализм. Демократия существует не для одного избранного народа, а для всех граждан  независимо от их национальной принадлежности. Этот принцип в наиболее общей  форме был закреплен в ст. 22 Конституции: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, признавая равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение  национальных меньшинств или ограничение  их равноправия».

Верховная власть и избирательная система.В Конституции закреплены основные принципы советской федерации. Она включила в себя целиком Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, а следовательно, и все статьи о федерации, содержавшиеся в ней. Кроме того, вопросы федеративного устройства нашли отражение в других частях Основного закона. Таким образом, Конституция вполне четко определила форму федерации для России — государство с автономными включениями. Членами федерации являются автономные областные союзы. Их нужно отличать от неавтономных областных объединений, также предусмотренных ст. 11. В ст. 49 Конституции была определена компетенция высших органов власти РСФСР. Здесь же затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.

В качестве важнейшего принципа советской федерации закреплялась добровольность объединения. Статья 2 говорит, что РСФСР «учреждается на основе свободного союза свободных  наций». Статья 8 отмечает стремление создать  «действительно свободный и добровольный... союз трудящихся классов всех наций  России». Этот принцип вытекал из национальной программы Коммунистической партии — права наций на самоопределение  вплоть до отделения.

  Верховная власть передавалась Всероссийскому съезду Советов (он состоял из представителей городских и сельских Советов с преимуществом для городского населения по сравнению с сельским в пропорции 5:1, что объяснилось стремлением усилить роль рабочего класса). В промежутках между съездами верховная власть принадлежала избираемому съездом Всероссийскому центральному исполнительному комитету (ВЦИК), между его заседаниями – Совету народных комиссаров(правительству). Последнее также было вправе издавать акты, имеющие силу закона. Такая система организации власти сохранялась до 1936 г. в СССР и до 1937 г. – в России.

Поскольку в конечном счете  все политические партии, кроме коммунистической, были запрещены или в условиях преследований распались (это относится  и к левым эсерам, которые в  течении короткого времени входили в блок с коммунистической партией), в руках последней сосредоточилась огромная власть. В соответствии с большевистскими установками о трудящихся и эксплуататорах («врагах народа»), идеями всемирной социалистической революции. Концепциями диктатуры пролетариата, руководящей роли коммунистической партии, оценкой крестьянства как класса, который ежечасно рождает капитализм, а интеллигенции – как колеблющейся, политически незрелой 2прослойки», советская власть, поддерживая беднейшие слои населения и предпринимая меры для  восстановления экономики, культуры, помощи отсталым народностям, вместе с тем обрушила массовые репрессии на значительную часть населения («эксплуататоров», «контрреволюционеров» и др.). Притеснениям подвергались крестьянство (специальные продотряды отбирали у крестьян продовольствие сверх необходимого для прожиточного минимума, а иногда и последнее), часть интеллигенции, церковь и верующие. Противники советской власти также применяли разнообразные методы борьбы («белый террор»), поднимали восстания в городах и сельских районах. Принцип неравенства избирательных прав для городского и сельского населения был зафиксирован в Конституции, правда, не в общей форме, а применительно к выборам отдельных звеньев государственного механизма. Закон применяет разные единицы измерения: в городах счет идет по избирателям, на селе — по жителям, более широкому понятию. Поэтому на практике преимущество рабочих перед крестьянами выражалось примерно в соотношении 3:1. До Конституции такое преимущество было даже больше.

Конституция закрепила принцип  многостепенности выборов. Прямые выборы производятся только в органы власти населенных пунктов — городов  и селений. Уже в волостных  органах непосредственное представительство  граждан исключается. Волостные  съезды Советов составляются из представителей всех сельских Советов волости из расчета I депутат на каждые 10 членов Совета (ст. 35). Здесь, таким образом, выборы двухстепенные.

Уездные и районные съезды Советов формируются также сельскими  Советами, т. е. здесь выборы тоже двухстепенные, но норма представительства исчисляется  уже не по числу членов Совета, а  по количеству жителей на территории сельсовета. В уездных съездах  Советов могут участвовать и  представители Советов небольших  городов.

Двухстепенными были выборы и на губернские съезды Советов, но здесь допустима третья ступень: если уездный съезд Советов собирается непосредственно перед губернским, то выборы на последний производятся на уездном съезде. Аналогично производятся выборы и на Всероссийский съезд Советов: от городов и губерний, но с допущением представительства непосредственно от уездов или, наоборот, от областей (ст. 25), т. е. здесь для сельского населения выборы не менее чем четырех степенные. Для городских избирателей выборы на все съезды Советов двухстепенные.

Система многостепенных выборов  имела своим историческим предшественником и образцом систему выборов в  партийные органы. В условиях революции  она была наиболее простой и доступной  для трудящихся даже с технологической  стороны, не требуя громоздкого избирательного аппарата, неизбежного при прямых выборах. В послереволюционные годы многостепенные выборы выполняли и  одну специфическую задачу — они  служили своеобразным фильтром, препятствующим проникновению чуждых элементов  в высшие органы государства.

Конституция не фиксирует  строго порядок выборов и голосования, оставляя его на усмотрение местных  Советов и ВЦИК (ст. 70). Однако некоторые  общие положения отражены в тексте Основного закона. Закон исходит  из производственно-территориального принципа, сложившегося на практике.

Голосование могло быть как  тайным, так и открытым. На практике и после принятия Конституции  применялись оба порядка голосования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, формирование идей конституционализма в современном  понимании в России началось в  первой четверти XIX в., а к началу XX в. в России уже было достаточно конституционно-реконструктивных замыслов. 10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР, провозглашающую Россию республикой советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (в противовес парламентской республике), закрепляющую единство законодательной и исполнительно-контрольной деятельности (вместо разделения власти), диктатуру пролетариата и беспощадное подавление эксплуататоров (политические и некоторые социально-экономические права предоставлялись только трудящимся), федеративное устройство государства на основе национально-территориального принципа, введение всеобщей трудовой повинности, провозглашающую в качестве основной цели победу социализма во всех странах.

Начало формированию тоталитарного  государственного права положили первые акты (декреты) первого советского правительства: декреты о власти, об учреждении Совета народных комиссаров, о мире, о земле, о национализации банков, о рабочем контроле на предприятиях, о запрещении контрреволюционных партий, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и др. Конституция 1918г. отличается от последующих также значительным количеством программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых в будущем направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем.

В Конституции большое  количество «целевых» статей. К числу  отличительных черт Конституции 1918г. относится выход ее норм и положений  за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления чисто  политического характера, причем ориентированные  на все мировое сообщество. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизированной, носила открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. Конституция напрямую утверждала установление диктатуры пролетариата.

 

 

 

 

 

 

Библиографический список:

 

Нормативно-правовые акты:

 

  1. Конституция 1918г.
  2. Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа 1918г.

 

Список используемой литературы:

 

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации Изд.Норма М.,1999
  2. Васильева С.В. Виноградов В.А. Мазаев В.Д.Конституционное право России-Изд.ЭКСМО,-М.,2011г.  560с.
  3. Некрасов С.И. Конституционное право РФ Конспект лекций Изд.Юрайт М.2010г.
  4. Смоленский М.Б. Мархгейм М.В.Конституционное право РФ-Изд.Феникс. -М.,2009г. 415с.
  5. Чиркин В.Е. «Конституционное право России» Изд.Юристъ М.,2008г.
  6. http://www.studylaw.narod.ru/popova2/popova2_10_2.htm

 

 

 


Информация о работе Характеристика конституции 1918 г