Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 21:44, шпаргалка
(1)Понятие и значение курса «Судоустройство». Правоохранительная деятельность, понятие, основные признаки и цели.
Судоустройство - совокупность правовых норм, определяющих задачи, полномочия и организацию суда, иных правоохранительных органов, содействующих суду в его деятельности по отправлению правосудия и выполнению самостоятельно правоохранительной функции, связанной с охраной прав и законных интересов граждан, юрид. лиц и иных организаций, а также государственных интересов на территории РБ.
2. Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов, осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.
3. Прокуратура проводит предварительное следствие в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
4. Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в административном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь, Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Система органов прокуратуры
составляют: Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.
(28) Отрасли прокурорского надзора, их предмет
Надзор за исполнением законодательства: точное и единообразное исполнение законов, декретов, указов и иных НПА республ. органами гос. управления и иными гос. организациями, подчиненными Сов. Мин., местными представительными, исполнительными и распорядительными органами и т.д.
Надзор за исполнением
законодательства при осуществлении
оперативно-розыскной
Надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания : соответствие уголовно-процессуальному кодексу РБ правовых актов и решений органов предварительного расследования и их должностных лиц.
Надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением зак-ва при их исполнении : соответствие закону приговоров, решений, определений и постановлений судов по уголовным, гражданским делам, а также соответствие зак-ву правовых актов и решений органов и должностных лиц, осуществляющих исполнение судебных постановлений и иных актов, подлежащих исполнению.
Надзор за соблюдением зак-ва при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера : соблюдение органами и учреждениями, исполняющими наказание и иные меры уголовной ответственности, а также прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам безопасности, лиц, содержащихся под стражей, и выполнение ими своих обязанностей.
(29) Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законодательства.
Прокурор имеет право:
• Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения входить в помещения и на другие объекты гос. органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей.
• Требовать от руководителей и иных должностных лиц гос. органов, иных организаций предоставления принятых этими органами постановлений, приказов, решений и др. необходимых материалов, выделения специалистов для дачи в установленном порядке заключений, поведения проверок, экспертиз.
• Вызывать должностных лиц и иных граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и требовать объяснений об обстоятельствах, связанных с нарушением зак-ва
• Проверять законность административного задержания граждан и применения к ним административных взысканий
(30) Акты прокурорского надзора: понятие содержание
Представление – акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений зак-ва, причин и условий, способствующих этим нарушениям.
Протест – акт прокурорского надзора, кот. приносят прокурор или его заместитель на противоречащие зак-ву правовые акты и решения республ. органов гос. управления и иных гос. организаций, подчиненных Сов.Мин., местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, др. организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.
Постановление – акт прокурорского надзора, содержащийся в зависимости от хар-ра нарушения зак-ва мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности.
Предписание – акт прокурорского надзора об устранении нарушений зак-ва, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения зак-ва, кот. носит явный хар-р и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, если оно не будет немедленно устранено.
Официальное предупреждение – акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную зак-ми актами.
(31) Органы внутренних дел, их задачи. Система органов внутренних дел Республики Беларусь.
Органы внутренних дел – государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Основными задачами:
•защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее, если не указано иное, – граждане), обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций;
•защита интересов общества
и государства от преступных и
иных противоправных посягательств, охрана
общественного порядка и
•защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;
•розыск лиц, совершивших преступления, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания или иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, установление лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности, в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;
Систему органов внутренних дел образуют:
организационно:
•Министерство внутренних дел (центральный аппарат);
•территориальные органы внутренних дел
•учреждения образования
и организации здравоохранения,
созданные для обеспечения
функционально:
•милиция;
•подразделения по гражданству и миграции;
•подразделения охраны;
•подразделения финансов и тыла;
•органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.
В систему органов внутренних дел входят также иные подразделения, которые создаются по решению Министра внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь, и другие организации, создаваемые по решению Президента Республики Беларусь.
(32) Организация милиции Республики Беларусь.
Милиция – система подразделений органов внутренних дел, призванная защищать жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан, права и законные интересы организаций, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.
Милиция состоит из криминальной милиции, милиции общественной безопасности и иных подразделений, создаваемых для выполнения задач милиции по решению Министра внутренних дел, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
(33) Права и обязанности органов внутренних дел.
Обязанности органов внутренних дел:
•обеспечивать общественный порядок, безопасность личности, общества и государства;
•осуществлять противодействие экстремизму и борьбу с терроризмом;
•принимать меры общей
и индивидуальной профилактики преступлений
и административных правонарушений,
предусмотренные
•выявлять и пресекать преступления и административные правонарушения, осуществлять производство по материалам и уголовным делам, вести административный процесс;
•принимать и регистрировать поступающие заявления, сообщения о преступлениях, административных правонарушениях и информацию о происшествиях, незамедлительно реагировать на них;
•организовывать выезд на
место происшествия и обеспечивать
участие необходимых
•уведомлять прокурора в течение 24 часов о случаях проникновения в жилые помещения и иные законные владения граждан, помещения и иные объекты организаций;
•обеспечивать содержание лиц под стражей, а также их охрану и конвоирование в порядке, определяемом Министерством внутренних дел;
Права органов внутренних дел
•осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
•доставлять в органы внутренних дел лиц без определенного места жительства и занятий в целях установления их личности, проверки по учетам органов внутренних дел и оказания им социальной либо медицинской помощи, а также лиц, имеющих признаки выраженного психического расстройства (заболевания) и создающих своими действиями явную опасность для себя или окружающих, в целях передачи их в организации здравоохранения или по месту жительства (месту пребывания);
•поощрять граждан, отличившихся в борьбе с преступностью и охране общественного порядка.
Органам внутренних дел в соответствии с законом предоставляется право задерживать и содержать в местах содержания под стражей, помещать в иные предназначенные для содержания лиц помещения подразделений органов внутренних дел:
•подозреваемых (обвиняемых);
•лиц, в отношении которых ведется административный процесс, лиц, подвергнутых административному аресту;
•лиц, подлежащих депортации или высылке из Республики Беларусь в принудительном порядке;
•лиц, направляемых на принудительное лечение от хронического алкоголизма, наркомании;
•несовершеннолетних при осуществлении профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
(34) Следственный комитет Республики Беларусь.
Следственный комитет РБ – государственный правоохранительный орган и орган предварительного следствия, подчиненный Президенту Республики Беларусь и осуществляющий в соответствии с законодательными актами полномочия в сфере досудебного уголовного производства.
Следственный комитет является единой централизованной системой, которую составляют:
•центральный аппарат Следственного комитета;
•управления Следственного комитета по областям и г. Минску;
•районные (межрайонные), городские, районные в городах отделы Следственного комитета.
Следственный комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, другими законами, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, настоящим Положением, иными актами законодательства.
. Деятельность Следственного
комитета основывается на принц
•законности;
•соблюдения интересов государства, защиты прав и законных интересов граждан;
•открытости и гласности в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан, о государственных секретах и иной охраняемой законодательными актами тайне;
•единства системы Следственного комитета и централизации управления;
•независимости от деятельности других государственных органов, политических партий, других общественных объединений и иных организаций.
Следственный комитет возглавляет Председатель след комитета, он имеет 4 заместителей. Для рассмотрения основных вопросов создается коллегия в составе Председателя, заместителей, иных должностных лиц.
(35) Органы государственной безопасности: система, основные задачи, направления деятельности.
Органы государственной безопасности являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности и обеспечивают в пределах своих полномочий безопасность личности, общества и гос-ва от внутренних и внешних угроз.
Система: Комитет государственной безопасности, управления комитета безопасности РБ по областям, управление военной контрразведки комитета.
Задачи: защита независимости и территориальной целостности РБ, обеспечение национальной безопасности во всех сферах; информирование Президента и по его поручению соответствующих государственных органов и иных организаций по вопросам состояния национальной безопасности; разработка и осуществление мероприятий по оказанию содействия государственным органам в реализации мер по научному, соц, полит прогрессу РБ; организация и осущ внешней разведки; предупреждение, выявление и пресечение разведывательной и иной деят-ти спец служб иностр госуд; борьба с терроризмом.