Алфавитный каталог, его значение в библиотеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 10:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: дать характеристику алфавитному каталогу, его значению в библиотеке.
В современной библиотеке каталоги основа любой библиотечной деятельности и поэтому их следует рассматривать как обязательный элемент в работе каждой библиотеки. Играют решающую роль в оперативном и качественном осуществлении важнейших библиотечных функций. В условиях ЦБС появляется необходимость совершенствования системы каталогов и картотек, т.к. увеличивается состав фондов, усложняется структура библиотеки, возрастает число читателей, развиваются традиционные и появляются новые формы библиотечного и библиографического обслуживания. Система каталогов и картотек расширяется.

Содержание

Введение 3
1. История создания алфавитного каталога. 4
2. Роль алфавитного каталога в воспитании и самообразовании. 6
3. Алфавитный каталог как обязательная система каталогов библиотеки. 8
4. Алфавитный каталог: функции, расстановка карточек. Как работать с алфавитным каталогом библиотеки. 11
а) Алфавитный каталог нотных изданий 19
б) Алфавитный каталог материалов звукозаписи. 20
в)Алфавитный каталог диаматериалов 21
5. Оформление алфавитного каталога 22
6. Редактирование каталога. 26
Заключение. 27
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

Алфавитный каталог.docx

— 56.05 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

 

Содержание 2

Введение 3

1. История создания алфавитного каталога. 4

2. Роль алфавитного каталога в  воспитании и самообразовании. 6

3. Алфавитный каталог как обязательная  система каталогов библиотеки. 8

4. Алфавитный каталог: функции, расстановка карточек. Как работать с алфавитным каталогом  библиотеки. 11

а) Алфавитный каталог нотных изданий 19

б) Алфавитный каталог материалов звукозаписи. 20

в)Алфавитный каталог диаматериалов 21

5. Оформление алфавитного каталога 22

6. Редактирование каталога. 26

Заключение. 27

Список  использованной   литературы 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цель  данной работы: дать характеристику алфавитному  каталогу, его значению в библиотеке.

В современной  библиотеке каталоги основа любой библиотечной деятельности и поэтому их следует  рассматривать как обязательный элемент в работе каждой библиотеки. Играют решающую роль в оперативном  и качественном осуществлении важнейших  библиотечных функций. В условиях ЦБС  появляется необходимость совершенствования  системы каталогов и картотек, т.к. увеличивается состав фондов, усложняется  структура библиотеки, возрастает число  читателей, развиваются традиционные и появляются новые формы библиотечного  и библиографического обслуживания. Система каталогов и картотек расширяется.

Основная  функция системы каталогов и  картотек - обеспечение выполнения задач, стоящих перед библиотекой,- идеологических, воспитательных, культурно- просветительных, информационных. Система  каталогов и картотек -  важнейший  инструмент пропаганды литературы и  руководства чтением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История создания алфавитного каталога.

Библиотечные каталоги возникли в глубокой древности. Библиотеки Древнего мира, как правило, имели в своих собраниях огромное количество документов, ориентироваться в них без каталогов было невозможно. Свидетельством наличия каталогов являются дошедшие до нас фрагменты каталогов надписи на стенах древних храмовых библиотек, глиняные таблички с каталожными записями и пр.

Древнейший  из известных каталогов - «Перечень  ящиков, содержащих книги в больших  свитках из кожи» (Эдфу, Египет, 18в. до н.э.) содержал опись храмовой библиотеки, находящейся в 34 ящиках, и был выгравирован на стене. Библиотека Ашшурбанипала (Ниневия, в междуречье Тигра и Ефрата, 7 в. до н.э.) имела обширный каталог на глиняных табличках, выполняющих функции современных каталожных карточек (среди элементов - сведения о названии документа, языке текста, количественная характеристика, «шифр хранения» и др.)

Большой известностью пользовался каталог Александрийской  библиотеки, составленный  её библиотекарем, выдающимся поэтом и ученным Каллимахом в 260-240гг до н.э. «Таблицы» Каллимаха , были одновременно и каталогом самой Александрийской библиотеки, имеющей до ста тысяч лучших произведений, и первым в истории сводным каталогом, так как содержали сведения об отсутствующих в фондах произведениях с указанием места их хранения, и древнейшей библиографической работой.

В средние  века в монастырских библиотеках  каталоги приобрели вид инвентарных  описей (часто в виде книг, прикованных  цепями к стеллажам библиотеки). Записи велись либо по авторскому признаку, либо по мере приобретения, либо на отдельных  страницах, соответствующих библиотечным полкам. (В этих случаях топографический  каталог часто становился систематическим, т.к. удобнее всего книги было расставлять по отраслям знания).

Каталоговедение как отрасль библиотечной теории возникла в результате развития каталогизации. Накопленные практические знания последовательно обобщались. Начало каталоговедению было положено в XVI- XVII вв. Ф. Трефлер в 1560г дал перечень каталогов, которые должны быть в библиотеке.  Г.Ноде в 1627г. изложил требования к каталогам и классификации; в 1664г. И. Хотингер обосновал значение каталогов для библиотеки и упорядочил терминологию.

В отечественной  практике первые работы в области  каталоговедения относятся к XIX в.- инструкция по книгоописанию была составлена А.Н.Олениным в 1809г.,  а в 1859г В.И.Соболыциков опубликовал свой труд «Об устройстве общественных библиотек и составлении их каталогов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Роль алфавитного каталога в  воспитании и самообразовании.

    Карточки в алфавитном каталоге  расставляют в порядке строгого  алфавита начальных слов описания, поэтому он дает точный ответ на такие основные вопросы:

1) есть  ли в библиотеке конкретная  заранее известная читателю книга; 

2) какие  книги того или иного автора  имеются в библиотеке.

Алфавитный  каталог так же может помочь читателям  в тех случаях, когда знают  фамилию не первого, а второго или третьего автора книги, дать информацию о редакторах, составителях и т.п.

Во многих случаях, когда книга описана  под заглавием, добавочное описание на первого автора (и при необходимости  и на других авторов) или составителя, включенное в общий авторский  ряд, сообщит читателю, в каких  изданиях то или иное лицо участвовало  в качестве соавтора или составителя.

Описания  под коллективным автором позволяют  собрать в алфавитном каталоге под  единым авторским заголовком важнейшие  государственные документы и  другие официальные издания. Таким  образом, только алфавитный каталог может раскрыть фонд по авторскому признаку. Шифры, указанные на лицевой стороне карточки, связывают каталог с фондом и помогают читателям и библиотекарям найти книгу на полке.-( К.Л.Воронько. Организация библиотечных фондов и каталогов.-М.:1981.с 108-109.

Алфавитный каталог является основой справочного аппарата библиотеки не только потому, что он отвечает на указанные запросы читателей по ЦБС в целом, ЦБ и в филиале, но и потому, что он необходим библиотекарям для внутренней работы. Служебные библиотечные пометки связывают всю систему каталогов библиотеки. Они дают сведения о наличии добавочных и аналитических описаний в карточках библиотеки. Алфавитный каталог осведомляет о количестве экземпляров данного издания.

Сиглы и пометки: «Аб», «Чз» сообщают «адрес» книги (абонемент, читальный зал, 1-й, 10-й, 25-й филиал). Обрабатывая новые поступления, библиотекарю необходимо сверять вновь поступившие книги с алфавитным каталогом для того, чтобы установить, были ли в библиотеке предыдущие издания или не является ли книга дублетом ранее поступившей. В первом случае такая сверка поможет предотвратить ошибку при систематизации книги, а во втором- избавить библиотекаря от необходимости писать на нее карточку. Достаточно будет включить сведения в уже имеющуюся карточку.

Не меньшее  значение имеет алфавитный каталог  и при доукомплектовании фонда. Сведения о количестве имеющихся в библиотеке экземпляров подскажут библиотекарю, сколько книг нужно докупить, для какого структурного подразделения, а само описание поможет уточнить данные о намеченном к приобретению издания. Сведения о количестве имеющихся книг и их местонахождении необходимы при исключении литературы из фондов библиотеки, т.к.библиотекарю в этом случае нужно изъять все экземпляры книги из отделов и филиалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Алфавитный каталог как обязательная  система каталогов библиотеки.

 

Способы   получения информации возможны самые  разнообразные. Есть ли в библиотеке определенная книга или какая-то  литература по тому или иному вопросу, читатель может узнать, обратившись  к библиотекарю. Однако такой способ информации не всегда можно признать удовлетворительным: он не гарантирует  точную справку. Какой бы хорошей  памятью ни обладал библиотекарь, он не в состоянии запомнить все  книги, находящиеся в библиотеке.

Читатель  может узнать о наличии в библиотеке интересующих его книг, обратившись  непосредственно к книжным полкам. Этот способ информации надежнее первого, но целиком полагаться на него также  нельзя, ибо нужной книги может  в данный момент на полке не оказаться.

Существуют  и другие средства информации, например, радио, телевидение. Но ни один из названных  способов не в состоянии раскрыть фонд во всей его полноте и многообразии. Эту задачу можно разрешить только с помощью библиотечного каталога  -  основной части справочно- библиографического аппарата библиотеки.

Словари и  энциклопедии понятие «каталог»  определяют как перечень предметов, подобранных по какому- либо признаку. Многие авторы учебных и практических пособий, посвященных библиотечным каталогам, продолжают понимать каталог  только как средство разыскания нужных изданий. Такое определение является неполным и не совсем точным, ибо  имеет в виду только - справочную, информационную и поисковую функции  каталога. Поэтому задача каталога не может ограничиваться только информацией  об имеющихся книгах, и он не может  рассматриваться только как средство поиска. Библиотечный каталог призван  выполнять ещё идейно- воспитательную и образовательную функции, пропагандировать книги, содействовать лучшему их использованию, помочь читателю выбрать произведения, ценные в научном и художественном отношениях, служить средством руководства чтением.

Историю, теорию, методику и практику организации  библиотечных каталогов изучает  научная дисциплина - каталогизация  произведений печати, которая является составной частью библиотековедения. Организация каталогов дело трудное. Оно требует от библиотекаря большой  культуры, знания книг, специальных  знаний в области каталогизации.

Значение  каталогов проявляется на любом  участке библиотечной работы. Без  каталогов невозможно хорошее обслуживание читателей. По каталогу библиотекарь разыскивает  затребованные читателями книги  и другие произведения печати.

Каталоги  помогают библиотекарю в рекомендации книг, в руководстве чтением. По каталогам  устанавливают наличие литературы по определенной теме, с их помощью  решают, какие именно книги следует  отобрать для проводимых мероприятий.

Каталогами  библиотекарь пользуется при комплектовании фонда библиотеки. По ним он проверяет  наличие в фондах изданий, намеченных к приобретению, выясняет, насколько  полно представлены  они в библиотеке.

Значительный  вклад в развитие каталоговедения внесли Н.Н.Аблов, З.Н.Абмарцумян, Р.С.Гиляревский, А.В.Кленов, Н.В.Русинов, Л.Н.Троповский, Е.Н.Шамурин и другие. К числу выдающихся трудов в области каталоговедения, получивших мировую известность, можно отнести «Очерки по истории библиотечно-библиографической классификации» в двух томах Е.И.Шамурина (1955-1959), таблицы «Библиотечно- библиографической классификаций» (Государственная премия в области науки, 1981). Отечественные ученные внесли вклад в разработку проблем централизованной каталогизации документов (ЦКД), теоретического обоснования понятия «система каталогов и картотек), оценки качества и эффективности каталогов и др.(Э.Р.Сукиасян. Библиотечные каталоги, с. 10-11)

К сожалению, многие достижения отечественного каталоговедения (например, в области исследования возможностей фасетной классификации, классификационного компьютерного поиска и др.) остались неизвестными за рубежом в связи с языковым барьером.

Международные исследования осуществляют органы ИФЛА: секция по каталогизации, секция по классификации  и индексированию и секция по информационной технологии, которые содействуют  универсальному библиографическому учету  и обмену библиографической информацией  с помощью разработки стандартов, руководств и других документов. Единого  научно-исследовательского центра в  области каталоговедения в нашей стране нет. Исследовательская работа проводилась в учебных заведениях (прежде всего в Москве, Санкт-Петербурге), в крупнейших библиотеках, во Всесоюзной книжной палате, в настоящее время — Российская книжная палата (РКП). Работы в области теории и практики составления библиографического описания координировались межведомственной комиссией по каталогизации, МКК. Начиная с 70-х гг. исследовались Государственной Публичной библиотекой им. М.Е.Салтыкова-Щедрина (ныне Российская национальная библиотека, РНБ), а центром научной работы в области систематизации и систематических каталогов стала Государственная библиотека СССР им. В.И.Ленина (ныне РГБ).Здесь разрабатывались также общегосударственные инструкции, положения и основные нормативные документы. Результаты деятельности в области каталогизации отражены в государственных стандартах, практических пособиях, методических рекомендациях.

 

 

 

 

 

4. Алфавитный каталог: функции, расстановка карточек. Как работать с алфавитным каталогом  библиотеки.

Библиотечные  каталоги - это перечень библиографических  записей документов, имеющихся в  фонде одной или нескольких библиотек, раскрывающий состав или содержание библиотечных фондов. Каталог может  иметь карточную или машиночитаемую форму, существовать на микроносителях или в форме книжного издания.

Библиотечные  каталоги, как любая информационно-поисковая  система, выполняют знаково-коммуникативную, информационно-поисковую и педагогическую функции. Знаково-коммуникативная функция  библиотечных каталогов помогает дистанционному общению «потребитель-каталог-автор». Каталогизатор является интерпритатором информации, заключённой в документе, владеющим методами создания библиотечного каталога, с помощью которого осуществляется дистанционное общение разделённых в пространстве, а зачастую и во времени, автора и читателя.                    Информационно-поисковая функция реализуется в процессе разыскания документов в ответ на запрос читателя. Библиотечные каталоги выполняют и педагогическую функцию, способствуя интеллектуальному и профессиональному развитию личности читателя.

Информация о работе Алфавитный каталог, его значение в библиотеке