Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 16:23, курсовая работа
Характеристика архивного дела сегодняшней России и является целью данного исследования.
Для достижения указанной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1) охарактеризовать состояние современного архивного законодательства РФ и нормативной базы деятельности архивов;
2) определить влияние общественно-политических изменений последних десятилетий на архивное дело современной России;
3) дать характеристику современной системе архивов в РФ;
4) выявить особенности назначения и деятельности государственных архивов федерального уровня.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Современное архивное законодательство РФ и нормативная база деятельности архивов……………………………………………………………..5
2. Архивное дело в Российской Федерации…………………………………....10
2.1. Современная система архивов……………………………………………..10
2.2. Государственные архивы федерального уровня………………………….11
2.2.1. Государственный архив Российской Федерации……………………….11
2.2.2. Российский государственный архив древних актов……………………14
2.2.3. Российский государственный исторический архив…………………….16
2.2.4. Российский государственный архив военно-морского флота…………17
3. Понятие, сфера деятельности и статус ведомственного архива…………...19
3.1. Понятие «Ведомственный архив» и его виды…………………………….19
3.2. Основные задачи и функции ведомственного архива……………………19
3.3. Права и ответственность ведомственного архива………………………...21
3.4. Нормативно-правовая основа работы ведомственных архивов…………21
3.5. Современное состояние и перспективы развития ведомственных
архивов………………………………………………………………………….22
4. Организация работы ведомственных архивов……………………………...24
4.1. Архивы Вооруженных Сил Российской Федерации и их задачи……….24
4.2. Экспертиза ценности документов в ЦАМО………………………………25
4.3. Использование документов в архивах…………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованных источников и литературы…………………………..30
Систему архивов Вооруженных
Сил Российской Федерации
Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЦАМО) с филиалом;
Центральный военно-морской архив (далее - ЦВМА);
архив Ракетных войск стратегического назначения;
архив военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации;
архивы округов, группы войск, флотов и флотилий (далее – окружные и флотские архивы).
Архивы являются юридическими лицами, имеют гербовую печать с действительным наименованием.
ЦАМО подчиняется начальнику Генерального
штаба Вооруженных Сил
ЦАМО пользуется правами
управления Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской
На архивы Вооруженных Сил
Российской Федерации
прием, учет и хранение архивных документов;
фондирование принятых в архив дел и документов;
научно-техническая обработка
создание научно-справочного
выдача архивных справок, копий и выписок из документов;
обеспечение работы исследователей;
изготовление копий документов; высылка архивных дел (документов) во временное или постоянное пользование;
проведение экспертизы ценности документов, находящихся на хранении в архиве, и уничтожение в установленном порядке документов с истекшими сроками хранения;
контроль за состоянием, сохранностью и экспертизой ценности документов, за подготовкой и сдачей документов в архивы воинскими частями и учреждениями;
консультация лиц, ответственных за ведение делопроизводства в воинских частях и учреждениях (по вопросам составления номенклатур, формирования и оформления дел, проведения экспертизы ценности документов, подготовки сдачи документов в архивы);
подготовка и передача документов на дальнейшее хранение в другие архивы.
Таким образом, Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ) — ведомственный архив Российской Федерации, в котором хранятся документы различных штабов и управлений, объединений и соединений, частей, учреждений и военно – учебных заведений Министерства обороны с 1941 до конца 1980-х гг.8 Подчинён Архивной службе Вооружённых сил Российской Федерации, относится к числу подразделений истории, культуры и воинского воспитания Министерства обороны.
4.2. Экспертиза ценности документов в ЦАМО.
Экспертизой ценности документов называется изучение документов на основе принципов и критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для дальнейшего хранения.
Экспертиза ценности
Центральная экспертная
Экспертно – проверочные комиссии ЦАМО и ЦВМА создаются для решения общих для отделов (отделений, архивохранилищ) данного архива методических и практических вопросов экспертизы ценности документов, комплектования архива документами, проверки деятельности экспертных комиссий отделов (отделений, архивохранилищ) и снятия грифа секретности с архивных документов. Экспертно – проверочные и экспертные комиссии создаются в основном из сотрудников архивов.
К работе экспертно –
Подготовку к экспертизе
ценности документов
Перед экспертизой ценности документов больших, сложных фондов или групп фондов составляется рабочая инструкция, в которой определяется особенности работы применительно к специфике профильных для фонда документов. В инструкции определяются цели, основные задачи, методы и порядок проведения работы, подкрепляемые конкретными примерами.
При экспертизе ценности изучения документов
начинается с фондов вышестоящей
воинской части (учреждения), затем
изучаются документы фондов подчиненных
воинских частей и учреждений, определяется
наличие дублетных или поглощен
При проведении экспертизы
ценности документов
По результатам экспертизы
ценности документов в
Акты на уничтожение дел, имеющих гриф секретности, составляются по действительному наименованию воинской части (учреждения) с присвоением им грифа «секретно». Акты на уничтожение несекретных дел могут составляться по условному наименованию воинской части (учреждения) без грифа секретности.
Акты в архивах составляются по каждому фонду отдельно, а дела однородных групп фондов от соединения и ниже могут вносится в один акт. При включении в акт дел нескольких воинских частей и учреждений в начале указывается групповое наименование их (механизированные полки, отдельные полки связи, отдельные артиллерийские дивизионы и т. п.), а номера и наименования воинских частей и учреждений помещаются в возрастающем порядке перед перечислением в акте их дел.
4.3. Использование документов в архивах.
Документы, хранящиеся в архивах Вооруженных Сил Российской Федерации, используются в военных, научных и социально-культурных целях, а также для обеспечения прав и законных интересов граждан.
Архивы Вооруженных Сил
Командиры воинских частей (начальники учреждений), руководители организаций и предприятий других министерств и ведомств, а также исследователи, использующие документы архивов Вооруженных Сил Российской Федерации, несут ответственность за правильность использования документов и содержащейся в них информации.
Центральным архивам наряду
с предоставлением бесплатных
услуг разрешается заключать
соглашения и лицензионные
Право заключения соглашений
и лицензионных договоров на
использование архивной
Договоры на выполнение
Бесплатно осуществляются:
социально-правовые запросы граждан о подтверждении прохождения военной службы, пребывании в действующей армии, присвоении званий, награждении, нахождении на излечении, установлении судьбы родственников, подтверждении трудового стажа и размером заработной платы, получении образования, о снятии судимости и по другим вопросам;
обслуживание в читальном зале
архива. Исключение составляет обслуживание
по личному заявлению
предоставление документов во временное
пользование воинским частям и учреждениям
(без права копирования и
предоставление информации о документах, копии документов воинским частям (учреждениям), находящимся на сметно-бюджетном финансировании.
Срок хранения документов (дел, книг, журналов и т. п.) исчисляется с 1 января года, следующего за годом окончания их ведения.
Срок хранения уголовных
дел, а также надзорных,
с момента окончания срока
с момента вступления в законную силу оправдательного приговора;
с момента вынесения постановления (определения) о прекращении дела или производства по жалобам.
Срок хранения гражданских дел
исчисляется с момента
Срок хранения
В воинских частях и учреждениях, находящихся за границей, а также на кораблях и в штабах отдельных соединений кораблей, не имеющих береговых и плавучих баз, дела со сроками хранения до 3 лет включительно хранятся до истечения сроков хранения, после чего уничтожаются в установленном порядке.
Дела со сроками хранения 5 лет и более хранятся в этих воинских частях и учреждениях один год, после чего передаются на дальнейшее хранение в соответствующие архивы.
Архив и военный суд группы войск, а также воинские части (учреждения), находящиеся за границей и не входящие в состав группы войск, все дела со сроками хранения 5 лет и более ежегодно сдают в ЦАМО.
Дела управлений (отделов) торговли округов, флотов и флотилий, предприятий и учреждений, подчиненных непосредственно этим управлениям (отделам), хранятся в окружных и флотских архивах до истечения сроков, установленных соответствующими перечнями, без передачи в центральные архивы.
Документы в архивах Министерства обороны Российской Федерации хранятся в течении 75 лет со времени их образования.
Документы, хранящиеся в архивах
Вооруженных Сил Российской Федерации,
предоставляются для
Характер и объем использования документов устанавливаются должностными лицами, которым предоставлено право допуска к документам, и определяются в зависимости от цели и темы работы.
В архивах Вооруженных Сил Российской Федерации хранятся законченные делопроизводством документы органов военного управления видов Вооруженных Сил Российской Федерации, Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации, округов, группы войск, флотов, армий, флотилий, рядов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, соединений и воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Заключение.
Архивное строительство в
Одной из актуальных проблем отечественного архивного дела является разработка вопросов архивного законодательства. При этом главной задачей архивного законодательства является создание законодательной базы, которая позволила бы, решая проблему правового регулирования отношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннее использование Архивного фонда Российской Федерации, как важнейшей части ее национального и культурного достояния.