Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 15:09, курсовая работа
Актуальность обеспечение общества достоверной ретроспективной информацией является одной из главных задач архивных учреждений Российской Федерации на современном этапе. Эффективность функционирования научно-справочного аппарата к документам Архивного фонда России напрямую зависит от качества составления архивных справочников. Политические и социально-экономические изменения жизни российского государства и общества, произошедшие за последнее десятилетие, существенно активизировали интерес общества к архивной информации и архивам, как хранилищам универсального информационного ресурса архивных документов. В результате деятельности организаций, предприятий и учреждений создаются документы, имеющие различное научное и практическое значение. Значительная часть их несет в себе информацию разового характера.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты
1.1 Архивная опись как базовый справочник архива
1.2 Влияние классификации документов и дел в пределах архивного фонда на составление архивной описи
1.3 Составление собственно архивной описи дел
1.4 Составление справочного аппарата к описи
Глава 2 Использование архивных документов
2.1.Направление и цели использования архивных документов
2.2.Формы использования архивных документов
Заключение
Список использованной литературы
-приказы (распоряжения) по личному составу;
-списки личного состава;
-карточки по учету личного
состава (при отсутствии
-личные дела (при отсутствии отдельной описи личных дел);
-лицевые счета рабочих и
-невостребованные трудовые книжки (при отсутствии отдельной описи);
-акты о несчастных случаях.
Указанные виды
документов, образующиеся в организации
в больших объемах, могут выделяться в
самостоятельные годовые разделы описи
(личные дела, трудовые книжки и т.п.). Личные
дела (личные карточки) вносятся в сводный
годовой раздел описи по году увольнения
лица, на которое заведено личное дело,
и систематизируются по алфавиту.
При необходимости к годовому разделу
сводной описи дел и к законченной описи
дел по личному составу составляются оглавления,
указатели и списки сокращенных слов.
Годовой раздел сводной описи дел по личному
составу организации, передающей документы
на постоянное хранение, печатается в
трех экземплярах, подписывается составителем,
заверяется начальником отдела кадров
(инспектором по кадрам) и представляется
на рассмотрение ЦЭК (ЭК) организации.
После одобрения раздела ЦЭК (ЭК) он подлежит
согласованию с ЭПК соответствующего
архивного учреждения и утверждению руководителем
организации.
1.4 Составление справочного аппарата к описи
Для более эффективного использования
документной информации, содержащейся
в описях архивных фондов, в научных и
практических целях к ним создается справочный
аппарат, который включает: титульный
лист, содержание (оглавление), предисловие,
список сокращений, переводные таблицы шифров (в случае
переработки описи), указатели. Каждый
из указанных элементов справочного аппарата
описи несет определенную информационную
нагрузку, а состав элементов, которым
снабжается опись, определяется дифференцированно,
с учетом информативности архивных фондов.
Справочный аппарат к описи выполняет
функцию первого ознакомления с документами
фонда (титульный лист, оглавление), а так
же способствует поиску необходимой информации
(указатели); уточнению смыслового содержания
описи (список сокращений) и поисковых
данных (переводные таблицы шифров). При
составлении-научно справочного аппарата
к описи необходимо правильно и точно
оформлять его элементы.
На титульном
листе описи помещаются: полное название
архива, название фонда, номер фонда, номер
описи, название описи; крайние даты документов,
внесенных в опись. Титульный лист законченной
описи, составленной в делопроизводстве
учреждений и ведомственных архивах, по
которой в Госархив принимаются документы
учреждений, содержит следующие реквизиты:
название государственного архива, название
фонда, номер фонда, номер описи, название
описи с указанием категорий включенных
в нее документов (постоянного, временного
хранения и т.д.).
Предисловие может составляться как общее
ко всем описям фонда, так и к отдельной
описи. Общее предисловие к описям фонда
помещается в первой описи.
В предисловии, общем ко всем описям фонда,
излагаются: история фондообраз
При составлении отдельных предисловий
к каждой описи фонда все общие данные
по истории таможенного органа - фондообразователя
и истории фонда помещаются в предисловии
к первой описи.
Основное назначение списка сокращений слов – сократить объем и провести унификацию приемов описания как в тексте самой описи, так и в справочном аппарате к ней. В список сокращений слов вносятся все сокращения слов и понятий, употребляемых в описи, кроме общепринятых, а также сокращенные обозначения названий учреждений, организаций, предприятий, кроме хорошо известных. Названия учреждений, организаций и предприятий при внесении их в опись в первый раз пишутся полностью и в круглых скобках дается их сокращенное название, а при повторном внесении их в опись они приводятся только в сокращении.
Переводная таблица
шифров составляется к переработанной
описи после ее переработки в случае изменения
номеров единиц хранения, т.е. при их перешифровке. Переводная табли
Систематизация
карточек проводится по порядку старых
шифров.
Переводная таблица
помещается в конце описи. При наличии
в фонде нескольких описей, составляются
переводные таблицы к каждой описи.
К описи могут составляться указатели (как общие, так и специальные). Ссылочные данные указателя к описи даются на порядковые номера единиц хранения, единиц учета. Такой указатель представляет собой перечень предметов, встречающихся в заголовках описи, которые раскрывают необходимыми пояснениями и ссылочными данными. Указатели могут включать сведения из заголовков единиц хранения как одной описи, так и всех описей фонда.
Основным элементом указателя является рубрика, которая состоит из предметного понятия и поисковых данных. Назначение указателя влияет на состав рубрики: она может быть простой, т.е. не иметь подрубрик, сложной, т.е. иметь подрубрику или гнездовой, т.е. иметь две или несколько подрубрик.
Глава 2 Использование архивных документов
2.1.Направление и цели использования архивных документов
Использованием документов архива — комплекс работ по обеспечению информационных потребностей общества в ретроспективной документной информации. В отечественном архивоведении различают направления, цели и формы использования. В современном архивоведении важнейшими задачами направлениями использования архивных документов являются:
- укрепление российской государственности;
- удовлетворение информационных потребностей общества;
- обеспечение законных прав и интересов граждан.
В процессе использования архивных документов участвуют две стороны — архив (федеральный, субъект Федерации, муниципальный, ведомственный, негосударственный и др.), хранящий информацию, и пользователь, которому нужна информация. Пользователями информации государственного архива могут быть органы государственной власти, управления, суда, прокуратуры, министерства, ведомства, предприятия и организации, воинские части, научные, культурные, учебные учреждения, средства массовой информации, негосударственные объединения, предприятия, фирмы, в том числе общественные организации, а также граждане.
Использование документов — сложная и ответственная работа, которая требует высокого профессионализма, знания в совершенстве научно-справочного аппарата данного архива, источниковедения и архивной эвристики. Поэтому в государственных архивах использование документов считают разновидностью научной работы. Сотрудники всех архивов и сами архивы несут ответственность за точность, достоверность и своевременность предоставления информации, использование информации во вред интересам общества и личности, отказ в предоставлении информации. Использование архивных документов в нашей стране основывается на принципах открытости и доступности. Это значит, что любой отказ в предоставлении информации должен быть основан на законе. Для архивиста одинаково важно обеспечение информационных потребностей государства и отдельной личности. С этим связана проблема доступа к документной информации, засекречивания и рассекречивания архивных документов. Вопросам, связанным с этой проблемой, а также целям и формам использования документов и посвящен данный раздел.
Цели использования документов могут быть:
-управленческие;
-политические;
-экономические;
-научные;
-культурно-просветительские;
-социально-правовые (обеспечение прав граждан).
Использование документов в управленческих целях предполагает информационное обеспечение работы данного ведомства или организации, решение с помощью архивных документов вопросов, возникающих в его деятельности, повышение эффективности управления. Например, обращение к архивным документам необходимо при составлении планов и прогнозов развития отрасли, предприятия (они должны быть основаны на анализе опыта предшествующих лет), при разработке проектов реформ государственного аппарата или реорганизации данного ведомства, организации, нормативных актов, положений, инструкций, в том числе квалификационных справочников, должностных инструкций сотрудников, положений о структурных подразделениях, архиве, инструкций по делопроизводству организации и т.д.
Использование архивных
документов в политических целях осуществляется при разработке законопроектов,
программ реформ, в политической борьбе
различных партий и группировок (публикация
материалов в ходе избирательных кампаний,
использование опыта своих политических
предшественников при создании программ,
платформ и т.д.); для пропаганды официальной
идеологии и политики правительства; для
укрепления государственности (публикация
материалов о репрессиях, преступлениях
режимов, материалов, разоблачающих терроризм,
национализм и т.д.); для укрепления государственной
безопасности; при проведении национально-территориального
размежевания и изменении административно-
международных договоров; при определении межгосударственных границ и т.д.
Использование архивных документов играет существенную роль в законотворческой
деятельности. Так, например, для разработки Закона о земле и Земельного кадастрав 1970-е гг. изучались документы о пахотных землях, лугопастбищных угодьях, почвенные карты, материалы регистрации сделок купли-продажи и аренды земельных участков и т.д. При разработке Закона об охране окружающей природной среды изучались материалы мониторинга состояния природной среды и экологической экспертизы различных предприятий, материалы о природозащитных мероприятиях.
Использование архивных документов в экономических целях достаточно разнообразно:
при прогнозировании и планировании экономического развития (при разработке и реализации планов, прогнозов, бизнес-планов и экономических проектов) очень важно провести анализ развития на современном этапе, а для этого обращаются к архивным
документам; при осуществлении проектных и опытно-конструкторских работ (строительстве, реконструкции, проектировании). Обязательно изучение архивных данных при проведении геологических изысканий и горных работ. Научно-техническая и картографическая документации используется при проектировании и реконструкции гидротехнических, мелиоративных сооружений, путей сообщения, промышленных и жилых объектов; при осуществлении научных и прикладных исследований (проведение патентной экспертизы); для оптимизации производственных и технологических процессов
(к архивным материалам
Использование архивных документов для реконструкции памятников истории и культуры преследует как экономические, так и культурно-просветительские цели.
Использование документов в научных целях предполагает проведение научных исследований по историческим источникам, хранящимся в архивах. Научное использование документов предполагает написание статей, диссертационных исследований, монографий, а также курсовых, дипломных работ, публикацию документов в изданиях научного типа, создание справочников, обзоров документов и т.д.
Среди исследователей в архивах преобладают профессиональные историки, хотя с архивными документами работают представители всех отраслей знания. Исследования проводят не только маститые ученые, но и студенты, и даже школьники. Однако из вышесказанного не следует, что в ведомственном архиве не осуществляется использование документов с научными целями, например исследования по истории данного учреждения, ведомства, отрасли в целях написания очерка, издания юбилейного сборника подготовки выставки, альбома и т.д.
Использование документов в культурно-просветительских целях предполагает подготовку юбилейных выставок, музейных экспозиций, докладов, очерков, брошюр, проведение экскурсий, использование документов в средствах массовой информации, публикацию документов и обзоров. Документы используются писателями, кинорежиссерами, художниками, представителями СМИ в процессе творчества. Наконец, важнейшей категорией пользователей являются реставраторы (художники, архитекторы, искусствоведы), работа которых невозможна' без проектной документации, планов и других источников.
Использование документов в социально-правовых целях предполагает исполнение запросов, обеспечивающих права и законные интересы граждан, для решения задач социальной защиты, обеспечения установленных льгот и подтверждения имущественных прав физических и юридических лиц. Тематика запросов, как правило, касается службы в армии, размера заработной платы и трудового стажа, образования, гражданского состояния и т.д. Поскольку от результата запроса зависит, зачастую, судьба человека, социально- правовые запросы выделены в особую группу из всех тематических запросов. Сроки исполнения их строго лимитированы.2
2.2.Формы использования архивных документов
Формы использования архивных документов — это определенные информационные услуги, выполняемые архивами по каждому направлению использования. По каждой форме использования, как правило, составляются определенные информационные документы.
Основными формами использования в архиве являются: информационное обеспечение организаций, структурных подразделений и граждан в соответствии с их запросами (исполнение тематических запросов); исполнение запросов в целях обеспечения прав и законных интересов граждан; инициативное информирование учреждений и организаций,