Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 12:40, реферат
Появляется термин первоначально в устной речи и означает сам процесс решения (производства) дела - "дело производить" (решать вопрос). Так как в ходе решения любого вопроса возникали документы, чтобы закрепить достигнутую договорённость, принятое решение уже в XVI в. употребляется слово дело как "собрание документов, относящихся к какому либо делу, вопросу". Впервые в этом понятии слово "дело" зафиксировано в документах в 1584 г.
Документ возник прежде всего чтобы зафиксировать информацию и придать ей юридическую силу.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие и признаки справочно-информационных документов 3
2. Свойства и функции справочно-информационных документов 6
3. Виды справочно-информационных документов 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие и
признаки справочно-
2. Свойства и
функции справочно-
3. Виды справочно-информационных документов 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Приложение 1 23
Приложение 2 24
Приложение 3 25
Документ — материальный носитель с зафиксированной на нём в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.
Делопроизводство сегодня
Появляется термин первоначально в устной речи и означает сам процесс решения (производства) дела - "дело производить" (решать вопрос). Так как в ходе решения любого вопроса возникали документы, чтобы закрепить достигнутую договорённость, принятое решение уже в XVI в. употребляется слово дело как "собрание документов, относящихся к какому либо делу, вопросу". Впервые в этом понятии слово "дело" зафиксировано в документах в 1584 г.
Документ возник прежде всего чтобы зафиксировать информацию и придать ей юридическую силу.
Эти документы выполняют служебную
роль по отношению к организационно-
Документ, который создан в обществе
входит в соответствующую систему
документации в качестве ее элемента.
Отдельные виды и разновидности
документов составляют систему документации.
До настоящего времени в документоведении
не существует непротиворечивой научной
классификации видов и
Важнейшим признаком для классификации
документов является его содержание. Служебные
документы могут подразделяться: по административным
вопросам; материально-техническому снабжению;
планированию; оперативной деятельности;
бухгалтерскому учету; подготовке и расстановке
кадров; финансово-кредитным и внешнеторговым
вопросам и т.д.
Все документы, обращающиеся на предприятии,
могут классифицироваться по следующим
признакам.
По наименованию существует множество
разновидностей документов. Приведем
лишь некоторые: приказы, распоряжения,
планы и отчеты, акты, протоколы, договоры,
уставы, инструкции, справки, докладные,
объяснительные записки, служебные письма,
телеграммы, стандарты, технические условия,
платежные требования и поручения, доверенности
и т.д.
По способу фиксации информации документы бывают письменные (рукописные, машинописные, типографские, подготовленные на множительных аппаратах, напечатанные на персональных компьютерах), графические и фотофонокинодокументы.
По степени сложности
По юридической силе документы
подразделяют на подлинные и подложные.
Подлинные документы бывают действительные
и недействительные. Недействительным
документ становится в результате истечения
срока действия или отмены его другим
документом.
По срокам исполнения документы классифицируются
на срочные и несрочные. Срочными являются
документы со сроками исполнения, установленными
законом и соответствующими правовыми
актами, а также телеграммы и другие документы
с грифом "срочно". По происхождению
документы классифицируют на служебные,
подготовленные на предприятиях, в организациях,
и личные (письма граждан с изложением
жалоб, предложений, просьб). По срокам
хранения документы делятся на документы
временного и постоянного срока хранения.
Документы временного хранения в свою
очередь подразделяются на документы
со сроком хранения до 10 лет и свыше 10 лет.
По степени обязательности документы
бывают информационные, содержащие сведения
и факты о производственной и
иной деятельности организаций, и директивные
- обязательные для исполнения, носящие
характер юридической или технической
нормы. По степени унификации различают
документы индивидуальные, типовые,
трафаретные, примерные и унифицированные
в виде анкеты и таблицы. Индивидуальные
документы разрабатываются
Типовыми являются документы, создаваемые
вышестоящими органами для организаций
с однородными функциями и носят обязательный
характер.
Трафаретные документы имеют заранее
напечатанный текст с пробелами, которые
заполняются при окончательном оформлении
документа в зависимости от конкретной
ситуации. Такие документы перспективны,
т.к. экономят время на подготовку. Примерные
документы носят ориентировочный характер
и используются для составления и оформления
документов по аналогии.
Анкета - способ представления унифицированного текста, при котором постоянная информация располагается в левой части листа, а переменная вносится в документ в процессе его составления в правую часть листа.
Таблица - документ, в котором постоянная информация размещается в заголовках граф и боковика (заголовки строк), а переменная (в цифровом или словесном выражении) - на пересечении соответствующих граф и строк.
Текст, представленный в виде таблицы,
обладает большой информационной емкостью,
позволяет строго классифицировать
и кодировать информацию и легко
суммировать аналогичные
Как и всякий объект, документ обладает
множеством свойств (отличительных
качеств). Принято выделять несколько
основных свойств документа, которые
характеризуются
Юридическая сила документа. Какое свойство документа можно назвать юридической силой? Это свойство быть подлинным доказательством тех фактов, событий и действий, которые отражены в документе.
Что влияет на приобретение документом
юридической силы?
1. Соблюдение организацией, ее должностными
лицами, готовящими документ, положений
действующего законодательства.
2. Документирование предполагает соблюдение
установленных правил записи информации.
Эти правила специфичны для каждого типа
документов и регламентируются ГОСТами
и другими нормативно-методическими материалами.
Юридическая сила документа - свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком его оформления. Юридическая сила документа может быть обеспечена установленным для каждой разновидности документов комплексом реквизитов, т.е. обязательных элементов оформления документов: наименование организации - автора документа, подпись, дата, регистрационный номер документа, гриф утверждения, печать и др.
Оригинальность документа.. Признаком оригинала является его уникальность. Нередки "умноженные оригиналы", т.е. оригиналы, составляемые в нескольких экземплярах. Например, договор между государствами с древнейших времен составляется в количестве экземпляров, соответствующих числу договаривающихся сторон, при этом каждый экземпляр является оригиналом.
Оригиналы документов по своему внешнему виду могут быть беловиками и черновиками. Черновик - это документ в предварительной редакции. Черновой документ: рукописный или машинописный документ, отражающий работу автора или редактора над его текстом. Беловик - это последняя, переписанная или перепечатанная набело редакция документа. Беловой документ: рукописный или машинописный документ, текст которого переписан с чернового документа или написан без помарок и исправлений. Для служебных документов оригиналом является беловик, подписанный должностными лицами, с приложением, в ряде случаев, печати. Оригиналы служебных документов могут печататься на бланках. Различают автографы - документы, переписанные или правленые (после перепечатки или переписки) рукою автора.
Подлинность документа. Как синоним
слова оригинал употребляется подлинник,
что в переводе с латинского означает
достоверный. Подлинный документ: документ,
сведения об авторе, времени и месте
создания которого, содержащиеся в
самом документе или выявленные
иным путем, подтверждают достоверность
его происхождения. Таким образом,
документ в окончательной редакции,
соответствующим образом
Копийность документов. Копия документа
- это документ, полностью воспроизводящий
информацию подлинного документа и все
его внешние признаки или часть их, не
имеющий юридическую силу. Повторное,
точное воспроизведение подлинников (в
целях размножения) является копией. Само
понятие копия связано с размножением
оригинала любого вида. Среди копий различаются:
Выписка - копия части документа. Выписка
должна содержать воспроизведение полного
текста решения по определенному вопросу.
Юридическую силу выписка приобретает
после ее заверения должностным лицом
организации или нотариусом. Особый вид
- фото и светокопии, отличительной чертой
которых является точное воспроизведение
оригинала. Они являются видом факсимильных,
автоматических копий. Кроме копий, снятых
непосредственно с оригинала или полученных
автоматически, т.е. одновременно с оригиналом,
могут быть кратные копии: копия с копии.
Юридическая сила копий:
1) копия должна содержать точный
текст подлинника (включая и бланк,
на котором подготовлен
2) свидетельство юридической
Заверение копий должно производится самой организацией или, по необходимости, нотариусом. Нотариального заверения обычно требуют для копий учредительных документов организации, которые представляются в различные государственные структуры (судебные, налоговые и лицензионные органы, комитеты по управлению имуществом и т.д.) Но в принципе любая копия документа, не противоречащего закону и имеющего юридическое значение, может быть заверена нотариально. Нотариус сличает подлинник с копией и заверяет ее. Запрещается нотариальное свидетельствование копий паспортов, военных билетов, служебных удостоверений.
Сами организации имеют право
заверения документов, создающихся в этих
организациях. Также организации могут
заверять документы граждан при приеме
на работу (диплом, аттестат, удостоверение
на льготы и т.д.)
Копии заверяются руководителем организации
или уполномоченным должностным лицом
(например, начальником отдела кадров
или зав. канцелярией). Заверенные копии,
направляемые в организации, удостоверяются
печатью.
Любой документ полифункционален (многофункционален), т.е. содержит в себе различные функции, которые с течением времени меняют свое доминирующее значение. Выделяются функции общие и специальные. Общие - это информационная, социальная, коммуникативная, культурная; специальные - управленческая, правовая, функция исторического источника, функция учета.
Функции документа:
Информационная функция
Информацию, содержащуюся в документах
можно подразделить на: 1) ретроспективную
(относящуюся к прошлому); 2) оперативную
(текущую); 3) перспективную (относящуюся
к будущему). Существуют и другие
классификации информации. Например,
разделение на первичную и вторичную;
по жанрам; видам; носителям и проч.
Каждый документ имеет информационную
емкость (или информационный потенциал),
т.е. количество и качество информации.
Информационная емкость характеризуется
такими показателями: полнота, объективность,
достоверность, оптимальность, актуальность
информации, ее полезность и новизна. Чем
выше эти показатели, тем ценнее документ.
Социальная функция тоже присуща многим
документам, т.к. создаются они для удовлетворения
различных потребностей как общества
в целом, так и отдельных его членов. Документ
также сам может влиять на социальные
отношения них в зависимости от назначения,
роли в данном обществе, причем может не
только стимулировать их развитие социальных
процессов, но и тормозить.
Коммуникативная функция выполняет задачу передачи информации во времени и пространстве, информационной связи между членами общества. Без обмена сведениями, мнениями, идеями социальные связи не могут поддерживаться. Можно выделить две категории документов, в которых ярко выражена коммуникативная функция: 1) документы, ориентированные в одном направлении (законы, указы, распоряжения, приказы, инструкции, жалобы, докладные записки и др.); 2) документы двустороннего действия (деловая и личная переписка, договорные документы и т.д.).
Культурная функция - способность
документа сохранять и
Управленческая функция выполняется официальными
документами, которые специально созданы
для целей и в процессе управления (законы,
положения, уставы, протоколы, решения,
сводки, отчеты и др.). Эти документы играют
большую роль в информационном обеспечении
управления, они многообразны, отражают
различные уровни принятия решений.
Правовая функция присуща документам,
в которых закрепляются изменения правовых
норм и правонарушений. Можно выделить
две категории документов, наделенных
правовой функцией: изначально обладающие
ею и приобретающие ее на время.
Информация о работе Виды справочно-информационных документов