Документоведение как научная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 00:45, реферат

Краткое описание

Создание в нашей стране правового государства с эффективно работающими институтами представительной, исполнительной, судебной властей, производства, науки и образования обуславливается не только всесторонним и полноценным юридическим обоснованием их деятельности, но и формированием рациональных, конкретных правил и процедур их функционирования, в том числе в области работы с документами.
Документированная информация составляет основу управления, его эффективность в значительной степени базируется на производстве и потреблении информации. Информация фиксируется в документах, которые придают ей организационную форму и перемещают ее во времени и пространстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……..3
1. Основные этапы развития документоведения………………….……6
2. Структура документоведения………………………………………...10
3. Взаимосвязь документоведения с другими науками………………12
Заключение……………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………...28

Вложенные файлы: 1 файл

Документоведение как научная дисциплина.docx

— 41.36 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………….……..3

1. Основные этапы развития документоведения………………….……6

2. Структура документоведения………………………………………...10

3. Взаимосвязь документоведения с другими науками………………12

Заключение……………………………………………………………….25

Список литературы……………………………………………………...28

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Создание в нашей стране правового государства с эффективно работающими институтами представительной, исполнительной, судебной властей, производства, науки и образования обуславливается не только всесторонним и полноценным юридическим обоснованием их деятельности, но и формированием рациональных, конкретных правил и процедур их функционирования, в том числе в области работы с документами.

Документированная информация составляет основу управления, его  эффективность в значительной степени  базируется на производстве и потреблении информации. Информация фиксируется в документах, которые придают ей организационную форму и перемещают ее во времени и пространстве.

Все большее значение в  современном управлении приобретают компьютерные технологии и средства, обеспечивающие на базе действующего законодательства и других правовых норм оперативность фиксации, сбора, обработки, поиска и передачи информации. Переход на принципиально новые способы организации информации и доступа к ней, обуславливают актуальность курса “Документоведение”.

Существуют разные определения  понятия “документоведение”, однако ни одно из них не стало общепринятым. Впрочем, как и понятие “документ”. И это закономерно, поскольку  “документоведение” – термин многоаспектный, структурно-разветвленный, касающийся различных сторон документа и  документно-коммуникационной деятельности – явлений не менее сложных  и многоплановых.

Можно сказать, что документоведение – это наука о документе  и документно-коммуникационной деятельности. Это научная дисциплина, изучающая  закономерности создания и функционирования документов, разрабатывающая принципы построения документно-коммуникационных систем и методы их деятельности.

Документоведение исследует  документ как источник информации и  средство социальной коммуникации. Это  комплексная наука о документе  и документно-коммуникационной деятельности, изучающая в историческом, современном  и прогностическом планах процессы создания, распространения и использования  документных источников информации в обществе.

Формирование документоведения как научной дисциплины предполагает определение основных ее составляющих: объекта, предмета, структуры, методов, понятийного аппарата – в их единстве и целостности, т.е. как системной  научной дисциплины.

Объект науки отвечает на вопрос: что изучает наука. Объектом документоведения как науки является комплексное изучение документа  как системного объекта, специально созданного для хранения и распространения (передачи) информации в пространстве и времени. Документ создается в  ходе документно-коммуникационной деятельности, поэтому объектом науки являются все виды этой деятельности – создание, производство, хранение, распространение  и использование документов, создание систем документации.

Предмет науки должен ответить на вопрос: каким именно образом, зачем, с какой целью и для чего именно изучают объект, а через  него и объективную реальность. Предмет  науки определяет содержание научного знания об объекте – документе  и документно-коммуникационной деятельности. Предметом документоведения является создание научного знания о документе  в единстве его информационной и  материальной составляющих, о закономерностях  создания и функционирования документов в обществе.

Документоведение изучает  документ как предмет на теоретическом, историческом и методическом (практическом) уровнях. Оно исследует документ как систему, его свойства, параметры, структуру, функции, методы и способы  документирования, классификацию и  типологизацию документов. В поле его внимания находятся общие  закономерности создания, распространения, хранения и использования документов. Причем предметом изучения может  служить документ в целом либо его отдельные аспекты, специфические  черты документно-коммуникационной деятельности.

Документоведение изучает  документ в его историческом развитии, закономерности его образования, способы  создания, принципы организации систем документации и документирования. Таким  образом, документоведение наиболее полно  изучает все функции, как общие, так и частные, присущие документам. Однако документоведение не ограничивается лишь пассивным изучением документа. Выявляя закономерности документообразования, документоведение начинает активно  влиять на сам процесс документирования, внося в него научные основы, проводя  унификацию и стандартизацию документов и систем документации, относя определенные группы видов документов к функциональным и отраслевым системам, внутри них  к отдельным операциям.

Целью настоящей работы является углубленное изучение документа  и систем документации в их историческом развитии, теоретических и практических проблем создания документированной  информации учреждений любой организационно-правовой формы.

В ходе достижения цели решаются следующие задачи:

  • показать взаимосвязь документоведения с другими науками;
  • проследить эволюцию документа как носителя информации;
  • проанализировать процесс формирования и развития систем документации;

 

1. Основные этапы развития документоведения

 

Документоведение относится  к разряду молодых наук, оно  еще окончательно не сформировалась как научная дисциплина, обобщающая совокупность знаний о документе. Эта  наука возникла не сразу, она прошла в своем развитии несколько этапов.

Исторически первой в этом ряду стоит документационная наука, возникшая в конце XIX в. и получившая международное признание в первой половине XX в. Под этим названием  развивалась наука, предметом которой  была документационная деятельность, включающая процессы сбора, систематизации, хранения, поиска и распространения (а с середины 1940-х годов –  и создания) документов во всех сферах общественной жизни. Эта наука еще  имела название “книго-архиво-музееведение”.

Основоположником документационной науки является Поль Отле. Он предлагал  назвать науку, изучающую документную  деятельность, библиологией или документологией, что было связано с отождествлением  книги и документа.

Со временем в процессе дифференциации в качестве самостоятельных  научных дисциплин выделились теория классификации документов, теория документных  потоков, теория индексирования и реферирования.

История документационной науки  оказалась короткой. В середине XX в. (50-60-е годы) процессы коммуникации начинают рассматриваться не только в ракурсе одного из их средств  – документа, но и более широко – как информационные. Понятие  “документ” уступает место понятию  “информация”, поскольку первое является производным от второго. Первоначальные представления о предмете документационной науки были модернизированы и  приобрели информационное и кибернетическое  содержание.

С начала 1960-х годов начинают развиваться научные направления  под названием документалистика и документоведение. Первая рассматривается  как прикладная отрасль кибернетики, занимающаяся оптимизацией управления документными системами всех типов  – от изобразительного искусства  до канцелярского делопроизводства. С этой целью документалистика изучает  структуру и свойства матричных  документов, методы и средства автоматической обработки, хранения, поиска и использования  их, документные потоки и документные  массивы для оптимизации управления крупными, главным образом, многоканальными  документными системами. Однако документалистика не отражает всего диапазона исследований документа, проблем его производства, распространения и использования  и не может быть обобщающей наукой о документе.

В это время документоведение развивается как научное направление, в задачи которого (по К.Г. Митяеву) входит изучение в историческом аспекте  развития способов, отдельных актов  и систем документирования явлений  объективной действительности и  его результата – создания документов, их комплексов и систем. Позднее  под документоведением стали  понимать науку о правилах оформления административных документов и ведения  документационного хозяйства. Документоведение отождествляют с делопроизводством  и рассматривают как раздел архивоведения. Такая узкая трактовка документоведения сохранилась в известной степени  и до наших дней. Естественно, что  в таком понимании документоведение не могло претендовать на роль обобщающей науки о документе, т. к. оно ограничено управленческой сферой. За его пределами  оказываются другие сферы человеческой деятельности – наука, техника, культура, социальная жизнь и т.д.

В конце 1960-х годов с  развитием информатики (А.И. Михайлов, А.И. Черный, Р.С. Гиляревский) переосмысливаются  в значительной мере достижения документационной науки, существование последней в виде автономной научной дисциплины фактически прекращается. В 1973 г. предпринимаются редкие попытки (Г.Г. Воробьев, К.Н. Рудельсон) обобщить теоретические сведения о документе, разработать его концептуальные основы с помощью информационного анализа. Часть вопросов, связанных с классификацией документов, созданием информационных моделей документа, исследованием документных информационных потоков, вошли в соответствующие разделы библиотеко-, библиографо-, архивоведения и информатики.

Вплоть до середины 1980-х  годов обобщающими науками о  документе считались документалистика и информатика. Однако информатика  занимается изучением и документной, и недокументной информации. Вне  ее поля зрения находится документ в его материальной ипостаси, условия  производства, хранения, организации  работы с документами. Поэтому, как  и документалистику, использовать информатику  в качестве обобщающей науки о  документе достаточно сложно.

Ко второй половине 1980-х  годов осознается тот факт, что  именно обобщающее понятие документа  наиболее адекватно отражает предмет  профессиональной деятельности сотрудников  библиотек, органов информации, архивов, музеев, книжных магазинов и т.д. Этому способствовало внедрение  в профессиональную деятельность компьютерной техники и машиночитаемых носителей  информации.

Дальнейшее развитие общедокументальных подходов связано с именами Д.Ю. Теплова, А.В. Соколова, Ю.Н. Столярова, О.П. Коршунова, в работах которых  понятие “документ” выступает как  самостоятельная лексическая единица. Авторами наиболее фундаментальных  работ, посвященных анализу понятия  “документ”, классификации документов, являются Ю.Н. Столяров, Г.Н. Швецова-Водка, С.Г. Кулешов. С появлением их работ  в становлении и развитии документоведения начинается качественно новый этап. Проблемы документоведения приобретают междисциплинарный характер, ими занимаются библиотеко- и библиографоведы, специалисты в области информатики, книговеды.

В начале 1990-х годов ощущается  необходимость в создании науки  о документе либо комплекса научных  документоведческих дисциплин. Для  обобщающего названия науки о  документе начинает использоваться ряд названий: информационно-коммуникационная наука (А.В. Соколов), документационно-информационная наука (Г.Н. Швецова-Водка) и т.д. Ядро такого комплекса наук о документе  составляют библиотеко-, библиографо-, книго-, архиво-, музееведение и информатика. Общим для них является исследование документа как объекта, созданного специально для передачи информации.

Каждая из этих областей знания имеет свои специальные задачи, формы  и методы работы с документами, однако теория и история документа являются общими для них. К общетеоретической  проблематике относится, прежде всего, функциональный анализ документов, изучение их особенностей как материальных объектов с зафиксированной в них информацией, вопросы классификации и типологизации  документов и т.д. Изучением общедокументных  вопросов призвано заниматься документоведение.

 

 

 

2. Структура документоведения

 

Как и любая научная  дисциплина, документоведение имеет  структуру, которая пока находится  в стадии формирования. Структурно документоведение делится на две  подсистемы: общее и особенное  документоведение Содержанием общего документоведения являются общетеоретические, исторические и организационно-методические проблемы науки о документе и  документно-коммуникационной деятельности, т.е. ее сущность, объект, предмет и  структура, терминология, концепции, установление соотношения с другими науками, закономерности и принципы развития и функционирования документа в  системе документных коммуникаций и т.д. Общее документоведение состоит  из трех разделов: теория документа, история  документа, история и теория документно-коммуникационной деятельности.

Теория документа (документология) – ядро документоведения. Она изучает  общетеоретическую проблематику, связанную  с понятийным аппаратом, функциональным анализом документов, изучением их характеристик как материальных объектов и зафиксированной в  них информации, вопросы типологизации  и классификации документов, их параметров и свойств, как средства коммуникации и элемента документных фондов.

История раскрывает закономерности становления и развития документа  как источника информации и средства коммуникации в условиях смены конкретной обстановки на определенном этапе развития социальной коммуникации, изменения  его содержания и формы в соответствии с документными потребностями общества в тот или иной период времени.

В разделе документной  деятельности изучается история  и общая методика создания и функционирования документа в системе документальной коммуникации (создание, производство, сбор, хранение, распространение и использование), т.е. документа, функционирующего в целостном коммуникативном цикле “автор документной информации – потребитель её”.

Особенное документоведение изучает особенности, характерные  для отдельных типов и видов  документов (книги, патенты, ноты, карты, кинофильмы, оптические диски и т.д.), отдельные процессы документно-коммуникационной деятельности (документирование, документоиздание, документораспространение, документохранение, документопользование). В качестве особенного может выступать любой  признак, заслуживающий теоретического рассмотрения.

Информация о работе Документоведение как научная дисциплина