Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 07:21, контрольная работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать основные этапы документооборота в бухгалтерии. Для постановки цели определим следующие задачи рассмотреть, как правильно составляются и оформляются документы; исследовать проверку первичных документов; проанализировать обработку документов; рассмотреть передачу документов в архив; выявить, что утверждает учетная политика предприятия в области документооборота; исследовать применение унифицированных форм документации и внесение изменений в них.
Введение………………………………………………………………………………………..3
Этапы документооборота в бухгалтерии…………………………………………………….4
Составление и оформление первичных документов………………………………………..5
Требования, предъявляемые к оформлению учетных документов………………………...5
Проверка первичных документов ………………………………………………...…………..7
Правила проверки первичных документов…………………………………………......7
Исправление ошибок в первичных документов…………..……………………...….7
Порядок изъятия первичных документов у предприятия…..….…………………....8
Пропажа или гибель первичных документов…………………..………………...…..9
Обработка документов…………………………………………..……………………..……..9
Регистры бухгалтерского учета……………………………….……………………..…9
Исправление ошибочно сделанных записей в регистрах бухгалтерскоо учета…………………………………………………………………………………………….10
Хранение бухгалтерских документов………………….……………………...…..…………10
Порядок хранения бухгалтерских документов………………..…………………………….10
Учетная политика предприятия в области документооборота……………………………..13
Унифицированные формы документации…………………………...………………..……..13
Применение унифицированных форм документации………………………………...…….13
Внесение изменений в унифицированные формы первичной учетнойдокументации………………………………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………………...…..16
Список использованной литературы.……………….……………………………………….1
По видам производимых в них записей учетные регистры бывают:
• хронологические(
• систематические(главная книга счетов);
• комбинированные(журналы-
По степени детализации информации,содержащейся в учетных регистрах,они могут быть:
• синтетическими(главная книга счетов);
• аналитическими(карточки);
• комбинированными(журналы-
Книгипредставляют собой сброшюрованные свободные листы определенного формата и графления.Применение их ограничено,так как работу по их ведению разделить между счетными работниками нельзя, ее должен вести один человек (кассовая книга). Такие книги пронумерованы и прошнурованы,а на последней странице указано количество страниц за подписью руководителя предприятия и главного бухгалтера.В таких книгах исключена возможность замены отдельных листов новыми при злоупотреблениях и хищениях. На предприятиях применяется"Главная книга"- как регистр синтетического учета и "Книга остатков материалов на складах"- как регистр аналитического учета, необходимый для взаимосвязи данных бухгалтерского учета с данными оперативно-складского учета и для контроля за сохранностью различных видов собственности.
Карточкипредназначены для аналитического учета основных средств (инвентарные карточки),материальных ценностей по местам их хранения (карточки складского учета материалов).На их основе бухгалтерия создает картотеку основных средств,а материально-ответственные лица - картотеку материалов,запасных частей,малоценных и быстроизнашивающихся предметов,готовой продукции.
Свободные листы-учетные регистры большого
формата и с большим количеством сведений
по отношению к карточкам. Они предназначены
для синтетического и аналитического
учета и выполняют роль комбинированных
регистров. К ним относятся:журналы-ордера,
Состав учетных регистров,их форму, порядок и последовательность заполнения, технику взаимосверки определяет форма бухгалтерского учета.
Записи в учетных регистрах
основываются на тщательно проверенных
документах, поэтому и сами регистры
приобретают доказательную силу
при использовании их показателей
для анализа хозяйственной
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
При хранении регистров бухгалтерского
учета должна обеспечиваться их защита
от несанкционированных
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях,предусмотренных законодательством Российской Федерации, -государственной тайной.
Лица,получившие доступ к информации,содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности,обязаны хранить коммерческую и государственную тайну. За ее разглашение они несут ответственность,установленную законодательством Российской Федерации.
Исправление ошибочно сделанных записей в регистрах бухгалтерского учета
Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.
После приемки информация с первичного документа переносится в учетные регистры,а на самом документе делается специальная отметка, исключающая возможность ее повторного использования.
Исправление ошибочно сделанных
записей в регистрах
• корректурным способом: ошибочно
сделанная запись аккуратно зачеркивается,
• способом дополнительной проводки:дополнительная проводка составляется, если фактически разнесенная в учетные регистры сумма меньше правильной.При этом оформляется бухгалтерская справка с указанием на то, какая ошибка исправляется и где искать первичный документ, который является основанием.При мемориально-ордерной форме учета для дополнительных проводок составляется мемориальный ордер. Этот способ применяется в том случае,когда ошибка повторяется в нескольких учетных регистрах или выявлена после подсчета итогов;
• способом"красное сторно":в случае, если операция записана в большей сумме,чем следовало,или по счетам разнесена ошибочная бухгалтерская запись, то при подсчете итогов излишне записанная сумма вычитается;
• способом обратной проводки:для исправления проводки (как правило, ошибочно сделанной в прошлом отчетном периоде) делают запись обратной корреспонденцией.
Хранение бухгалтерских документов
Порядок хранения бухгалтерских документов
В соответствии со ст. 17 Закона
РФ № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете",
организации обязаны хранить
первичные учетные документы,
Перечень документов,в отношении
которых установлены постоянные и временные
сроки хранения,регламентирован"
Исчисление срока хранения документов производится с 1 января года,следующего за годом окончания их делопроизводством.Например, исчисление срока хранения дел, законченных делопроизводством в 1999 году, начинается с 1 января 2000 г.
Рабочий план счетов бухгалтерского
учета, другие документы учетной
политики, процедуры кодирования,
Сохранность первичных бухгалтерских
документов(накладных,счетов, счетов-фактур,приходно-
Ответственность за организацию хранения учетных документов,регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.
Документы до передачи их в архив организации должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственность лиц, уполномоченных главным бухгалтером.
Бланки строгой отчетности
должны храниться в сейфах, металлических
шкафах или специальных помещениях,
Обработанные вручную первичные документы текущего месяца,относящиеся к определенному учетному регистру,выписки банка с относящимися к ним документами, кассовые ордера,авансовые отчеты для сдачи в архив подбираются в хронологическом порядке, комплектуются,подшиваются в папки и переплетаются.Сдача документов в архив сопровождается справкой.
Особое значение имеет хранение документов,связанных с начислением заработной платы работникам предприятия.Срок хранения лицевых счетов рабочих и служащих определяется по формуле: 75- В (лет), где В -возраст лиц на момент прекращения ведения лицевого счета.
Расчетные(расчетно-платежные)
Лицевые счета получателей пенсий и государственных пособий хранятся в течение 5 лет после прекращения выплаты пособий и пенсий, для единовременных пособий - 1 год.
Документы,срок хранения которых определен Перечнем "постоянно",подлежат государственному хранению и передаются в соответствующие государственные архивы в сроки,установленные Положением о ГАФ СССР.
В случае прекращения деятельности
организации документы,связан
Организации,от которых документы приему в государственные архивы не подлежат, уничтожают дела, практическая надобность в которых отпала и сроки хранения которых по Перечню истекли.
На крупных предприятиях целесообразна разработка и утверждение специального внутреннего(локального)акта - Положения о порядке хранения документации.
В Положении о порядке хранения документации определяются с учетом конкретных условий деятельности организации:виды документов,подлежащих обязательному хранению; структурные подразделения,обеспечивающие хранение документов;порядок поступления документов на, хранение;сроки хранения документов(если они не определены в нормативных актах); порядок учета и регистрации поступающих на хранение документов;меры, обеспечивающие сохранность документов и конфиденциальность содержащихся в них сведений(кроме тех сведений,что являются открытыми);порядок выдачи хранящихся документов для работы с ними и др.
Федеральная архивная служба России (Росархив)в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.12.98 № 1562 "Об утверждении положения о федеральной архивной службе России" (п.6, п.п.15) проверяет выполнение организациями независимо от их ведомственной подчиненности требований законодательства в области архивного дела, обеспечения сохранности,комплектования и использования архивных фондов и организации документов в делопроизводстве.
В соответствии с Основами законодательства РФ от 07.07ю93 №5341-1 «Об Архивном фонде РФ и архивах»должностные лица и граждане несут уголовную, административную и иную установленную законодательством РФ и республик в составе РФ ответственность за нарушение законодательства об Архивном фонде РФ и архивах.
Учетная политика
предприятия в области
Бухгалтерский учет предприятия
строится на основе его учетной политики.
Выполнение задач, стоящих перед
бухгалтерским учетом, непосредственно
затрагивает организацию
Организация,осуществляя постановку бухгалтерского учета:
• самостоятельно устанавливает
организационную форму
• определяет в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета, систему документооборота и другие учетные процедуры,
• разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;
• формирует в установленном порядке свою учетную политику по другим вопросам.
При этом утверждаются:
• формы первичных учетных документов,применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов,а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности,в том числе и вид носителей информации— бумажный или электронный;
• порядок проведения инвентаризации;
• правила документооборота и технология обработки учетной информации;
• порядок контроля за хозяйственными операциями,а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Принятая организацией учетная
политика подлежит оформлению соответствующей
организационно-
Унифицированные формы документации
Применение унифицированных форм документации
В соответствии с Федеральным законом от 21ноября 1996 г. №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.97 № 835 "О первичных учетных документах",Госкомстат России по согласованию с Минфином России и Минэкономики России утверждает альбомы унифицированных форм первичной учетной документации2.
До 1 января1999 г. допускалось
применение на территории Российской
Федерации типовых