Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:38, курсовая работа
Цель данной исследовательской работы: изучить условия, принципы, факторы, особенности развития письменности и документа.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1.Определить сущность понятий «документ» и «письменность» и рас-смотреть основные профессиональные определения, постоянно встречающиеся в истории развития письменности.
2.Проанализировать исторические документы и определить особенности развития письменности на территории различных государств.
3.Определить понятие документа, его функции и признаки.
История создания славянской азбуки5 такова: византийские монахи Кирилл и Мефодий (Болгария тогда входила в состав Византии) распространяли тогда христианство среди народа юго-восточной Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков не существовало. Ее-то и задумали создать братья, благо образованность и талант Кирилла делали эту задачу выполнимой. Учился Кирилл при дворе византийского императора и кроме родного, греческого, знал славянский, латинский, еврейские и арабские языки. Талантливый лингвист Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами. Некоторые из них сохранились в алфавите и по сей день – б, ь, ъ, ы, другие давно вышли из употребления – ять, юс, ижица, фита. И так, славянский алфавит состоял из 43 букв, близких по написанию к греческим. Каждая из них имела свое название: А – «аз», Б – «буки», (их сочетание образовало слово «азбука»), В – «веди», Г – «глаголь», Д – «добро» и т. д. Буквы на письме означали не только звуки, но и цифры: «А» - цифру 1, «В» - 2, «Р» - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили «буквенные». В честь своего создателя новая азбука получила название «кириллица». Пользуясь ею, Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык фрагменты Евангелии, Послания апостолов, Псалтырь и другие богословские сочинения. За огромные заслуги в распространении христианства церковь причислила Кирилла и Мефодия к лику святых. Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука – глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным, витиеватым написанием. Видимо, эта особенность и предопределила дальнейшую судьбу глаголицы – к XIII в. она почти полностью исчезла.
Мы привыкли считать создателем кириллицы монаха Кирилла. Ученые долгое время не сомневались в этом. Однако сейчас большинство исследователей считают, что он создал не кириллицу, а глаголицу. До сих пор этот вопрос остается спорным в науки.
1.3. Древние рукописные книги
Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамент – кожа особой выделки. Лучший пергамент получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу разрезали на куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древний порядок брошюровки сохранился и по сей день. Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от десяти до двадцати шкур животных – целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV – XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.
Писали книги обычно гусиным
пером и чернилами. Привилегию писать
лебединым и даже павлиньим пером
имел царь. Изготовление письменных принадлежностей
требовало определенного
Средневековые чернила в отличии от привычных для нас синих и черных были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а, просто говоря, ржавчины. В воду опускали куски старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.
Глава 2. Понятие документа, его функции и признаки
2.1. Понятие и функции документа
В русский язык слово "документ" пришло во времена Петра I и первоначально имело значение письменного свидетельства.
К началу XIX века слово документ имело два значения:
- информация, написанная на бумаге;
- юридическое значение (документ
– это бумага, составленная в
законном порядке и служащая
доказательством прав на что-
Ко второй половине XIX в словарях европейских государств появляются производные от слова документ, это термины:
- документация (процесс подготовки
и использования
- документный (прилагательное, относящееся к документу).
В начале XX века Поль Отле вводит в научный оборот следующее значение термина «документ»:
- документ – это любой
источник информации, передачи человеческой
мысли и знаний, независимо от
того, воплощен ли он в материально-
- в узком значении (деловая бумага, письменное удостоверение, исторический источник);
- в широком смысле документ определялся как материальный объект, содержащий информацию (произведения искусств, архитектура, скульптура);
- в самом широком смысле согласно которого, документом можно считать любой материальный объект несущий информацию.
С 90-х годов XX века существенный вклад в уточнении и развитии понятия «документ» как основного термина в документоведении и информатики внесли российские исследователи.
Если в 60-70 годах XX века документоведы определяли документ, как материальный объект, специально предназначенный для ее передачи в пространстве и времени, то с 90-х годов стали трактовать документ, как материальный объект - носитель социальной информации.
В наше время существует следующее понятие документа. Он отражен в ГОСТе6. Документ - это зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.
Для понимания эволюции
документа важно изучать
Главная функция – это хранение и передача информации во времени и пространстве.
Общие функции – это информационная, социальная, коммуникативная, культурная.
Информационная функция
– способность документа
Рис.1 Функции документа
Коммуникативная функция – способность быть информативным средством коммуникации (общения). Можно выделить две категории документов, в которых ярко выражена коммуникативная функция:
1) документы, ориентированные в одном направлении (законы, указы, распоряжения, приказы, инструкции, жалобы, докладные записки и др.);
2) документы двустороннего действия (деловая и личная переписка, договорные документы и т.д.).
Кумулятивная функция – это способность документа накапливать, собирать и упорядочивать информацию с целью ее сохранения для нынешнего и грядущего поколения.
Социальная функция
- тоже присуща многим
Специальные функции – это управленческая, правовая, функция исторического источника, функция учета.
Управленческая функция - присуща документам, которые созданы для целей управления и в процессе его реализации (законы, приказы, решения, протоколы). В управленческой функции документ, выступает прежде всего в нормативной роли, как регулятор различных сторон деятельности государства, организации и общества;
Правовая функция – способность документа служить средством доказательства, подтверждения каких – либо фактов. Правовая функция присуща документам, в которых закрепляются изменения правовых норм и правонарушений. Можно выделить две категории документов, наделенных правовой функцией: изначально обладающие ею и приобретающие ее на время.
В первую группу входят все документы, устанавливающие, закрепляющие, изменяющие правовые нормы и правоотношения или прекращающие их действие, а также другие документы, влекущие за собой юридические последствия. Сюда относятся все правовые акты органов государственной власти (законы, указы, постановления и др.), судебные, прокурорские, нотариальные и арбитражные акты, все договорные, удостоверительные документы (паспорта, пропуска, удостоверения и т.д.) и оправдательно-финансовые документы (накладные, приходные ордера, счетно-платежные требования и т.п.)
Ко второй категории относятся документы, которые на время приобретают эту функцию, являясь доказательством каких-либо фактов в суде, органах следствия и прокуратуре, нотариате, арбитраже. В принципе любой документ может быть доказательством и тем самым временно будет наделен правовой функцией.
Функция исторического источника изучается исторической наукой. Существует две точки зрения: первая - документ становится историческим источником с момента передачи его на архивное хранение; вторая - документ наделяется этой функцией с момента его возникновения, но осознается эта функция человеком лишь, когда документ поступает в архив. Таким образом, эта функция начинает доминировать в документе, если он выступает как источник информации для историка, исследующего ту или иную проблему.
Функция учета дает количественную характеристику информации, это регистрация и группировка информации в цифровом выражении, связанная с хозяйственными, демографическими и иными процессами (бухгалтерские, экономические документы).
2.2. Признаки и свойства документа
Основными признаками документа являются:
Поскольку документ создается с целью хранения и передачи, то его можно рассматривать как источник информации и как средство социальной коммуникации.
Информация - в переводе с латинского означает первоначальные сведения, передаваемые людьми различными способами (устно, письменно и т.д.). Информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.7 Информационные системы – это системы хранения, обработки преобразования передачи, обновления информации с использованием компьютерной и другой технологии. Информационные системы включают в себя ряд понятий:
Информация, содержащаяся в документе, имеет определенную специфику:
- документ является носителем социальной информации, созданной человеком для использования в обществе;
- документ предполагает наличие смысловой информации;
- информация передается в виде сообщения;
Информация о работе История возникновения и развития письменности и документа