История возникновения и становления управленческого документа
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 14:24, контрольная работа
Краткое описание
Управленческий документ - вид письменного документа, в котором фиксируют решение административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов власти, учреждений, предприятий, организаций, их структурных подразделений и должностных лиц: Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3 История возникновения и становления управленческого документа…………4 Общая характеристика управленческих документов…………..………………7 Классификация документов……………………………………………………..7 Общие требования к составлению и оформлению документов……………...10 Требования к изготовлению организационно-распорядительных документов……………………………………………………………………….14 Требования к изготовлению бланков документов…………………………….15 Нормативно-правовая база управленческих документов…………………….17 Основные положения по документированию управленческой деятельности……………………………………………………………………..20 Заключение……………………………………………………………………….22 Список источников и литературы
Среди разнообразных систем
управленческой документации, используемых
для документирования различных управленческих
действий, особое значение имеет система
организационно-распорядительной документации,
так как входящие в неё документы применяются
в учреждениях и организациях всех уровней
управления, направлений деятельности
и форм собственности.
Для системы организационно-распорядительной
документации установлен состав реквизитов,
включающий 30 наименований. Унифицированные
системы документации. Унифицированная
система организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению
документов.
· Реквизит 01 - Государственный
герб Российской Федерации;
· Реквизит 02 - герб субъекта
Российской Федерации;
· Реквизит 03 - эмблема организации
или товарный знак (знак обслуживания);
· Реквизит 04 - код организации;
· Реквизит 05 - основной государственный
регистрационный номер (ОГРН) юридического
лица;
· Реквизит 06 - идентификационный
номер налогоплательщика/код причины
постановки на учет (ИНН/КПП);
· Реквизит 07 - код формы документа;
· Реквизит 08 - наименование
организации;
· Реквизит 09 - справочные данные
об организации;
· Реквизит 10 - наименование
вида документа;
· Реквизит 11 - дата документа;
· Реквизит 12 - регистрационный
номер документа;
· Реквизит 13 - ссылка на регистрационный
номер и дату документа;
· Реквизит 14 - место составления
или издания документа;
· Реквизит 15 - адресат;
· Реквизит 16 - гриф утверждения
документа;
· Реквизит 17 - резолюция;
· Реквизит 18 - заголовок к тексту;
· Реквизит 19 - отметка о контроле;
· Реквизит 20 - текст документа;
· Реквизит 21 - отметка о наличии
приложения;
· Реквизит 22 - подпись;
· Реквизит 23 - гриф согласования
документа;
· Реквизит 24 - визы согласования
документа;
· Реквизит 25 - оттиск печати;
· Реквизит 26 - отметка о заверении
копии;
· Реквизит 27 - отметка об исполнителе;
· Реквизит 28 - отметка об исполнении
документа и направлении его в дело;
· Реквизит 29 - отметка о поступлении
документа в организацию;
· Реквизит 30 - идентификатор
электронной копии документа.
Это максимальный перечень
реквизитов документов, составляющих
эту систему. Все 30 реквизитов, включённых
в государственный стандарт, не встречаются
вместе ни в одном виде документов, входящих
в систему организационно-распорядительной
документации.
Реквизиты, включённые в государственный
стандарт, можно разделить на три группы
· - реквизиты бланка
и ограничительные отметки (реквизиты
01,02, 03,04,05,06,07,08,09,10,11,12,13,14,15,18);
· - реквизиты, определяющие
юридическую силу документа (реквизиты
08,12,11,16,10,20,22,23,25);
· Реквизиты, отражающие обработку
и движение документа (делопроизводственные
отметки) (реквизиты 15,13,17,18,19,21,24,26,27,28,29,30).
Государственным стандартом
установлено место размещения каждого
реквизита на документе, которое «закреплено»
за реквизитом в соответствии с традициями
последовательности их заполнения и чтения
при работе с документом в аппарате управления.
Также государственным стандартом установлены
требования к бланкам документов, включая
бланки документов с воспроизведением
Государственного герба РФ. Требования
настоящего стандарта являются рекомендуемыми.
2.3 Требования
к изготовлению организационно-распорядительных
документов
Упорядочение процессов документирования
включает помимо соблюдения процедур
составления документов также и определённые
требования к их изготовлению. Управленческие
документы изготавливаются на пишущих
машинках или компьютерах. Документы должны
выглядеть аккуратно, составляться грамотно,
без помарок и исправлений. Существуют
определённые правила изготовления документов
на печатающих устройствах, выполнение
которых обеспечивает рациональное размещение
всех реквизитов, а также придаёт документам
официальный характер.
Все реквизиты документа (кроме
текста), которые состоят из нескольких
строк, печатают через один межстрочный
интервал. Составные части реквизитов
отделяют друг от друга 1,5 - 2 интервалами.
Реквизиты отделяют друг от друга 2-3 интервалами.
Максимальная длина строки каждого отдельного
реквизита (кроме текста) - 28 знаков.
Текст документов на бланках
А4 печатают через 1,5 межстрочных интервала,
на бланках А5 - через один интервал.
Сложившиеся правила размещения
реквизитов на документе и оформление
документа сводятся к следующему :
- от границы левого
поля печатают: реквизиты «заголовок
к тексту», «текст» (без абзацев),
«отметка о наличии приложений»,
«фамилия исполнителя и номер
телефона», «отметка об исполнении
документа и направлении его
в дело»; наименование должности
в реквизитах «подпись», «гриф
согласования»; заверительные надписи
«верно»; слова «примечания» и
«основание», если в тексте документа
имеются примечания или выделенная
в самостоятельный абзац ссылка
на документ, послуживший основанием
к его изданию; в приказах, распоряжениях
слова «ПРИКАЗЫВАЮ», «ПРЕДЛАГАЮ»; в
протоколах слова: «СЛУШАЛИ», «ВЫСТУПИЛИ»,
«ПОСТАНОВИЛИ», «РЕШИЛИ».
- отступив пять печатных
знаков от границы левого поля,
печатают начало абзацев.
- отступив 40 печатных знаков
- реквизиты «гриф ограничения
доступа к документу» и «гриф
утверждения».
- отступив 48 печатных знаков,
печатают инициалы и фамилию
должностного лица в реквизите
«подпись».
2.4 Требования
к изготовлению бланков документов
Официальные документы, как
правило, создаются на бланках.Требования
к бланкам организационно-распорядительных
документов установлены ГОСТ Р 6.30-2003. Устанавливают
два стандартных формата бланков документов
- А4 и А5.
Каждый лист документа, оформленный
как на бланке, так и без него, должен иметь
поля не менее:
· 20 мм - левое;
· 10 мм - правое;
· 20 мм - верхнее;
· 20 мм - нижнее.
Бланки документов следует
изготавливать не белой бумаге или бумаге
светлых тонов.
Бланки документов оформляют
в соответствии с приложением А. Ориентировочные
границы зон расположения реквизитов
обозначены пунктиром. Каждая зона определяется
совокупностью входящих в неё реквизитов.
Составление и оформление служебных документов.
В зависимости от расположения реквизитов
устанавливают два варианта бланков –
угловой и продольный .
- центрированным (начало
и конец каждой строки реквизитов
равно удалены от границ зоны
расположения реквизитов);
- флаговым ( каждая строка
реквизитов начинается от левой
границы зоны расположения реквизитов).
Для организации, её структурного
подразделения, должностного лица устанавливают
следующие бланки документов:
· общий бланк;
· бланк письма;
· бланк конкретного вида документа.
Общий бланк используют для
изготовления любых видов документов,
кроме письма, и, в зависимости от учредительных
документов организации, включает в себя
реквизиты 01 (02 или 03),08,11,14.
Бланк письма, в зависимости
от учредительных документов организации,
включает в себя реквизиты 01 (02 или 03), 04,05,06,08,09
и, при необходимости, ограничительные
отметки для верхних границ зон расположения
реквизитов 11,12.13,14,15,17,18,19,20.
Бланк конкретного вида документа,
кроме письма, в зависимости от учредительных
документов организации, включает в себя
реквизиты 01 (02 или 03),08,10,14 и, при необходимости,
ограничительные отметки для верхних
границ зон расположения реквизитов 11,12.13,18,19.
При изготовлении документов
на двух и более страницах, вторую и последующие
страницы нумеруют. Номера страниц проставляют
посередине верхнего поля листа. Унифицированные
системы документации. Унифицированная
система организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению
документов.
Основные правила составления
и оформления управленческих документов
закреплены в действующих в настоящее
время в России общегосударственных нормативно-методических
документах, государственных стандартах,
которые являются основой для работы с
документами в каждой организации.
На основе законодательных
и нормативно-методических документов
каждое учреждение (организация, фирма)
устанавливает свои требования к работе
с документами в уставе (положении), регламенте,
правилах, инструкциях. В них закрепляются
конкретные правила документирования.
Существующие единые правила
и требования регламентируют процессы
создания и оформления документов. Технология
создания, обработки документов регулируется
законами, нормативно-правовыми, нормативно-методическими
актами и носит в ряде случаев не только
рекомендательный, но и обязательный характер.
Глава 3. Нормативно-правовая
база управленческих документов
Постановлением Госстандарта
России от 03.03. 2003 г. N 65 утвержден и введен
в действие ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные
системы документации. Унифицированная
система организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению
документов". Стандарт разработан взамен
одноименного стандарта 6.30-97 (с изменением
N 1 2001 года), отмененного постановлением
Госстандарта России от 26.08.2001 N 352-ст в
связи с отсутствием достаточного обоснования
включения в него некоторых положений
и правил. Фактическим основанием для
отмены явилось требование юридической
службы об исключении из государственного
стандарта некоторых правовых норм, связанных
с оформлением документов, которые в соответствии
с правовым статусом не могут регулироваться
стандартом.
Следует добавить, что на основе
названного стандарта 1997 г. построен раздел
"Оформление документов" в Правилах
делопроизводства в федеральных органах
исполнительной власти, где основные правовые
положения юридически закреплены и активно
используются в практике документирования«
Правила делопроизводства в федеральных
органах исполнительной власти».Утверждены
постановлением правительства от 15.06.2009.№477..
Кроме того, необходимо было внести в стандарт
некоторые изменения и уточнения, обусловленные
развитием нормативно-правовой базы документирования
и замечаниями и предложениями пользователей.
Основное и главное изменение, внесенное
в новый стандарт, заключается в последней
фразе первого раздела "Область применения"
- требования настоящего стандарта являются
рекомендуемыми. Рекомендательный характер
государственного стандарта появился
впервые в истории отечественной стандартизации
документов.
Рекомендательный
характер стандарта был введен на основании
Закона Российской Федерации "О стандартизации"
и получил дальнейшее развитие в Федеральном
законе Российской Федерации "О техническом
регулировании" Федеральный закон от 27 декабря
2002 года №184-ФЗ « О техническом регулировании»
// СЗ РФ. 2002. «52 (ч.1). Ст.5140; 2005.№19.Ст.1752. Устанавливает
такие определения, как «стандартизация»,
«стандарт», «национальный стандарт»,
«международный стандарт».. Статья данного
закона устанавливает в качестве принципа
стандартизации добровольность применения.
Рекомендательный характер государственного
стандарта обязывает его авторов подготовить
соответствующие нормативно-методические
материалы, которые помогут службам документационного
обеспечения управленческой деятельности
организовать внедрение стандарта и обеспечить
его эффективное применение.
ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные
системы документации Унифицированная
система организационно-распорядительной
документации Требования к оформлению
документов» Государственный стандарт
6.30-2003 распространяется на организационно-распорядительную
документацию, относящуюся к Унифицированной
системе Например, одним из возможных
и доступных путей внедрения стандарта
в отдельной организации является подготовка
собственного нормативно-правового акта,
в котором будут вводиться в качестве
обязательных стандартные правила, дополненные
конкретными образцами, примерами, формами
и, т.п. Это может быть инструкция по делопроизводству,
стандарт организации, регламент или иной
распорядительный документ, используемый
в конкретном случае.
Способствует применению стандартных
требований выпуск альбома унифицированных
форм документов, тиражирование бланков
унифицированных форм документов с правилами
их оформления и др. Эффективным является
проектирование форм в электронном формате,
что обеспечит их использование на индивидуальных
компьютерах, не завязанных в сеть.
Возможно внедрение стандартных
требований оформления организационно-распорядительных
документов на всей территории субъекта
Российской Федерации. В этом случае обязательность
устанавливается также путем издания
нормативно-правового акта органа власти
субъекта Российской Федерации, в котором
целесообразно оговорить распространение
на государственные и негосударственные
структуры.
Возможны и иные направления,
в частности, повсеместное обучение, реклама,
контроль за соблюдением и др. Опыт такого
рода был в нашей стране при внедрении
Единой государственной системы делопроизводства,
которая в результате ее одобрения правительственным
органом имела рекомендательный характер.
Право издания нормативных
правовых актов другими организациями
определяется в положениях (уставах) о
них. организационно-распорядительной
документации, вошедшей в состав Общероссийского
классификатора управленческой документации
Общероссийский классификатор управленческой
документации ОК 011-93. ИПК Издательство
стандартов.1995.. Детально, путем перечисления
сфера распространения стандарта не установлена.
Исходя из необходимости, исключить из
стандарта пункты, регулирующие правовые
вопросы, из состава Государственного
стандарта исключен раздел 5 "Требования
к учету, использованию и хранению бланков
с воспроизведением Государственного
герба Российской Федерации или гербов
субъектов Российской Федерации", а
также положения о порядке изготовления
гербовых бланков.
Заметным изменением в стандарте
является введение новых реквизитов.
Один из них - Основной государственный
регистрационный номер (ОГРН), выдаваемый
каждому юридическому лицу в документах
о государственной регистрации Федеральный
закон от 8 августа 2001 г. "О государственной
регистрации юридических лиц". Установлено,
что основной государственный регистрационный
номер (ОГРН) проставляется одновременно
с указанием названия организации на всех
документах организации. В связи с этим
положением, ОГРН включен в состав реквизитов
организационно-распорядительных документов
в структуре государственного стандарта
России с порядковым номером 05.