Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 02:36, контрольная работа
Понятие «документ» является центральным, фундаментальным в понятийной системе документоведения. Оно отражает признаки реально существующих предметов, служащих объектами практической деятельности по созданию, сбору, аналитико-синтетической обработке, хранению, поиску, распространению и использованию документной информации в обществе. Это понятие широко используется во всех сферах общественной деятельности. Почти в каждой отрасли знания имеется одна или несколько версий его понимания в соответствии со спецификой тех объектов, которым придается статус документов. Документ является объектом исследования многих научных дисциплин.
Материальную составляющую документа определяет носитель информации (материальный носитель) - материальный объект, специально созданный человеком и предназначенный для записи, хранения и передачи информации. Существование документа вне материального носителя невозможно.
Функция
материальных объектов обусловила их
особую, специфическую материальную
конструкцию (форму), представленную преимущественно
в виде книг, журналов, буклетов, микрофиш,
магнитных дискет, оптических дисков
и т.п. Были также исторические формы
документов в виде глиняных табличек,
папирусных и пергаментных свитков
и т.д. Такая конструкция дает
возможность документам быть удобными
для перемещения, хранения и использования
их (чтение, просмотр, слушание) в социальных
документных коммуникациях. Однако
специальная форма объекта
Следовательно, материальный объект становится документом только в случае единства вещественного носителя и заключенной в нем информации. Двуединая природа документа - одна из основных особенностей его как известной системы. При отсутствии одной из перечисленных характеристик нет единства, а, следовательно, и документа.
Документ - сложный объект, представляющий собой единство информации и материального (вещественного) носителя. Выяснить его сущность - это задача, которая решается с помощью системного подхода - методологического направления в науке, ставящего своей задачей разработку средств, методов исследования сложноорганизованных объектов - систем (греч. sistema - целое, составленное из частей, соединение).
Документ
представляет собой систему - множество
закономерно связанных друг с
другом элементов и частей как
определенное целостное образование,
единство. Элемент - предельная единица
деления документа. Совокупность однородных
элементов, выполняющих необходимую
для существования системы
Понятие системы относительно, как и понятие элемента. Если системой считать документ как таковой, то его сущностными подсистемами будут информационная и материальная (вещественная, субстанциональная) составляющие, а также конструктивные элементы документа (титульный лист, обложка, переплет, форзац и т. д.), объединенные в сложное целое. Подсистемой документа может выступать и текст, состоящий из глав, параграфов, абзацев. Документ как целое - это единство составляющих его элементов и подсистем, суперсистема по отношению к ним. С точки зрения совокупности документов, собранных в фондах органов информации, библиотек, архивов, книжных магазинов и др. (в зависимости от масштабов системы) документ становится подсистемой или даже элементом.
Изучение
документа как системы состоит
в выявлении его элементов, подсистем
и связей между ними, т.е. в изучении
его структуры. Устанавливаются
признаки и параметры, характеризующие
документ как систему. Определяются
функции, выполняемые элементами, подсистемами
внутри и вовне этой системы, ее свойства,
т.е. качественные отличия, обусловливающие
относительную
При системном
подходе изучаемый документ рассматривается
как часть более крупной
Документ
представляет собой относительно самостоятельную
систему благодаря наличию
Как и всякий объект, документ обладает множеством свойств (отличительных качеств). Наиболее существенные из них следующие:
а) атрибутивность документа, т.е. наличие неотъемлемых слагаемых, без которых он существовать не может. Документ как целостная система состоит из двух основных слагаемых - информационной и материальной. Отсутствие одной из составляющих превращает документ в не документ (в устную речь, вещь);
б) функциональность документа, т.е. его предназначенность для передачи информации в пространстве и времени. Документ - полифункциональный объект, т.е. он выполняет множество общесистемных и специфических функций, обусловленных разнообразными потребностями общества в информации, знаниях;
в) структурность
документа, т.е. тесная взаимосвязь
его элементов и подсистем, обеспечивающая
его целостность и
К отличительным признакам документа относятся:
а) наличие смыслового семантического содержания. Документ - носитель смысла, который передается совокупностью последовательных знаков.
б) стабильная вещественная форма, обеспечивающая долговременную сохранность документа, возможность многократного (долговременного) использования и перемещения информации в пространстве и времени;
в) предназначенность
для использования в социальной
коммуникации. Документы - это специально
созданные человеком для
г) завершенность
сообщения. Фрагментарное незавершенное
сообщение не может быть полноценным
документом. Требование завершенности
является относительным, поскольку
имеется ряд незавершенных
Как и
всякая система, документ создается
обществом лишь постольку, поскольку
он выполняет те или иные необходимые
обществу функции. Функция документа
- это его общественная роль, социальное
назначение, цель, задача. Документ - объект,
выполняющий ряд
а) главная, наиболее обобщающая функция документа - это хранение и передача (распространение) информации во времени и пространстве;
б) общие функции документа характерны для всех документов, независимо от их типа и вида:
в) специальные функции присущи не всем, а определенным видам и типам документов, где они проявляются в большей степени в соответствии с социальными потребностями общества. К ним относятся:
К специальным функциям документа можно также отнести статистическую, источниковую, подтверждения авторского авторитета и др. Количество специальных функций документа, как и потребностей общества, неисчислимо.
Документ всегда сочетает в себе одновременно несколько функций, которые тесно переплетены между собой. Однако полифункциональность документа не исключает доминирующей роли одной его функции (учебник - учебная, указ - правовая, афиша - рекламная). Значение той или иной функции со временем изменяется, т.к. изменяется и роль самого документа в общественных отношениях, в данной социальной структуре, в процессе управления и т.д. Существуют функции время действия, которых ограничено (коммуникативная, управленческая, правовая), и функции, постоянно действующие (информационная, социальная).
Знание функций документа позволяет уяснить целевое (для чего создан конкретный документ) и читательское (для кого создан документ - для детей, взрослых, специалистов, студентов и т.д.) назначение документа, с тем, чтобы наиболее эффективно использовать его потенциальные возможности. От целевого и читательского назначения документа зависит характер информации, содержащейся в нем, тип и вид документа.
Знание функций документа позволяет:
Функции документов выражены не в единичном документе, а в комплексе документов, крупном документальном массиве.
2. Правила оформления реквизита: отметка об исполнителе, о заверении копии
Отметка об исполнителе – реквизит документа, содержащий сведения о непосредственном составителе документа.
Отметка об исполнителе (реквизит 27) включает в себя инициалы и фамилию исполнителя документа, и номер его телефона. Отметку об исполнителе располагают на лицевой или оборотной стороне последнего листа документа в левом нижнем углу.
Информация о работе Контрольная работа по "Документационному обеспечению управления"