Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 11:50, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение современной организации и перспектив развития ведомственных архивов в Российской Федерации. На основе поставленной цели можно выделить ряд задач:
1) дать определение понятию «ведомственный архив», рассмотреть виды ведомственных архивов;
2) определить функции, задачи, права и ответственность ведомственных архивов;
3) проанализировать нормативно - правовую базу деятельности ведомственного архива;
4) определить перспективы развития ведомственных архивов.
Само название нового Перечня типовых документов указывает на то, что он включает однотипные документы, образующиеся в организациях независимо от их назначения, уровня и масштаба деятельности и даже форм собственности, т.е. действие нового Перечня типовых документов распространяется и на документы негосударственных организаций.
Новый Перечень типовых документов необходимо использовать в качестве основного нормативного документа и в первую очередь - при подготовке номенклатур дел и формировании дел в делопроизводстве, а также при определении сроков хранения и отборе документов на постоянное (вечное) хранение.
Если вы работаете в учреждении
- источнике комплектования (или
потенциальном источнике
Если вы работаете в государственном
или муниципальном учреждении, которое
не является источником комплектования,
то вместо графы с указанием срока
хранения «Постоянно» необходимо использовать
графу с указанием срока
Более того, в данном случае негосударственным
учреждениям рекомендовано
Но это правило
Особо следует обращать внимание на изменение сроков хранения документов по личному составу в учреждениях всех форм собственности.
В стране существует запретная дата, которой является 1945 г. Это означает, что документы, образовавшиеся до этого срока, нельзя уничтожать без согласования с ЭПК, а для местных дел, организовавшихся до 1945 г., практически устанавливается срок хранения в графе «Постоянно».
Необходимо обратить внимание и
на отметку ЭПК рядом с определенн
В организациях негосударственного типа отметка верна лишь в том случае, если данная организация заключила договор с архивным учреждением на передачу документов. Если негосударственная организация «не контактирует» с архивным учреждением, то вопрос о сроках хранения таких документов решается экспертной комиссией самой организации.
В 2000 г. вышел в свет еще один новый, не имевший ранее аналогов «Примерный перечень документов, образующихся в деятельности кредитных организаций, с указанием сроков хранения», в составе которого отражены документы по организационным вопросам управления, экономическому прогнозированию и кредитованию, кассовым операциям и инкассации.
Данный перечень способствует рациональной организации документов в делопроизводстве, обеспечению сохранности, отбору документов на постоянное (вечное) хранение, установлению конкретных сроков хранения документов, а также защите законных интересов кредиторов, вкладчиков и клиентов кредитных организаций.
Особо следует отметить, что применение этого перечня является обязательным для кредитных организаций, заключивших договор с архивным учреждением системы Федеральной архивной службы.
В данной части исследования представляется необходимым остановиться на характеристике структуры перечня. Любой перечень состоит из основной части и справочного аппарата.
Основная часть - описательные статьи - представляет собой наименования видов и разновидностей документов с указанием сроков хранения и вопросов деятельности учреждений, систематизированных в соответствии с классификационной схемой и имеющих сквозную валовую нумерацию.
Каждая описательная статья в перечне включает в себя:
Исчисление сроков хранения документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания дела в делопроизводстве. Так, например, срок хранения документов и дел, законченных в любом месяце 1995 г., начинается с 1 января 1996 г.
Для документов по личному составу, срок хранения которых равен «75 лет - в» по Типовому перечню документов 1989 г. исчисление сроков хранения следует производить с учетом возраста человека, обозначенного в перечне буквой «в», к моменту окончания дела. Продолжительность хранения таких документов после окончания дела делопроизводством сейчас равна «75 лет ЭПК».
Отметка «ЭПК» на конкретных видах
документов с временными сроками
хранения означает, что часть такого
рода документов может иметь научно-историческо
Справочный аппарат помогает ориентироваться в перечне, пользоваться им при экспертизе документов и включает в себя титульный лист с названием перечня и выходными данными, указания по применению перечня, список сокращений, указатель видов документов. Могут быть и другие элементы справочного аппарата (Типовое положение об ЭК, ЦЭК ведомства, формы акта о выделении дел к уничтожению, итоговой части номенклатуры дел и т.п.).
Указания по применению перечня обычно состоят из нескольких разделов:
Список сокращений чаще всего составляют к большим по объемам перечням.
В указателе видов документов в алфавитной последовательности перечисляются все виды документов, включенных в описательные статьи, с указанием номеров статей.
В связи с тем, что типовые перечни включают в себя наименования документов, образующихся при документировании однотипных управленческих функций, выполняемых министерствами и ведомствами в процессе своей деятельности, в основе классификационных схем этих перечней лежит функционально-отраслевой принцип. Типовой перечень включает разделы, отражающие основные направления деятельности организаций, свойственные им, как правило, независимо от уровня в системе управления и ведомственной принадлежности: руководство, контроль, кадры и т. п. Разделы обычно имеют подразделы по более узким вопросам. Рассмотрим это более подробно.
Одни и те же виды документов создаются в разных учреждениях и организациях, поэтому ежедневно «могут плодиться и размножаться». Не только одинаковые виды документов могут откладываться в фондах разных учреждений, но копии одного и того же документа могут быть и в фонде автора этого документа, и в фондах, как выше, так и ниже стоящих на иерархической лестнице управления учреждений. Все это ведет как к внутрифондовой, так и к межфондовой дублетности.
Для того чтобы избежать поступления
в госархив одних и тех же документов,
но от разных учреждений, в перечнях
предусмотрена группировка
В ведомственных перечнях все учреждения,
организации и предприятия
Звеном перечня является группа учреждений одного уровня управления.
Группировка учреждений по звеньям ведомственной системы позволяет установить и круг учреждений, являющихся или не являющихся источниками комплектования госархивов.
Многозвенность перечней в 1980 - 1990-х гг. напрямую связана со списками источников комплектования.
Группировка учреждений по звеньям системы помогает выявить, какие документы создаются на каждом из уровней управления, в каждой группе учреждений, какие из них должны храниться постоянно, а какие подвергаться уничтожению во всех видах учреждений, какие документы и сколько лет хранить в зависимости от их принадлежности к разным уровням системы. Одинаковые виды документов во всех организациях должны храниться одинаковые сроки.
Таким
образом, в данной главе нами были
исследованы и рассмотрены
Информация о работе Нормативно методические основы в ведомственных архивах