Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 12:00, реферат
Когда документы переходят в статус исполненных, их оперативное хранение заканчивается: они проходят экспертизу архивной ценности и подлежат хранению в течение какого-либо срока, сдаче в архив или же уничтожению.
Введение
1. Номенклатура дел 5
2. Формирование дел 11
3. Организации и сроки хранения документов 14
4. Порядок предоставления дел во временное пользование 17
5. Заключение 18
6. Библиографический список 19
При составлении номенклатуры дел необходимо помнить, что только хорошо составленная номенклатура дел может обеспечить правильное хранение и быстрый поиск документов.
2 ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛ
Формирование дела – это
группирование исполненных
Исполненные документы должны иметь отметку об исполнении документа и направлении его в дело (реквизит 28) и помещаться в дела в день окончания исполнения. Строгое выполнение этого несложного правила исключит потерю документов и обеспечит их сохранность [22].
При формировании дела в него помещаются документы, которые по своему содержанию соответствуют заголовку дела, при этом запрещается группировать в дела черновые и дублетные экземпляры документов (за исключением особо ценных), а также документы, подлежащие возврату [23].
Дела формируются в организациях при централизованном ведении делопроизводства – службой документационного обеспечения управления (ДОУ) организации, при децентрализованном – как структурными подразделениями (лицами, ответственными за ДОУ), так и службой ДОУ организации. При этом формирование дел ведется под непосредственным методическим руководством архива организации, а при необходимости – и соответствующего государственного архива.
При формировании дел необходимо соблюдать следующие основные требования:
документы постоянного и временного хранения необходимо группировать в отдельные дела;
включать в дело по одному экземпляру каждого документа;
группировать в дело документы
одного календарного года; исключение
составляют: переходящие дела; судебные
дела; личные дела, которые формируются
в течение всего периода работы
данного лица в организации; документы
выборных органов и их постоянных
комиссий, депутатских групп, которые
группируются за период их созыва; документы
учебных заведений, которые формируются
за учебный год; документы театров,
характеризующие сценическую
дело должно содержать не более 250 листов, при толщине не более 4 см (если дело больше, то его разделяют на два и более тома).
Толщина дел со сроками хранения до 10 лет не должна превышать 10 см.
При наличии в деле нескольких томов (частей) индекс и заголовок дела проставляются на каждом томе с добавлением "Т.1", "Т.2" и т.д.
Внутри дела документы должны быть расположены так, чтобы они по своему содержанию последовательно освещали определенные вопросы. При этом документы располагаются в хронологическом порядке (входящие – по датам поступления, исходящие – по датам отправления) или по алфавиту авторов и корреспондентов.
Приложения к документам, независимо от даты их утверждения или составления, присоединяются к документам, к которым они относятся. Приложения объемом свыше 250 листов составляют отдельный том, о чем в документе делается отметка.
Организационно-
уставы, положения, инструкции, утвержденные распорядительными документами, являются приложениями к ним и группируются вместе с указанными документами. Если же они утверждены в качестве самостоятельного документа, то их группируют в отдельные дела;
приказы по основной деятельности группируются отдельно от приказов по личному составу;
приказы по личному составу
группируются в дела в соответствии
с установленными сроками их хранения.
Целесообразно при больших
поручения вышестоящих организаций и документы по их исполнению группируются в дела по направлениям деятельности организации;
утвержденные планы, отчеты, сметы, лимиты, титульные списки и другие документы группируются отдельно от их проектов;
документы в личных делах
располагаются в
лицевые счета рабочих и служащих по заработной плате группируются в отдельные дела и располагаются в них по алфавиту фамилий;
предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам работы организации и все документы по их рассмотрению и исполнению группируются отдельно от заявлений граждан по личным вопросам;
переписка группируется, как
правило, за календарный год и
систематизируется в
Документы, послужившие основанием для издания приказов (заявления, справки, акты, записки), могут группироваться отдельно от приказов.
Плановая и отчетная документация (планы, заявки, сметы, отчеты) помещается в дело того года, к которому она относится по своему содержанию, независимо от времени ее составления или даты поступления. Например, отчет за 2008 год будет составлен в 2009 году, но помещается в дело 2008 года. И наоборот, план на 2009 год составляется в 2008 году, а помещается в дело 2009 года. Перспективные планы должны быть отнесены к начальному году их действия.
3 ОРГАНИЗАЦИИ И СРОКИ ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
В понятие делопроизводство кроме документирования информации и организации документооборота также входит хранение и использование документов в текущей деятельности предприятия.
Данный вид хранения называют оперативным (или текущим), при этом оперативное хранение можно подразделить на два подвида:
хранение документов в процессе их исполнения;
хранение исполненных документов [20].
Другими словами, под оперативным
хранением понимается процесс, осуществляемый
в течение практического
Документы во время их исполнения обычно хранятся у исполнителя, для чего заводятся специальные папки с надписями типа: "На исполнении", "Срочно", "Для коллегии", "На отправку", "На согласование", "На подпись" и т.п. На каждой папке указывают фамилию исполнителя и его телефон. После окончания рабочего дня папки убирают в сейф, шкаф или стол. После окончания работы с документом он передается для помещения в дело [20].
Исполненные документы должны формироваться в дела в соответствии с номенклатурой дел. При этом дела с момента их заведения и до передачи в архив организации должны храниться по месту их формирования.
Говоря о хранении документов, необходимо отметить, что организация их хранения должна обеспечивать сохранность документов и дел и удобство их использования.
Также затрагивая вопросы
оперативного хранения, можно обратить
внимание на следующую тенденцию: в
последние время наряду с хранением
документов (на бумаге), сформированных
в дела, многие организации стали
применять и электронные
Определение сроков хранения
документов осуществляется на основании
специальных типовых или
Перечень документов со сроками хранения представляет собой систематизированный список видов и категорий документов, содержащий нормативные указания о сроках их хранения [2].
Установленные данными перечнями сроки хранения документов являются обязательными, при этом сроки хранения не разрешается сокращать, а можно лишь, в случаях, вызванных спецификой деятельности организации, – увеличивать.
При установлении сроков типовым
перечнем следует пользоваться лишь
при отсутствии ведомственного перечня,
так как в ведомственном
К основным типовым перечням относятся следующие:
Перечень типовых
Примерный перечень типовых видов управленческих документов негосударственных организаций (новых экономических хозяйственных структур), которые могут подлежать отбору на постоянное хранение в государственные архивы [17];
Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций с указанием сроков хранения, утвержденный приказом Минкультуры России от 31 июля 2007 г. № 1182.
В случае если срок хранения
определенных документов не предусмотрен
типовым или ведомственным
4 ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДЕЛ ВО ВРЕМЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ
Архивные документы, содержащие сведения конфиденциального характера могут быть выданы во временное пользование:
- сотрудникам органов
государственной власти, местного
самоуправления, судов, прокуратуры,
органов предварительного
- сотрудникам отделений
Пенсионного фонда Российской
Федерации по Удмуртской
- конкурсным управляющим,
ликвидаторам организаций для
завершения конкурсного
- сотрудникам музеев, выставочных центров и других учреждений культуры для экспонирования документов, при условии обезличивания персональных данных.
Решение о выдаче документов организации во временное пользование принимается директором Архива в зависимости от целей использования документов и при наличии следующих документов:
- письма, в котором должны быть указаны виды документов и гарантии обеспечения их сохранности;
- договора о предоставлении
документов для экспонирования.
В договоре должны быть
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Документы нуждаются в
оперативном или долговременном
хранении информации. Средства для
долговременного хранения документов
имеют определенное сходство со средствами
архивного хранения документов (если
речь идет о техническом оснащении
архива организации как
Для средств оперативного хранения документов характерны такие особенности, как обеспечение максимального удобства пользования ими, оптимальных режимов хранения размещенных в них документов относительно небольшого габарита и массы.
Большая часть документов, находящихся на оперативном хранении, выполнена на бумажной основе. В основном они хранятся на рабочем месте работников управленческого труда или в непосредственной близости от них. Для обеспечения сохранности таких документов и содержания их в определенном порядке применяется несколько видов технических средств: лотки, кассеты, картотеки настольные и другие.
Лотки и кассеты позволяют хранить на поверхности рабочих столов отдельные документы и их комплексы (дела). Наиболее эффектны поворотные лотки, которые монтируются по 2-4 на общей стойке, прикрепляемой к краю рабочего стола, причем лотки можно поворачивать в горизонтальной плоскости, вместимость лотков от 600 до 1200 листов бумаги формата А4. Наиболее эффективна для делопроизводственных операций механизированные (автоматизированные) картотеки. Они представляют собой хранилища карточек (документов) с механической (автоматической) подаче документов к рабочей зоне или н а стол оператора по его запросу. Целесообразность применения таких картотек определяется объемами хранящихся документов и частотой обращения к ним.