Организационно-методические принципы сертификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 18:58, контрольная работа

Краткое описание

До 1992 г. Россия была одной из немногих европейских стран, не имевших общегосударственной системы сертификации, что крайне отрицательно сказывалось (и сказывается до настоящего времени) как на безопасности и техническом уровне товаров, так и на возможностях их экспорта.

Содержание

Введение 3
1. Правовая основа и терминология 4
1.1 Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» 4
1.2 Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» 7
2. Организационно-методические принципы сертификации 11
2.1 Основные принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции 11
2.2 Схемы, применяемые при обязательной сертификации 13
2.3 Основные задачи по развитию сертификации 17
Заключение 21
Литература 25

Вложенные файлы: 1 файл

Метрология реф.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

- представляет в установленном порядке Российскую Федерацию в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации как национальный орган Российской Федерации по сертификации». [3]

Согласно Закону к  участникам сертификации могут быть отнесены:

- государственные органы (Госстандарт и др.);

- организации, которые создают систему сертификации;

- испытательные лаборатории; 

- центральные органы  сертификации, определяемые в необходимых  случаях для организации и  координации работ в системах  сертификации однородной продукции; 

- изготовители (продавцы) и потребители (могут привлекаться представители обществ по защите прав потребителей).

Закон закрепляет положение  о том, что в систему сертификации конкретных видов однородной продукции. Причем, все они должны руководствоваться  едиными правилами, принципами и документами, хотя могут иметь свою специфику. Именно такой объединяющей системой в России является система обязательной сертификации ГОСТ Р.

Согласно Закону осуществлять руководство и координацию мероприятий  по сертификации могут федеральные  органы исполнительной власти в отдельных отраслях. Например, сертификация средств связи и услуг связи проводится на основе Федерального Закона «О связи», а испытания осуществляются в уполномоченных испытательных центрах и лабораториях, аккредитованных Госстандартом. Сертификат соответствия выдается органом исполнительной власти в области связи.

Законом определяются следующие  формы контроля:

- государственный контроль  и надзор;

- государственный контроль  и надзор за соблюдением обязательных  требований государственных стандартов;

- инспекционный контроль  за соблюдением правил сертификации  и за сертифицированной продукцией.

Орган сертификации не имеет  права на имущественные санкции  в отношении нарушителей Закона. Если выявлено несоответствие продукции  или нарушение правил сертификации, он вправе приостановить или отменить действие сертификатов и применение знака соответствия. Инспекционный контроль за деятельностью центральных органов в системах сертификации, так же как и органов по сертификации и испытательных лабораторий, организует Госстандарт и другие органы государственного управления в соответствии с профилем сертификации. Этот вид инспекционного контроля опирается на положение об аккредитации.

 

Поэтому при выявлении  нарушений этих положений контролирующие органы имеют право лишать участников сертификации возможности продолжать свою деятельность.

В дополнение к инспекционному контролю органы по сертификации и  испытательные лаборатории подвергаются государственному надзору, который  проводит Госстандарт РФ. Его цель – проверка соблюдения сертификационными органами и испытательными лабораториями правил обязательной сертификации. Госстандарт РФ имеет право применить штрафные санкции к нарушителям в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».

Закон «О сертификации продукции и услуг» регламентирует права и обязанности участников сертификации: государственных органов управления, центрального органа системы сертификации, органа по сертификации и испытательной лаборатории, а также изготовителя (продавца) товара.

Закон также определяет условия ввоза импортируемой  продукции, главным из которых является наличие сертификата и знака  соответствия обязательным требованиям  российских стандартов, что должно быть предусмотрено в контрактах купли-продажи, если продукция подлежит обязательной сертификации. «В развитие требований Закона в 1996 году было принято постановление Правительства «О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров», в котором предусматриваются дополнительные меры по защите внутреннего потребительского рынка от некачественной продукции. Данное постановление устанавливает следующие меры:

- преимущественное проведение сертификации продукции и систем качества у изготовителя до заключения контракта, маркировку продукции знаком соответствия;

- усиление уголовной  ответственности за ввоз на  территорию России и реализацию  импортных товаров, потенциально  опасных для жизни и здоровья  потребителей;

- доведение до потребителя  информации о происхождении продукции зарубежного производства;

- введение листов-вкладышей  (этикеток) на импортируемые товары  на русском языке, где должны  быть указаны сведения о продукции;

- ужесточение контроля  за качеством ввозимой продукции  и др.» [6]

закон четко разграничивает источники финансирования различных направлений деятельности по сертификации. В статье 16 приведен перечень работ, которые финансируются государством. В него включены:

- «разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;

- участие в работе международных (региональных) организаций по сертификации и проведение работ с зарубежными национальными органами по сертификации;

- разработка и (или) участие в разработке международных (региональных) правил и рекомендаций по сертификации;

- разработка проектов актов законодательства в области сертификации;

- проведение научно - исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение;

- проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

- ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации и архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;

- другие работы по обязательной сертификации, определяемые законодательством Российской Федерации». [3]

Все работы, связанные  с обязательной сертификацией, оплачивает заявитель (изготовитель продукции). Установленный  порядок оплаты подлежит согласованию с Министерством финансов. Окончательный размер стоимости сертификации устанавливается в договоре между заявителем и органом по сертификации. Согласно Закону, эти расходы заявитель вправе отнести на себестоимость продукции, а в соответствии с налоговым законодательством они исключаются из подлежащих налогообложению сумм.

Раздел IV Закона «О сертификации продукции и услуг» устанавливает ответственность за нарушение положений данного документа. Ответственность может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер. Она определяется по фактам нарушения правил обязательной сертификации. Ее несут виновные юридические, физические лица или органы государственного управления. Норма ответственности определяется законодательством. Ответственность за нарушение правил сертификации установлена Законом «О защите прав потребителей» для субъектов хозяйственной деятельности, органов по сертификации, испытательных лабораторий.

В соответствии с законами «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг» в России организованы испытательные лаборатории (центры), система аккредитации испытательных лабораторий, работы по сертификации в рамках большого количества систем как обязательной, так и добровольной сертификации. Для повышения доверия к результатам сертификации, защиты от необъективной информации, возможности взаимного признания и сопоставления результатов испытаний продукции были приняты Правила сертификации (работ, услуг) в Российской Федерации.

 

 

 

  1. Организационно-методические принципы сертификации

 

  • Основные принципы, правила и порядок проведения сертификации продукции
  •  

    «Сертификация – это  деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям». [5]

    К основным принципам сертификации относятся:

    - обеспечение достоверности  информации об объекте сертификации;

    - объективность и независимость,  как от изготовителя продукции,  так и от потребителя;

    - профессиональность  испытаний;

    - исключение дискриминации  по отношению к иностранным  заявителям;

    - право заявителя выбирать орган по сертификации и испытательную лабораторию;

    - открытость информации  о результатах сертификации или  по прекращению срока (отмене) сертификата, знака соответствия;

    - многообразие методов  испытаний с учетом особенностей объекта сертификации, его производства и потребления;

    - использование в деятельности  по сертификации рекомендаций  и правил ИСО/МЭК, региональных  организаций, положений международных  стандартов и других международных  документов;

    - признание в России  аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификатов и знаков соответствия на основе многосторонних и двусторонних соглашений, в которых участвует Российская Федерация;

    - соблюдение конфиденциальности  информации, составляющей коммерческую тайну;

    - привлечение в необходимых  случаях к работам по сертификации  обществ потребителей.

    Госстандарт РФ рекомендует  следующие правила по сертификации продукции:

      1. Допускается аккредитация в качестве органов по обязательной сертификации и испытательных лабораторий некоммерческих объединений и организаций любых форм собственности. К этим организациям предъявляются требования компетентности и независимости, что должно полностью исключать влияние со стороны изготовителя и потребителя на результаты испытаний и сертификации.
      2. Аккредитацию организуют и осуществляют Госстандарт и другие государственные органы управления на основании результатов аттестации организаций, претендующих выполнять функции сертификационных органов.
      3. В системе может быть аккредитовано несколько органов по сертификации одной и той же продукции. В таком случае заявителю предоставлено право выбора органа, который будет заниматься сертификацией его продукции.
      4. Орган по сертификации однородной продукции устанавливает схемы, по которым возможно сертифицировать продукцию в соответствующей системе.
      5. При положительных результатах сертификации орган по сертификации выдает сертификат соответствия и лицензию на применение знака соответствия. Последний может быть нанесен на тару (упаковку) самого товара, сопроводительную или техническую документацию, которая поступает к покупателю вместе с товаром (инструкцией по использованию и т. п.).
      6. Вся информация о центральных органах по сертификации, аккредитованных органах и испытательных лабораториях, утвержденных системах сертификации однородной продукции, аттестованных экспертах и т.п. содержится в государственном реестре, который ведет Госстандарт РФ.

    Упомянутые правила  распространяются на все объекты  сертификации российского и зарубежного  происхождения. Они могут служить основой для организации систем сертификации однородной продукции.

    Для признания российских сертификатов и знаков соответствия с действующими международными нормами и правилами, изложенными в руководящих документах ИСО/МЭК, международных стандартах ИСО, европейских стандартах, документах других международных и региональных организаций, осуществляющих сертификацию.

    «Сертификат соответствия (сертификат) – документ, выданный по правилам системы  сертификации для подтверждения  соответствия сертифицированной продукции (услуг) установленным требованиям, т.е. сертификат соответствия – документ, которым завершается процесс сертификации. <…>

    Наряду с сертификатом существует знак соответствия, зарегистрированный в установленном порядке, которым  по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям». [5]

    Порядок проведения сертификации установлен постановлением Госстандарта РФ от 21 сентября 1994 года по отношению к обязательной сертификации продукции (в том числе и импортируемой). Однако он может применяться и при добровольной сертификации. Для систем сертификации однородной продукции с учетом ее особенностей допускается разработка соответствующего порядка.

     

     

     

    Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации, в частности:

    А) Подача заявки на сертификацию

    Б) Отбор, идентификация образцов и  их испытания

    В) Оценка производства

    Г) Выдача сертификата соответствия

    Д) Применения знака соответствия

    Е) Инспекционный контроль за сертифицированной  продукцией

    Ж) Корректирующие мероприятия

     

  • Схемы, применяемые при обязательной сертификации
  •  

    Применяемые при обязательной сертификации схемы определяются Госстандартом и другими государственными органами управления в пределах своей компетенции, на которые законодательными актами возлагается организация и проведение работ по обязательной сертификации. При этом учитываются особенности производства, испытаний, конкретной продукции, затраты заявителя и требуемый уровень доказательности сертификации. К последнему требованию относится факт использования в отечественной практике сертификации схем, применяемых за рубежом.

    Информация о работе Организационно-методические принципы сертификации