Организация контроля выполнения документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является проведение анализа организации контроля исполнения документов на предприятии.

Постановка цели исследования обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:

- рассмотреть понятие, значение и организация контроля исполнения документов;

- изучить формы контроля за исполнением документов;

- проанализировать виды контроля исполнения документов;

- охарактеризовать регламентацию контроля исполнения документов в инструкции по ДОУ;

- описать сроки исполнения документов;

Содержание

Введение

1 Теоретические аспекты организации контроля исполнения документов 6

1.1 Понятие, значение и организация контроля исполнения документов 6

1.2 Формы контроля за исполнением документов 9

1.3 Виды контроля исполнения документов 12

1.4 Регламентация контроля исполнения документов в инструкции по ДОУ

1.5 Сроки исполнения документов 15

2 Этапы контроля исполнения документов 20

2.1 Постановка документов на контроль 20

2.2 Проверка своевременности доведения документов до исполнителей 22

2.3 Снятие документа с контроля 24

2.4 Направление исполненного документа в дело 25

2.5 Учет, обобщение и анализ результатов контроля исполнения документов

3 Анализ организации контроля исполнения документов на примере ОАО «Оранжерейнские Деликатесы» 27

3.1 Краткая характеристика ОАО «Оранжерейнские Деликатесы» 27

3.2 Анализ и проблемы организации контроля исполнения документов 29

3.3 Применение автоматизированных систем контроля исполнения документов на предприятии 36
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.84 Кб (Скачать файл)

большое количество документов; 
 
большое количество сотрудников, работающих с документами (бумажными и электронными); 
 
сложные схемы согласования документов; 
 
территориальная распределенность подразделений; 
 
отсутствие информации об исполнении в реальном времени; 
 
поиск документов в рамках организации затруднен из-за децентрализованной регистрации и хранения. 
 
Сегодня на большинстве российских промышленных предприятий эти операции (закрытие счетов, формирование затрат и финансового результата) осуществляют ежемесячно, т.е. плановый отдел предприятия определяет на месяц выпуск продукции, затраты и финансовый результат, а затем рассчитывает фактические данные и сравнивает с плановыми. 
 
Недостаток этой системы -- неоперативность. Закрытие счетов, расчет затрат и финансового результата отнимает у бухгалтерии столько времени, что обычно фактическую смету затрат получают к 20-му числу следующего месяца. Это значит, что, принимая решение, руководитель вынужден оперировать данными двухмесячной давности и больше полагаться на свою интуицию. Оперативно может быть предоставлена только информация об объеме выпущенной продукции (ежедневная сводка из цеха) и о движении денег на расчетном счете (платежные поручения и выписки поступают в финансовый отдел ежедневно). 
 
Вышесказанное делает необходимым создание системы обеспечения руководителей предприятия оперативной информацией о выручке и затратах. Создание такой системы -- важная задача службы контроллинга: руководители должны получать информацию о затратах чаще, чем раз в месяц. Для этого необходимо навести порядок в информационных потоках предприятия. 
 
Приведенная выше ситуация с обеспечением руководителей предприятия оперативной информацией обусловлена недостатками организации информационных потоков. Среди типичных недостатков системы информационных потоков российских предприятий следует назвать: 
 
дублирование предоставляемой информации; 
 
отсутствие релевантной (существенной) информации; 
 
отсутствие однозначного распределения ответственности за документы; 
 
несвоевременность предоставления информации; 
 
информация может не доходить до адресата; 
 
после получения информации могут потребоваться уточнения. 
 
Важной задачей предприятия становится совершенствование системы информационных потоков, изменение алгоритмов прохождения документов, автоматизация передачи информации. 
 
Система информационных потоков предприятия должна органично встраиваться в общую систему информационных потоков предприятия, иначе произойдет отторжение сотрудниками предприятия навязанной им схемы. 
 
Необходим анализ функционирования существующей на предприятии системы информационных потоков на наличие «узких мест», лишних звеньев (для этого у организации должны быть необходимые полномочия). Внедрение системы информационных потоков приводит к перестройке и оптимизации системы информационных потоков -- всего экономического документооборота предприятия. 
 
Информация, которая собирается для обработки и анализа, должна отвечать следующим требованиям: 
 
своевременности, т.е. информация по затратам, выручке, прибыли должна поступать тогда, когда еще имеет смысл ее анализировать; 
 
достоверности; 
 
релевантности, т.е. информация должна помогать принимать решения; 
 
полезности (эффект от использования информации должен перекрывать затраты на ее получение); 
 
полноте, т.е. не должно быть упущений; 
 
понятности, т.е. информация не должна требовать «расшифровки»; 
 
регулярности поступления. 
 
Система контроллинга решает свои задачи и в области автоматизации на предприятии. Трудоемкость обработки детализированной информации по центрам затрат огромна, вручную ее обрабатывать сложно. Экономисты цехов (филиалов, складов, магазинов) сразу требуют автоматизировать их труд, так как для них работа в системе контроллинга -- дополнительная нагрузка даже в том случае, если сбор плановой и фактической информации происходит раз в месяц. Если информация собирается раз в неделю, то подразделения физически не успеют обработать и предоставить информацию службе контроллинга, которая в свою очередь не будет успевать сводить все данные по предприятию. Поэтому если автоматизируется обработка проводок и сальдо по счетам или начисление амортизации, или расчет заработной платы, точно так же целесообразно автоматизировать и контроллинговую работу. 
 
Для создания системы информационных потоков необходимо: 
 
определить структуру информации, которую необходимо предоставлять; 
 
проанализировать существующий на предприятии документооборот; 
 
разработать новую систему документооборота. 
 
Структура информации включает в первую очередь классификацию доходов и видов затрат по объектам калькуляции (по подразделениям, продуктам, договорам). 
 
В процессе анализа информационных потоков предприятия служба контроллинга изучает процессы возникновения, движения и обработки информации, а также направленность и интенсивность документооборота на предприятии. 
 
Цель анализа информационных потоков -- выявление точек дублирования, избытка и недостатка информации, причин ее сбоев и задержек. 
 
Наиболее распространенный и, по-видимому, самый практичный метод анализа информационных потоков -- составление графиков информационных потоков. Для построения графиков информационных потоков следует знать (или выработать самим) определенные правила их составления и условные обозначения отдельных элементов. 
 
Каждый информационный поток -- единичное перемещение информации -- имеет следующие признаки: 
 
документ (на чем физически содержится информация); 
 
проблематику (к какой сфере деятельности предприятия относится информация: к закупкам, к сбыту продукции, к закрытию месяца и получению сводных затрат, к планированию и т.д.); 
 
исполнителя (человека, который эту информацию передает); 
 
периодичность (частота передачи: ежемесячно, ежеквартально, ежедневно). 
 
На предприятии выделяют два уровня детализации информационных потоков: 
 
на уровне предприятия детализация производится до уровня цеха (подразделения), т.е. информация передается между цехами и службами предприятия; 
 
на уровне цеха (подразделения) предприятия детализация производится до уровня рабочего места, т.е. информация передается между работниками цеха и связанных с цехом служб. 
 
Пример графика информационных потоков приведен на рисунке 4. 
 
Рисунок 4 - Информационные потоки в бухгалтерии предприятия 
 
К графику информационных потоков прилагают расшифровку информационных связей на предприятии или в подразделении (таблица 1). 
 
Составленный график информационных потоков имеет существенный недостаток -- большое количество информационных связей затрудняет его чтение и анализ, но именно анализ информационных потоков и являлся целью составления графика. Поэтому целесообразно разрабатывать графики, изображающие не статические связи между отделами, а поток документов, связанный с выполнением какой-то определенной рабочей задачи. Составление таких графиков связано с теорией реинжиниринга бизнес-процессов. (Бизнес-процесс -- это последовательность работ, направленных на решение одной из задач предприятия, например, материально-технического снабжения, планирования. Реинжиниринг бизнес-процессов занимается анализом и оптимизацией бизнес-процессов для достижения целей предприятия.) 
 
Таблица 1 - Описание информационных связей предприятия 
№ и вид документа в месяц) Исполнитель Получатель 
Закупка и расходование материалов 
1. Товарно-транспортные накладные 200 ОМТС, транспортно-упаковочный цех 1-й бухгалтер по материалам 
2. Счета-фактуры 150 Поставщики 1-й бухгалтер по материалам 
3. Приходные ордера на запчасти 30 Склад № 1 2-й бухгалтер по материалам 
4. Накладные по запчастям 40 Склад № 2 2-й бухгалтер по материалам 
5. Лимитно-заборные карты 30 Склад вспомогательных материалов 2-й бухгалтер по материалам 
6. Журнал-ордер № 6, журнал-ордер № 10 1 1, 2-й бухгалтеры по материалам Заместитель главного бухгалтера 
Закупка и расходование ГСМ 
7. Требования по ГСМ 100 Склад № 1 2-й бухгалтер по материалам 
Покупка ОС 
8. Приходные ордера на ОС 5 Склады № 1,2 Бухгалтер по ОС 
9. Акт о ликвидации ОС 5 Цеха завода Бухгалтер по ОС 
Начисление заработной платы 
10. Табели 180 Цеха завода 1-й расчетчик 
220 2-й расчетчик 
Реализация продукции 
11. Счета на предоплату 40 Крупные потребители 1-й бухгалтер по материалам 
12. Приходные ордера 120 Мелкие потребители Кассир 
13. Приходные ордера 120 Кассир Заместитель главного бухгалтера 
14. Акт о взаимозачете 10 Экономист по взаимозачетам (фин. отдел) Заместитель главного бухгалтера 
Работа с подотчетными лицами и материально-ответственными лицами 
15. Договоры с материально-ответственными лицами 30 Материально-ответств. лица 2-й бухгалтер по материалам 
16. Расходные ордера, авансовые отчеты 30 Подотчетные лица Кассир 
Определение затрат и закрытие месяца 
17. Материальные ведомости 1 1, 2-й бухгалтеры по материалам Бухгалтер по учету затрат 
18. Амортизационная ведомость 1 Бухгалтер по ОС Бухгалтер по учету затрат 
19. Своды по зарплате 1 1-й расчетчик Бухгалтер по учету затрат 
20. Ведомость по затратам 1 Бухгалтер по учету затрат Заместитель главного бухгалтера 
21. Сведение баланса и определение финансового результата 1 Заместитель главного бухгалтера Главный бухгалтер 
 
Рисунок 5 - График бизнес-процесса материально-технического снабжения 
 
Фрагмент графика бизнес-процесса материально-технического снабжения на предприятии представлен на рисунке 5. 
 
3.3 Предложения по совершенствованию организация контроля исполнения документов на предприятии 
 
Автономные компьютеры на рабочих местах делопроизводителей или даже небольшие сети в канцеляриях или секретариатах вышеперечисленных проблем принципиально не решают, фактически они просто заменяют способ ведения картотеки или журнала. 
 
Принципиальным же решением является компьютерная сеть, связывающая компьютеры на рабочих местах в различных подразделениях организации. В этом случае сведения о работе документами, вводимые с рабочих мест в подразделениях, могут автоматически собираться и накапливаться на сервере сети, формируя базу данных о состоянии и истории документооборота организации.

Для организации такой работы с использованием сети организации разрабатываются специальные программы, называемые обычно системами автоматизации делопроизводства и документооборота (АС ДОУ). Наиболее продвинутые из них позволяют как отслеживать бумажный документооборот, так и организовать перемещение по сети и работу с электронными документами. 
 
Чем большее число рабочих мест, связанных с обработкой документов, охватывает такая система, тем эффективнее осуществляется управление. Желательно, чтобы система доходила хотя бы до каждого структурного подразделения, в котором осуществляется учет и контроль. В идеале же она должна охватывать все рабочие места сотрудников, осуществляющих собственно работу с документами. В этом случае при минимизации трудозатрат делопроизводственного персонала обеспечивается полный контроль над документационной деятельностью организации в реальном масштабе времени. 
 
АРМ специалиста - это рабочее место, оснащенное средствами вычислительной техники (техническими и программными), другими инструментальными средствами и средствами оргтехники (телефон, копировальный аппарат и т. п.) и обеспечивающее автоматизацию большей части операций при выполнении специалистом своих профессиональных функций. 
 
При выборе технических средств для реализации АРМ, необходимо учесть требования, предъявляемые к АРМ: 
 
возможность функционировать в рамках автоматизированной системы; 
 
круглосуточная работа; 
 
работа в реальном масштабе времени; 
 
обеспечение требований ко времени реакции системы; 
 
регистрация всей информации, циркулирующей в системе; 
 
хранение данных о состоянии устройств системы; 
 
возможность выдачи информации на принтер и экран монитора АРМ в форме, обеспечивающей эффективную работу оператора АРМ; 
 
обеспечение высокой надежности технических средств АРМ; 
 
Представленные выше требования к АРМ могут быть реализованы при помощи выбора технических, отвечающего требованиям АРМ. 
 
Следовательно, для автоматизированной системы управления информационными процессами, с целью автоматизации сбора и обработки данных, необходимо выбрать технические средства, удовлетворяющие функциональным требованиям АРМ. 
 
Представленная в курсовом проекте автоматизированная система управления представляет собой комплекс средств автоматизации (КСА), выполняющий ряд функций по обработке информации. 
 
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к АРМ, выбираем персональные компьютеры. 
 
Представленная автоматизированная система управления представляет собой комплекс средств автоматизации (КСА), выполняющий ряд функций по обработке информации. 
 
Структурная схема КСА представлена на рисунке 6. 
 
51 
 
Рисунок 6 - Структурная схема КСА 
 
На структурной схеме обозначены следующие устройства (компоненты КСА): 
 
Сетевой кабель. Соединяет три рабочих места и сервер с HUB. 
 
Городская телефонная линия. 
 
Соединение сетевого принтера с сервером. 
 
Высокоскоростное подключение к сети Интернет. Позволяет вовремя и быстро получать нужную информацию, а так же пользоваться электронной почтой, не используя подключения по модему, тем самым не занимая телефонной линии. 
 
Подключение к удалённой сети других подразделений. 
 
- Рабочее место. 
 
- Сервер. Содержит все необходимые для работы БД, а так же осуществляет доступ к ним, как с рабочего места, так с другими подразделениями или организациями. Помимо этого имеет подключение к Интернет по выделенной линии, обеспечивая тем самым доступ работников отдела сбыта в Интернет без использования модема. 
 
- HUB. Устройство, позволяющее объединить в сеть группу пользователей. В нашем случае, 3 рабочих места и сервер. 
 
- Принтер. Подключён к серверу и является доступным для использования со всех 3-х рабочих мест отдела сбыта. 
 
- Сканер. Находится на третьем рабочем месте. 
 
- Факс. В целях экономии, находится лишь на первом рабочем месте. Подключён к городской телефонной линии. 
 
- Телефон. Подключён к городской телефонной линии. Находится на втором рабочем месте. 
 
При внедрении выше описанной автоматизированной информационной системы значительно повысится производительность труда и качество документов, так как значительную часть работы специалистов отдела сбыта занимает составление и подготовка документов по складскому учету, которые осуществляются вручную. 
 
На данный момент среди методов, направленных на совершенствование документирования, выделяются две группы: совершенствование технологии документооборота и сокращение объема документооборота [8, 46]. 
 
К первой группе относят все процедуры прохождения документов в учреждении: создание моделей учрежденческого документооборота, составление маршрутных карт технологического процесса, разработка рациональных схем документооборота, составление оперограмм и документограмм, схем движения документов и др. 
 
К числу способов, позволяющих эффективно совершенствовать технологию документооборота, относят оптимизацию процедур подготовки и оформления документации, упорядочения документационной нагрузки во времени с целью более равномерного ее распределения. 
 
Сокращение объема документооборота связывается с регламентацией документирования, уменьшением количества внутренних документов, рационализацией документации, созданием унифицированных систем документации (УСД), разработкой унифицированных требований к текстам, а также использованием без документных связей. 
 
Главное условие сокращения объемов документов упорядочение их возникновения. Основным методом упорядочения процесса документирования является унификация как отдельных групп документов, так и всей системы делопроизводства. На практике это выражается в создании различных систем документации, строго устанавливающих состав применяемых документальных форм и регламент пользования ими. При унификации из документальных цепочек изымаются лишние звенья, документы, не соответствующие требованиям сегодняшнего дня и создаваемые просто по привычке. Применяемые однотипные формы заменяются единой. Например, после унификации организационно-распорядительной документации количество применяемых форм сократилось в 4 раза. Отмена издания приказа о командировках также способствовала бы сокращению объема документации. Состав унифицированных форм закрепляется в табеле документов, который утверждается руководителем и имеет нормативный характер. В табеле может указываться: название формы документа, код по ОКУД или отраслевому классификатору, периодичность составления, виза, место регистрации, способ заполнения, срок исполнения, годовая потребность, срок хранения. Могут быть внесены и другие графы, например, дата представления и др. Ежегодно табель пересматривается, в него вносятся соответствующие коррективы, отражающие изменения в функциях и задачах учреждения. 
 
Таким образом, унификация позволяет упорядочить образование документов и тем самым сократить объем документооборота. Установление в табеле годовой потребности каждой формы лимитирует изготовление бланков. 
 
Другое направление сокращения документооборота -- повышение качества самого документа как носителя управленческой информации. Реальные возможности повышения качества документов и сокращения объемов текстов заключаются в следующем: 
 
- уменьшение различных преамбул, не несущих полезной информации (особенно это положение относится к распорядительным документам приказам, решениям, где констатирующая часть в ряде случаев является либо дословным воспроизведением документов вышестоящей организации либо чем-то вроде краткого отчета или перечисления фактов); 
 
- исключение из служебной переписки персональных обращений и заключительных фраз, выражающих благодарность или уважение адресатам. 
 
Качество документа включает в себя и требование к изложению содержания: применение унифицированных текстов, четкая структура, ясность формулировок, реальность сроков исполнения. Так, например, стандарты на ОРД установили структуру текстов некоторых документов. Особенно характерен в этом отношении "акт" как документная форма. Известна, например, шаблонная формула акта: "мы, нижеподписавшиеся ... комиссия в составе ... образованная приказом... в присутствии ... составили настоящий акт о том, что мы действительно ..." и т.д. Мало сказать, что такой текст неграмотен, он еще и тяжело читается. Стандарт эту часть акта упростил, теперь она состоит из трех частей: основание для составления, как составлен и кто присутствовал. Текст легко составляется, читается и воспринимается. Применение таких форм документов, как таблицы и анкеты, позволяет исключить излишние данные, упорядочить информацию, сопоставить сведения, сократить их объем. 
 
Следующее направление сокращения документооборота -- уменьшение физического размера документа. При переписке необходимо применять стандартные бланки, которые экономят примерно 1/5 часть площади листа, желательно использовать также бланки формата А5. Внедрение этого требования связано с преодолением сложившегося представления о престижности продольного бланка, широких полей, увеличенных интервалов и т.п. Размер бланка должен соответствовать объему текста. Сокращать объем текста необходимо за счет применения стандартных правил машинописи, делить текст на четкие структурные части, что экономит бумагу примерно на 5% за счет исключения словесных переходов между частями. Объемные документы справочного характера и долговременного пользования следует изготовлять с заменяемыми страницами, что позволит при внесении изменений не перепечатывать весь документ. При подготовке оперативных документов рекомендуется использовать телеграфный стиль. Практикуются ответы на самом запросе при помощи штампа или подписи от руки. В этом случае сведения о документе сохраняются в организации-получателе на регистрационно-контрольной карточке, которая должна содержать соответствующую информацию. Конечно, экономия бумаги не является главной в сокращении документооборота. Основное -- удобство работы и ликвидация излишних документов. Унифицированная форма документа должна быть удобна для заполнения и чтения, содержать достаточно места для размещения нужной информации [9, 89]. 
 
Еще один реальный способ сокращения объемов документации -- построение эффективных информационно-поисковых систем (ИПС). Например, приказ по личному составу печатается в нескольких экземплярах и подшивается в дело с приказами, в личных делах, в бухгалтерии. Причина такого "тиража" - создать возможность обнаружить документ в необходимый момент. В результате создаются дублетные дела, которые включаются в номенклатуры и затем передаются в архивы. По сути же это удвоенная или утроенная документация и, соответственно, увеличенный документооборот. Научно обоснованная поисковая система исключает необходимость дублирования документов. Определяется степень централизации ИПС, состав регистрируемых документов, структура их описания, места хранения и др. Основные принципы рациональной организации регистрации и поиска документов предусматривают построение информационных систем на базе полной регистрации документов, однократного ввода в ИПС каждого документа, централизации при построении поисковых систем, их информационной совместимости и возможности доступа к базе данных каждого специалиста [9, 93].

В связи с тем, что объем документации возрастает из-за некачественного или несвоевременного исполнения решений и поручений, большая роль в деле сокращения документооборота принадлежит контролю исполнения. На службу документации учреждения возлагается разработка рациональных форм контроля, ведение картотеки, наблюдение за сроками и т.п. Чем лучше контроль, тем больше поручений исполняется в срок, тем меньше возникает непредусмотренных документов, и наоборот. 
 
Автономные компьютеры на рабочих местах делопроизводителей или даже небольшие сети в канцеляриях или секретариатах вышеперечисленных проблем принципиально не решают, фактически они просто заменяют способ ведения картотеки или журнала. Принципиальным же решением является компьютерная сеть, связывающая компьютеры на рабочих местах в различных подразделениях организации. В этом случае сведения о работе с документами, вводимые с рабочих мест в подразделениях, могут автоматически собираться и накапливаться на сервере сети, формируя базу данных о состоянии и истории документооборота организации. Для организации такой работы с использованием сети организации разрабатываются специальные программы, называемые обычно системами автоматизации делопроизводства и документооборота (АС ДОУ). Наиболее продвинутые из них позволяют как отслеживать бумажный документооборот, так и организовать перемещение по сети и работу с электронными документами. Чем большее число рабочих мест, связанных с обработкой документов, охватывает такая система, тем эффективнее осуществляется управление. Желательно, чтобы система доходила хотя бы до каждого структурного подразделения, в котором осуществляется учет и контроль. В идеале же она должна охватывать все рабочие места сотрудников, осуществляющих собственно работу с документами. В этом случае при минимизации трудозатрат делопроизводственного персонала обеспечивается полный контроль над документационной деятельностью организации в реальном масштабе времени. Наиболее рациональным является на сегодняшний день автоматизированный контроль за исполнением документов, который секретарь ведет на персональном компьютере . 
 
Постановка документа на контроль происходит автоматически при заполнении поля «Срок исполнения (Контрольная дата)» в регистрационной карточке документа. Одновременно на подлежащий контролю документ может ставиться отметка о контроле - специальный штамп в виде буквы «К», слова «Контроль». Это привлекает внимание исполнителя к контролируемому документу. Отметка о взятии документа на контроль проставляется на поле документа, на уровне заголовка. 
 
При ведении текущего контроля ответственные за контроль исполнения (в небольшой фирме -- секретарь) ежедневно, как правило, в начале рабочего дня вызывают на экран компьютера и при необходимости распечатывают список документов, срок исполнения которых (поле «Контрольная дата)» истекает сегодня. При соответствующих настройках программы список может автоматически распечатываться в начале рабочего дня. 
 
В организациях, использующих систему электронной почты, предупреждение исполнителю о документах с истекающим сроком исполнения может отправляться на компьютер исполнителя в автоматическом режиме (с уведомлением о прочтении). 
 
Специальные программы позволяют выводить на экран список документов, исполнение которых истекает в определенный срок. Автоматизированная система контроля легко позволяет просмотреть все задания не только по срокам, но и по исполнителям и таким образом видеть загрузку каждого. Так как машина фиксирует все задержки исполнения документов, программу можно увязать с премированием сотрудников. При использовании локальных сетей в учреждении компьютер в любой момент может выдать списки неисполненных документов, с истекающим сроком исполнения, еще не просмотренных исполнителем, с сортировкой по срокам, по исполнителям, по видам документов. Соответствующие аналитические справки могут чески составляться компьютером по заданной форме и поступать на компьютер руководителя. 
 
При создании (настройке) системы регистрации рекомендуется сразу заложить определенный перечень типовых справок (отчетов, создаваемых в автоматическом режиме). Это могут быть: справка (отчет) об отправленных документах (список отправленных документов или количественные данные); справка (отчет) о поступивших (входящих) документах (список или количественные данные); справка (отчет) о документах, числящихся за исполнителями, т.е. находящихся в стадии исполнения (полный список или количественные данные); справка (отчет) о количестве выполненных исходящих документов (исполнителями, списочный или количественно); справка (отчет) о движении документов (используемых для фиксации передачи документа от исполнителя исполнителю); справка (отчет) о неисполненных входящих документах (списочный или количественно); справка (отчет) о неисполненных исходящих документах, (списочный или количественно); справка (отчет) о ходе выполнения внутренних документов; и т. п. 
 
Для получения определенного вида справки (отчета) в меню программы выбирается соответствующий тип отчета, а затем в открывшемся экране задаются начальная и конечная даты интересующего периода. Полученный отчет выводится на экран компьютера и при необходимости распечатывается. Процесс составления и вывода на печать типовых справок (отчетов) может быть полностью автоматизирован, чтобы система самостоятельно выводила на печать типовые отчеты с заданной периодичностью. 
 
Задача сокращения объёма документооборота имеет два основных аспекта -- сокращение количества создаваемых документов и сокращение расхода ресурсов на производство документов. Наиболее важным является, естественно, первый аспект. 
 
Главное условие сокращения объёмов упорядочение документообразования. Основным его методом является унификация как отдельных групп документов, так и всей системы документационного обеспечения. На практике это выражается в создании систем документации, строго устанавливающих состав разрешенных к применению форм и регламент пользования ими. 
 
Реальным методом сокращения неоправданного документопотока является и повышение качества самих документов как носителей нормативной и иной управленческой информации. Текст документа, отражающий управленческое действие, поручения, решения, должен содержать только необходимую информацию, чётко трактовать сущность решения и определить реальные и обоснованные сроки исполнения. На практике, к сожалению, часты случаи, когда документ поступает на исполнение с уже просроченными сроками, когда суть вопроса так завуалирована, что неясно, положительно или отрицательно решён вопрос. Поэтому важно, чтобы при подготовке документов максимально широко использовались унифицированные формы, текст которых уже продуман и рационализирован. Имея задачу сокращения расходов ресурсов, в том числе экономию труда работников аппарата на подготовку и прочтение документов, целесообразно сокращать текст за счёт значительного уменьшения традиционных различного рода вводных частей и преамбул, исключения из служебной переписки немотивированных персональных обращений и выражений благодарности и т.п. Например, имеется практика отказа от преамбулы в решениях коллегии и замена её экземпляром справки, подготовленной к заседанию по данному вопросу (преамбула, как правило, является перепечаткой этой справки). [6, 82] 
 
Реальным методом сокращения объёмов документации является также построение эффективных информационно-поисковых систем. Например, кадровый приказ печатается в нескольких экземплярах и подшивается в дело с приказами, личное дело, дело бухгалтерии, а может быть, и планового и производственного отделов. Причина в трудности поиска: каждый специалист, которому может понадобится этот документ, предпочитает хранить его у себя, а не начинать ненадёжный, а главное длительный поиск. В результате объёмы документов значительно увеличиваются. Разработка хорошо отлаженной поисковой системы позволяет резко сократить дублирование, особенно при использовании компьютеров и возможности получить любую имеющуюся в организации информацию на своём рабочим столе по сети. Бумажный документооборот в ряде случаев может быть заменён использованием телефонной связи и личной договорённости. В данном случае необходимо воспитание чувства личной ответственности за принятое устное обстоятельство, обещание, высказанную оценку. Особенно важен личный пример руководителя любого ранга, демонстрирующего умение держать слово и выполнять устные обещания, восстановление традиции крепости «честного купеческого слова», заимствование международных традиций и обычаев высокого доверия к документу. 
 
Уменьшение физического размера документов -существенная сторона сокращения документооборота. Эта задача осуществляется несложными методами, которые, однако, связаны с преодолением некоторых бюрократических привычек. Например, среди руководителей бытует мнение, что «наверх» нельзя послать документ на формате А5, что бланк письма с угловым расположением реквизитов и с полем подшивки 2 см менее «солиден», чем с продольным расположением, и может как бы унизить автора, и т.п. Согласно современным правилам размер бланка должен зависеть только от размера текста, а не от степени уважения к адресату. Объём текста может сокращаться за счёт применения стандартных правил машинописи, что экономит площадь листа примерно на 5%.0бъёмные документы справочного характера и долговременного использования целесообразно изготавливают с заменяемыми страницами, что позволит внести значительную экономию средств при их переработке. При подготовке документов оперативного характера уместно вспомнить опыт работы с документами в русских приказах, писать ответы на самом запросе, принимать резолюцию в качестве управленческого решения без их дублирования распорядительными документами, всячески уменьшать информационный шум в текстах документов и т.п. Как отмечалось ранее, документооборот совершенствуется путём рационализации и сокращения количества применяемых форм документов: организации их скорейшей доставке; введение практики предварительного рассмотрения документов и распределения их по исполнителям, минуя руководство учреждения; сведения к минимуму ручных операций и переписки данных.

 


Информация о работе Организация контроля выполнения документов