Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 12:39, курсовая работа
В настоящей работе рассматриваются вопросы обращения документов, содержащих коммерческую и служебную тайны. Объединение конфиденциальных документов, содержащих коммерческую и служебную тайны, одним делопроизводством обусловлено тем, что эти документы практически полностью идентичны по технологическим процедурам их составления, обработки, обращения, хранения и защиты.
ПОНЯТИЕ О КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТАХ………………………………………………..
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОГО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА……………………….
ПЕРЕЧНИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДОКУМЕНТОВ
СИСТЕМА ДОСТУПА К КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫМ ДОКУМЕНТАМ…………………………………
УЧЁТ НОСИТЕЛЕЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ………………………………...
УЧЁТ ИЗДАВАЕМЫХ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ…………………………...
ПОЛУЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИХ УЧЕТ………………………
УЧЕТ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ВЫДЕЛЕННОГО ХРАНЕНИЯ ………….
УЧЁТ КОПИРОВАНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ………………………….
ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ……………….
ФОРМИРОВАНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДЕЛ……………………………………………
ПОДГОТОВКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДЕЛ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ АРХИВНОГО ХРАНЕНИЯ ИЛИ УНИЧТОЖЕНИЯ……………………………………………………………...
РЕЖИМ СОХРАННОСТИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ……………………….
КОНТРОЛЬ НАЛИЧИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ………………………….
ПРОВЕДЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ СОВЕЩАНИЙ………………………………….….
ПРОВЕДЕНИЕ ВНУТРЕННИХ РАССЛЕДОВАНИЙ ПО ФАКТАМ УТРАТЫ (РАЗГЛАШЕНИЯ) КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ……………………………..…
ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА ……………………………………………………………………….…
Следующий этап - определение конкретных сроков конфиденциальности информации либо обстоятельств и событий, при наступлении которых конфиденциальность снимается. Продолжительность конфиденциальности информации должна соответствовать срокам действия условий, необходимых и достаточных для признания данной информации конфиденциальной в соответствии с законодательством.
Результаты работы оформляются документально - перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, который может иметь следующую форму.
П Е Р Е Ч Е Н Ь
информации, составляющей коммерческую тайну
(наименование организации)
№ п/п |
Наименование сведений, относящихся к конфиденциальным |
Должностные лица (подразделения), имеющие право распоряжения сведениями |
Срок конфиденциальности |
1 |
2 |
3 |
4 |
При значительном объеме конфиденциальных сведений они классифицируются в перечне по разделам, соответствующим сферам деятельности.
Перечень рассматривается экспертной комиссией с оформлением соответствующего протокола, подписывается ее председателем (или на основании протокола - начальником службы безопасности, заместителем руководителя по безопасности) и утверждается (вводится в действие) приказом или распоряжением руководителя организации (предприятия).
В приказе должны быть определены мероприятия по обеспечению функционирования перечня и контролю его выполнения. С приказом и перечнем необходимо ознакомить под роспись всех сотрудников, работающих с конфиденциальной информацией. Копии перечня или выписки из него должны быть направлены конфидентам данной коммерческой тайны. Ими являются физические или юридические лица, которым в силу служебного положения, договора либо на ином законном основании известна коммерческая тайна ее обладателя.
Дополнения и изменения состава включенных в перечень сведений осуществляются таким же порядком. При существенном изменении состава сведений перечень должен составляться заново. Об изменениях в составе коммерческой тайны обладатель информации обязан в письменной форме известить конфидентов данной информации.
В «Положении о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения» сказано, что руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения, а эти лица несут персональную ответственность за обоснованность такого отнесения.
На практике используются обычно два варианта определения состава такой информации. В первом варианте федеральные органы исполнительной власти разрабатывают единые для отрасли перечни сведений ограниченного распространения и направляют их на подведомственные предприятия, в учреждения и организации. Во втором варианте полномочия по разработке перечней передаются руководителям подведомственных организаций (предприятий) и перечни разрабатываются применительно к каждой конкретной организации (производству). Иногда используется и третий, комбинированный вариант, при котором перечни по укрупненной тематике разрабатывают вышестоящие органы, а на основе этих перечней - подведомственные организации (предприятия).
Технология разработки перечня информации, составляющей служебную тайну, и его форма - аналогичны рассмотренным для информации, составляющей коммерческую тайну.
Служебная тайна может быть в любой области деятельности органа власти или предприятия, однако в положении также определен состав сведений, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения.
Информация, составляющая служебную тайну, по степеням конфиденциальности также не подразделяется. Поэтому дополнительные ограничения в доступе к документам, содержащим служебную тайну, могут быть установлены тем же порядком, что и для коммерческой тайны.
Перечни информации, составляющей коммерческую или служебную тайну, раскрывают тематическое содержание включенных в них сведений. Но эти сведения, фиксируются на различных носителях и могут быть как документированными, так и не документированными.
Документирование конфиденциальной информации является важнейшей составной частью конфиденциального делопроизводства, т.к. от количества, состава и правильности оформления документов зависят качество и эффективность управленческой и производственной деятельности, достоверность и юридическая сила документов, трудоемкость их обработки. Объем и характер создаваемых документов влияют и на организацию работы по их защите.
Одной из особенностей конфиденциального делопроизводства является регламентирование состава издаваемых документов. Обусловлено это тем, что документ является потенциальным источником разглашения содержащейся в нем информации. Поэтому конфиденциальные документы должны издаваться только при действительной необходимости в письменном удостоверении управленческих, производственных и иных действий. При этом решение задач конфиденциальной деятельности должно обеспечиваться минимальным количеством документов при сохранении полноты необходимой информации.
Установление состава издаваемых конфиденциальных документов направлено на предотвращение необоснованного их издания, а также на исключение избыточной конфиденциальной информации в них, определение количества их экземпляров, адресатов, которым они должны направляться, т.к. не вызванная действительной необходимостью рассылка конфиденциальных документов может привести к разглашению информации. Нa стадии определения состава издаваемых документов решается вопрос и о придании им юридической силы путем установления должностных лиц, которые должны согласовывать, подписывать и утверждать документ. В конечном итоге регламентация состава издаваемых конфиденциальных документов преследует цель не только исключения необоснованного, но и неконтролируемого их издания.
Состав документированной конфиденциальной информации зависит от функций организации, характера ее деятельности, взаимосвязей с другими юридическими и физическими лицами, порядка разрешения вопросов. Такой состав закрепляется перечнем издаваемых конфиденциальных документов.
Перечни должны разрабатываться на основе и в рамках перечней информации, составляющей коммерческую или служебную тайну. Вызвано это тем, что конфиденциальные сведения могут быть зафиксированы в документах и на других носителях: памяти человека, базе данных ЭВМ, выпускаемой продукции, технологических процессах, физических полях и др. Поэтому только после определения состава всех конфиденциальных сведений можно установить те из них, которые должны документироваться.
Определение
состава документируемой
В процессе определения необходимых конфиденциальных документов следует проводить работу по сокращению их количества за счет разработки интегрированных документов, в которые можно включить показатели нескольких документов, в том числе путем замены разовых первичных документов накопительными. Объединение документов должно осуществляться с таким расчетом, чтобы в итоге не создавалась возможность необоснованного ознакомления со всем документом лиц, имеющих доступ только к части содержания (показателей) документа.
Виды конфиденциальных документов необходимо устанавливать с учетом оптимального объема содержащейся в них информации, исключающего избыточные или дублирующие сведения, поскольку ознакомление с избыточной информацией может нанести ущерб ее собственнику.
Разработка конкретного перечня издаваемых документов целесообразна только для тех, которые носят периодический и постоянный характер (приказы, отчеты, технические условия и т. д.). Для разовых документов, появляющихся в деятельности организации, или при незначительном объеме издаваемых документов такой перечень не составляется (решение о конфиденциальности конкретного документа принимается на основании перечня информации конфиденциального характера).
После установления
состава постоянно разрабатывае
Перечень издаваемых конфиденциальных документов может иметь следующую форму.
П Е Р Е Ч Е Н Ь
издаваемых конфиденциальных документов
______________________________
(наименование организации)
Порядковый номер |
Наименование документа |
Основание для конфиденциальности |
Срок конфиденциальности |
Подразделения или должностные лица, ответственные за подготовку |
Подразделения или должностные лица, согласующие документ |
Должностные лица, утверждающие (подписывающие) документ |
Кол-во экземпляров |
Адресаты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
В графе 3 дается ссылка на соответствующий пункт перечня информации, составляющей коммерческую или служебную тайну. Графа 4 также должна увязываться с этим перечнем.
При направлении документов различным организациям, применяется раздельное адресование, т.е. на каждом экземпляре документа проставляется лишь адресат, которому направляется данный экземпляр. В этом случае при адресовании могут указываться обобщенные наименования, а рассылка осуществляться по отдельному расчету.
Данный перечень может быть дополнен графой 10, указывающей периодичность издания документов (отчетов, актов и др.).
Перечень издаваемых документов готовится секретариатом или соответствующим подразделением службы безопасности, рассматривается и оформляется протоколом экспертной комиссии (на перечне должна быть согласующая подпись председателя экспертной комиссии) и утверждается (вводится в действие) приказом или распоряжением руководителя организации.
С перечнями под роспись должны быть ознакомлены все лица, наделенные правом составлять, визировать, подписывать и утверждать соответствующие конфиденциальные документы.
Внесение
возможных последующих
При изменении перечня информации, составляющей коммерческую и служебную тайну, соответствующие изменения вносятся и в перечни издаваемых конфиденциальных документов. О снятии грифа конфиденциальности с отправленных документов должны быть письменно оповещены все адресаты.
При необходимости издания разовых документов, не включенных в перечни, или дополнительных экземпляров документов, их изготовление может производиться по решению соответствующего руководителя, наделенного правом распоряжаться теми или иными конфиденциальными сведениями (указанной в перечне информации, составляющей коммерческую или служебную тайну). Одновременно определяется целесообразность последующего включения таких документов (дополнительных экземпляров) в перечень издаваемых конфиденциальных документов.
В необходимых случаях рассмотренные перечни сами могут иметь гриф конфиденциальности. Гриф конфиденциальности должен соответствовать совокупной степени конфиденциальности сведений, содержащихся в графах этих перечней. При наличии грифа конфиденциальности перечни регистрируются по журналу учета изданных документов.
СИСТЕМА ДОСТУПА К КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫМ ДОКУМЕНТАМ
Конфиденциальные документы являются документами ограниченного доступа (распространения). Это означает, что знакомиться и работать с ними могут только лица, получившие на то соответствующие разрешения. Порядок получения и оформления таких разрешений устанавливается системой доступа к конфиденциальным документам.
Система доступа представляет собой совокупность норм и правил, определяющих, кто из руководителей организации (предприятия) и структурных подразделений, кому из пользователей и с какими категориями конфиденциальных документов может давать разрешение на ознакомление, а также каким образом оформляются такие разрешения в зависимости от вида учета документов.
При разработке
системы доступа к
Информация о работе Организация конфиденциального делопроизводства