Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 15:49, курсовая работа
Одним из важнейших проявлений человеческого поведения является коммуникация, т.е. общение с другими людьми посредством определенных знаков и символов. Коммуникация является необходимым условием существования человеческих общностей, начиная от самых малых и заканчивая такими, как нации, государства.
Ученые выделяют четыре типа коммуникации: материальную, генетическую, психическую и социальную. Социальная коммуникация
Введение
Глава I
1) Возникновение письменности
2) Письмо
3) Письменность древнего Египта и ее дешифровка
Глава II
1) Расширение понятия документ
2) Документы древнего Египта
3) Документы Малой Азии
Заключение
Список использованной литературы и источников
То, что пиктография обычно обладала наглядностью и была доступна для всех, являлось положительным фактором. Однако пиктографическому письму были свойственны и существенные недостатки. Будучи несовершенным и неупорядоченным письмом, пиктография допускала разные толкование сообщений и не давала возможность передавать сложные сообщения, содержащие отвлеченные понятия. Пиктография была не приспособлена к передаче того, что не поддается рисуночному изображению, является абстрактным (бодрость, храбрость, зоркость и т.д.). По этой причине пиктографическое письмо на известной ступени развития человеческого общества перестало удовлетворять потребности письменного общения. И тогда на его почве возникает другой тип письма, более совершенный, - письмо идеографическое.
Идеографическое письмо ( от греч. «idea» - понятие и «grapho» - пишу) указывает на способность этого письма передавать отвлеченные понятия, воплощенные в словах. Термин «идеография» также часто заменялся другим «логография» ( от греч. «logos» - речь и «grapho» - пишу), так как графические знаки связываются непосредственно с зяковой единицей — словом.
В отличие от пиктографии идеографическое письмо фиксирует сообщение дословно и передает, кроме словесного состава, также словопорядок. Оно имеет уже строго установленные и устойчивые начертания графических знаков. Здесь пишущий не изобретает знаки, как это было в пиктографии, а берет их из готового набора. В идеографическом письме возникают даже идеограммы, обозначающие значимые части слова (морфемы).
Идеографическое письмо возникло на основе пиктографии. Эволюция пиктографического письма шла в том направлении, что каждый изобразительный знак пиктограммы, все более и более обособлялся, стал связываться с определенным словом, обозначая его. Постепенно этот процесс развился и расширился, что примитивные пиктограммы, утратив свою прежнюю наглядность, начали выступать как условные знаки при обозначении не только слов с отвлеченным значением, но и слов, называющих конкретные предметы, вещи, обладающие наглядностью. Процесс этот происходил не сразу, а занял, видимо, несколько тысячелетий. Поэтому трудно указать грань, где кончается пиктографическое письмо и начинается идеографическое.
На начальном этапе развития письма один и тот рисунок в одном и том же тексте мог выступать то в прямом, то в переносном значениях. Так было в ранней египетской и китайской письменности или в ранней письменности народов майя и ацтеков. Это создавало и создает большие трудности при расшифровке древних памятников подобного рода.
Слоговое письмо( от греч. «sullabe”- слог)- письмо, в котором каждый графический знак обозначает такую единицу языка, как слог.
Такое более позднее формирование слогового письма объясняется рядом причин. Во-первых, относительно трудным разложением речи на фонетические единицы (слоги) по сравнению, например, с разделением ее на смысловые единицы (слова), поскольку членение на слоги предполагает более развитую способность мышления к анализу. Во-вторых, отсутствием непосредственной наглядной связи между слогом и слоговым знаком, тогда как между словом и соответствующей ему идеограммой такая связь существовала, особенно на начальной ступени развития идеографического письма. В-третьих, консервативным влиянием жреческих каст, профессиональных писцов (Египет, Вавилон и др.) и ученой бюрократии (Китай), стремившихся к монополизации письма и препятствовавших его упрощению и общедоступности Истрин В.А. Возникновение и развитие письма / В.А. Истрин. М.: Наука, 1965. С. 182 - 185.. В настоящее время слоговое письмо применяется в Индии, в Японии, в Эфиопии.
Развитию и длительному сохранению логографического письма очень способствовал так называемый корнеизолирующий строй языка, при котором слова грамматически не изменяются (не склоняются, не спрягаются и т.п.), а отношения между словами выражаются при помощи строго определенного порядка слов в предложении, при помощи строго определенного порядка слов в предложении, при помощи служебных слов (например, предлогов) и интонаций; эта особенность языка была, в частности, одной из причин длительного сохранения логографического письма в Китае. Наоборот, для языков, в которых слова грамматически изменяются, логографическое письмо оказывалось очень неудобным. Это обусловлено тем, что логограмма обычно обозначает целое слово. Поэтому без помощи дополнительных слоговых или буквенно-звуковых знаков логографическое письмо не в состоянии отразить грамматические изменения слов.
Аналогично этому слоговое письмо оказывалось удобным для тех языков (например, для японского), которые состоят из ограниченного количеств разных слогов необходимо было создавать или огромный ассортимент слоговых знаков, что очень усложняло бы письмо, или же примиряться с неточной передачей языка. Особенно неудобно слоговое письмо для языков, в которых часто встречаются смежные или конечные согласные. Это обусловлено тем, что слоговые знаки, как правило, обозначают или изолированные гласные звуки (например, а, о, э, у) или же сочетания согласного звука с гласным (например, та, то, тэ, ту, ка, ко, кэ, ку).
Буквенно-звуковое письмо
Буквенно-звуковое
письмо появилось во втором тысячелетии
до н. э. В нем знаки означали отдельные
звуки (фонемы). Причем знаки в зависимости
от произношения могли по-разному передавать
звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом
письме с помощью графических знаков можно
было передавать человеческую речь.
С течением времени графические знаки
усовершенствовались, на смену одним приходили
другие, более простые по форме, передающие
новое значение. Появившаяся буквенно-звуковая
система стала основой для письменности
многих народов мира, языковая специфика
которых нашла отражение и в фонографическом
составе их алфавитов. Каждый язык стабилизировался
на определенном количестве знаков, составляющих
алфавит. Первых алфавитов дошло до нашего
времени немного.
В зависимости от специфики языка в алфавитах
разных народов получилось различное
количество букв, например: в современном
итальянском — 21, в русском — 33, в чешском
— 39, в армянском — 39. Каждый алфавит (шрифт)
представляет собой систему графем и имеет
свои закономерности в построении и развитии.
Первым алфавитом в Европе был буквенно-звуковой
алфавит, который появился около XI века
до н. э. Он был создан финикийцами и явился
прообразом многих алфавитов мира. От
финикийцев алфавитное письмо перешло
к грекам (VII - VIII вв. до н. э.) Предполагается,
что структура графем исторически связана
с иероглифическими изображениями, что
подтверждается также исходными наименованиями
некоторых букв греческого алфавита.
Письменность древнего Египта и ее дешифровка
В Древнем
Египте использовали три системы
письма: иероглифическую, иератическую
и демотическую. Иероглифическая
система, изобретенная за 3000 лет до
н.э., представляет собой самую раннюю
форму древнеегипетской письменности.
Ее элементами являются картинки, или
пиктограммы, а использовалась она для
религиозных текстов. Иератическое письмо
- это упрощенная, скорописная форма иероглифического,
употреблявшаяся при составлении юридических
и деловых документов. Демотическое письмо,
еще один вид скорописи, возникло примерно
в 600г. до н.э. Его
использовали в каждодневной жизни для
самых разных целей, тогда как иероглифическая
и иератическая системы в то время применялись
лишь для религиозных текстов.
Единственная проблема с египетской письменностью
- проблема, стоявшая перед учеными почти
2000 лет,- состояла в том, что до самого начала
19-го столетия ни один человек не мог ее
понять.
В 1799г. в Розетте, неподалеку от Александрии
в Египте, был найден большой черный базальтовый
камень, с записью декрета фараона Птолемея
5. На нем были сделаны записи в трех системах
письма: иероглифической, демотической
и на греческом языке. Этот камень, названный
Розеттским, оказался одной из наиболее
важных находок для египтологов, поскольку
он содержал ключ к пониманию иероглифическую
письма. Сопоставляя греческий и иероглифический
тексты, француз по имени Ж.Ф. Шампольон
сумел в конце концов разгадать тайну
иероглифов. Это произошло в 1822г. Последовавший
затем перевод письменных документов
дал нам огромное количество информации
о Древнем Египте.
В документоведческой науке ключевым понятием является документ- основной объект её изучения. Однако именно вокруг этого понятия сломано едва ли не больше всего копий теми, кто исследует проблемы информационно-документационной деятельности.
Сам термин «документ» (documentum) латинского происхождения, производный от слова «docere» - учить, извещать. От одного с ним корня произошли доцент, доктор, доктрина. Из латинского языка это слово перешло впоследствии во все европейские языки, а вначале XVIII века- и в русский язык.
На разных этапах истории и в разных странах термину «документ» приписывалось разное содержание. Как известно, любое понятие – это представление о наиболее существенном, самом важном, главном в изучаемых предметах и явления, поскольку невозможно охватить все их признаки, свойства, стороны. По мере проникновения вглубь изучаемых предметов и явлений происходит уточнение, расширение наших представлений о них, а следовательно, происходит расширение и самих понятий. Сказанное в полной мере относится и к документу.
В Древнем Риме словом documentum первоначально обозначались предметы, которые использовались для обучения. Затем под этим термином стали понимать письменное свидетельство, поскольку информация, зафиксированная на материальном носителе, выполняла в древности в эпоху Средневековья роль свидетельства, доказательства. Именно на эту важнейшую функцию документа в дальнейшем стали обращать внимание. Таким образом, термин «документ» приобрёл правовое значение и в этом смысле использовался вплоть до XIX века.
В России термин “документ” был переведён Петром Первым именно как “письменное свидетельство”. На всём протяжении 18 столетия в определении понятия “документ” выделялось прежде всего его правовое назначение. Между тем сам этот термин в течение длительного времени почти не употреблялся. Вместо него в делопроизводственной практике обычно использовались другие термины: “акт”, “дело”, “бумага”.
Постепенное
накопление знаний о документах привело
в XIX веке к выделению, помимо правового,
также и управленческого
К середине
XX столетия в отечественном
Между
тем за рубежом еще в начале
XX века было предложено гораздо более
широкое толкование понятия «документ».
Бельгийский ученый Поль Отле рассматривал
документ в широком социально-
В первой половине XX столетия было существенно пересмотрено содержание понятия “информация”, которое стало связываться с категорией отражения, как всеобщим свойством материи, первичным по отношению к информации. А во второй половине XX в. с развитием кибернетики, информатики, вычислительной техники развернулось активное изучение социальной сущности и информационной природы документа, что привело к дальнейшему расширению и, самое главное, к углублению его понятия. Именно в этот период было дано теоретическое обоснование неразрывной связи понятий “документ” и “информация”. Однако незавершённость научных представлений и, как следствие, наличие многочисленных и разнообразных суждений о сущности, природе, содержании понятия “информация” не могли не отразиться также и на определении понятия “документ”. Каким образом?
Среди философов, естествоиспытателей, представителей технических наук вот уже в течение нескольких десятков лет идёт спор вокруг двух различных подходов к понятию “информация”. Их сторонники признают существование информации в объективной действительности, но по-разному оценивают её наличие в природе. Одни из них рассматривают информацию как свойство, как атрибут, присущий всем материальным объектам, в том числе и неорганической природе. Эта концепция информации получила название атрибутивной7. Другие полагают, что информация появилась лишь с возникновением жизни и связывают её с функционированием самоорганизующихся систем, не признавая наличия информации в неживой природе. В свою очередь, среди сторонников второго подхода есть кибернетики, считающие, что информационные процессы протекают во всех самоуправляемых системах, и антропоцентристы, которые относят информацию лишь к человеческому обществу и сознанию.
Информация о работе Развитие письменности со времен древнего Египта