Редактирование документов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 15:51, реферат

Краткое описание

Менеджмент - из английского языка, означает управление. Управление (процесс управления) - организация воздействий, направленных на достижение целей. Менеджмент - сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами. Как наука М. Появилась 100 лет назад.

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 29.78 Кб (Скачать файл)

1.Содержание  понятия менеджмент 

Менеджмент  - из английского языка, означает управление. Управление (процесс управления) - организация воздействий, направленных на достижение целей. Менеджмент - сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента управление людьми, социальными организациями или структурами. Как наука М. Появилась 100 лет назад.

Основные  направления (школы) М. За этот период:

1)школа научного управления (1885-1920) Тейлора, Гилберта и др. - рациональность труда плюс мат. заинтересованность ведут к повышению эффективности;

2) административная (классическая) школа Файоля, Вебера и др. (1920-50)- универсальный принцип управления;

3) школа человеческих отношений (1930-50) Маслоу и др. - межличностные отношения между людьми;

4) поведенческая школа Арджириса, Лайкерта - максимальное использование человеческого потенциала на основе психологии и социологии;

5) количественная школа Винера, Акоффа - компьютерное математическое моделирование ситуаций.

Существует  несколько определений  М. Различных авторов:

1) определение Паркера-Роллета из школы человеческих отношений - М.- “обеспечение выполнения работы с помощью других лиц”;

2) определение из учебника “Основы М.” Мескона, Альберта и Хедоури - М. - ”процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимых для формирования и достижения целей организации”;

3) Винан “Основы М.” - “теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка”.

4) “совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности” - из словаря иностранных слов 1988г.;

5)”сфера человеческой деятельности и область знаний, включающая в качестве обязательного элемента управление людьми” - из американской энциклопедии;

6) постановка и их эффективное достижение с помощью людей”, - связывает 3 главных фактора М. - цели, эффективность, человек.

В условиях конкуренции  эффективность - главное условие  выживания фирмы. Эффективный М., обеспечивающий успех фирме, требует ориентации на человека: в части внешней среды - на потребителя, в части внутренней среды - на персонал. 

Так сформировалась современная наука, применение принципов  которой на практике приносят повышение  эффективности производства.

  Символический ключ  М. “цели человек-эффективность”.

  Золотое правило М.: “эффективный М., обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал” 
 
 
 
 
 
 

8.Отличительные  черты современного М. 

1. Системный подход  к управлению - состоит в следующем - предусматривает принятие решений на основе учета важнейших обстоятельств и возможных приемов воздействия в их взаимодействии;

2. Ситуационный принцип  управления - утверждает отсутствие рецептов, годных на любой случай. Признает существование принципиальных подходов к управлению. Требует принятия конкретных решений только в связи с конкретной ситуацией;

3. Определяющая роль  организационной  культуры - формы деятельности и нормы поведения, сложившиеся в деловой практике и сознании работников. Она опирается на систему ценностей, принятых в организации. Играет ведущую роль в развитии и судьбе организации по причине ее глубокого влияния на эффективность всех сторон деятельности.

4. Механизация и  автоматизация управленческого  процесса - представляет собой внедрение механических устройств в управленческий труд: компьютеров, современных средств связи, множительных аппаратов и другой оргтехники;

5. Демократизация управления - проявляется в активном участии рядовых работников в управлении производством на основе подачи предложений, участии в работе кружков качества, оказании помощи менеджерам при коллегиальных формах подготовки решений.

6. Интернационализация  М. - означает усиление роли интернационального фактора в управлении организацией по причине растущего межгосударственного разделения и кооперации труда, а также обостряющейся международной конкуренции. 
 

3.Состав  комплекса М. в  организации 

Комплекс  М. состоит из след. компонентов: стратегический М., управление персоналом (или персональный или кадровый М.), управление технологическими процессами и операциями, управление финансами (финансовый М.), управление материально-техническим снабжением, управление сбытом продукции, управление недвижимостью, инновационный М.(управление развитием), управление качеством продукции или услуг. 

Стратегич.М. - постановка и достижение главных стратегических задач, включает: выбор миссии, ситуационный анализ, стратегический маркетинг, стратегическое планирование деятельности, создание и коррекцию организационных структур, управление реализацией стратегии. 

Управление  персоналом (или персональный или кадровый М.) - все цели организации достигаются через людей - важнейшая составляющая М. 

Управление  технологическими процессами - осуществляется людьми с помощью машин, механизмов, аппаратуры и приспособлений, в том числе компьютеров и других специальных устройств. 

Управление  финансами (финансовый М.) - через распределение финансов и их динамики регулируется производственно-хозяйственная деятельность предприятия для обеспечения эффективности. 

Управлениематериально-тех.снабжением - обеспечиваются поставки сырья, материалов, оборудования, инструментов и других необходимых изделий. 

Управление  сбытом - осущ-ся на основе маркетинговой деятельности, включающей мониторинг внешней среды. 

Управление  недвижимостью - имеется в виду эксплуатация, купля, продажа, обмен, аренда и другие действия с недвижимостью. 

Инновационный М. - управление развитием - необходим для сохранения и повышения эффективности организации в меняющихся условиях. Планируются, организуются, мотивируются и контролируются нововведения. 

Управление  качеством - является обязательным для поддержания конкурентоспособности фирмы в условиях рыночной конкуренции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Стиль управления (руководства)  и его влияние  на эффективность  организации 

Когда руководитель решат вопрос о выборе системы  методов управления, то это называется стилем руководства - форма, манеры, правила, приемы. Стиль управления - выбор системы методов. То, как руководитель сочетает методы в систему, определяет стиль его управления. Методы и стиль связаны между собой, как содержание и форма. Содержание (метод) отчасти влияет на форму (стиль), а форма изменяет результаты метода. Плохим стилем руководства можно загубить самый замечательный метод.

Стиль руководства - ключевой фактор управления. Во внутрифирменном  управлении эффективность на 80процентов зависит от стиля руководства.

Типовые индивидуальные стили руководства представляют собой модели, где собраны определенные черты стиля. 
 

Под стилем руководства  понимается совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форму (манеру, характер и т.д.) исполнения этих методов. Конкретных методов управленческого воздействия существует великое множество. В аналитических целях обычно различают три основных типа:

административный (командный);

экономический (договорный);

социально-психологический. 

Методы управления каждого из приведенных типов  имеют свою область применения, свои достоинства и недостатки, которые могут проявляться в зависимости от конкретной ситуации в рабочей группе. Искусство руководства в том и состоит, чтобы в данное время, в данном месте и для данной группы работников подобрать такой комплекс управленческих воздействий (из трех типов), который обеспечит максимальную эффективность работы группы. При этом на объективную необходимость выбора методов управления того или иного типа накладывается субъективная предрасположенность руководителя к "любимым" навыкам делового общения. Все это вместе и образует в каждом случае своеобразный характер делового общения с подчиненными, который и называют стилем руководства. 

Люди, занимающие в  нашей стране начальственные должности, вырабатывают свой собственный стиль руководства по большей части интуитивно, методом "проб и ошибок", годами накапливая положительный опыт. А что же наука? 
 

Типология Курта Левина. Самой популярной остается до сих пор типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы эмигрировавшим в США немецким психологом Куртом Левиным (1890—1947). Долгожительство этой, ставшей классической, типологии объясняется, скорее всего, ее предельной простотой и наглядностью. В ней выделены три ведущих стиля руководства:

авторитарный;

демократический;

нейтральный (или  анархический). 

Эти стили являются теоретическими конструкциями, нет  руководителя, который в полной мере соответствует тому или иному  стилю. Характерные черты стилей следующие. 1.Авторитарный: преимущественное использование командных методов управления, ориентация на задачу или на себя, централизация полномочий, подавление инициативы, жесткий контроль, высокое мнение о себе, навязывание своей воли, минимальное информирование, малая гласность, предпочтение наказаниям, устранение неугодных, нетерпимость к критике, грубость, нетактичность, невыдержанность. 

2.Демократический: упор на социально-психологические и экономические моменты управления, ориентация на человека, делегирование полномочий, коллегиальность в решениях, поощрение инициативы,, адекватность самооценки, высокая нравственность, широкая гласность, полное информирование, предпочтение поощрениям, забота, помощь подчиненным, терпимость к критике, доброжелательность, вежливость. 

3.Пассивный - характерные черты - бессистемность в методах, ориентировка на себе, не использование полномочий, самотек в организации дел, бесконтрольность подчиненных, уход от принятия решения, использование коллегиальности для уклонения от ответственности, бессистемность стимулирования, безразличие к критике, отсутствие заботы о персонале. Достоинства и недостатки методов. Авторитарный. Дост.- обеспечивает четкость и оперативность выполнения. Недост.- подавляет инициативу, не создает эффективных стимулов к труду, вызывает недовольство персонала. Демократический. Дост.- создает условия для творческой инициативной работы, мобилизует резервы. Недост.- активность и инициативность работников не всегда ведут к достижению целей организации. Пассивный. Дост.- абсолютная свобода исполнителей. Недостаток - тот же, потому что она почти всегда вредна. 

Практическаяя работа менеджера по формированию стиля руководства

Типовые инд. стили  руководства - модели, где собраны  определенные черты стиля. Классификация стилей руководства и их анализ позволили разработать рекомендации, с помощью которых руководитель может грамотно выбирать свой индивидуальный стиль в управлении. Пакет рекомендаций по формированию стиля руководства состоит из сочетаний авторитарных и демократических качеств. Пассивный был исключен сразу. В результате была получена ситуационная модель выбора и коррекции стиля руководства, где ситуационные факторы ранжированы по значимости и связаны с коррекцией стиля. Используя эту модель, менеджер получает возможность действовать целенаправленно.

Рассмотрим  теперь, как меняется ситуационный фактор при авторитарном и демократическом  стиле руководства.

1.Дисциплина, исполнительность, ответственность (правосознание) при авторитарном стиле - низкие, в демократическом - высокие.

2.Психологический климат в коллективе, т.е. уровень конфликтности при авторитарном стиле - плохой (высокий), при демократическом - благоприятный (низкий).

3.Квалификация, образовательный и культурный уровень исполнителей при авторитарном стиле - низкие, в демократическом - высокие.

Информация о работе Редактирование документов