Сельская библиотека: современные функции и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: анализ реализации сельской библиотекой своих функций и задач на примере с.Гришино Заринского района Алтайского края.
Для достижения данной цели требуется решение ряда задач:
Изучить функции и задачи сельской библиотеки на современном этапе;
Проанализировать реализацию сельской библиотекой своих функций и задач на примере сельской библиотеки с.Гришино Заринского района Алтайского края.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Современная библиотека: функции и задачи . . . 6
Значение библиотеки в современном мире . . . 5
Функции и задачи современной сельской библиотек и. . 15
Глава 2. Реализация сельской библиотекой своих функций и задач на
примере с.Гришино Заринского района Алтайского края . 21
2.1. Характеристика особенностей сельской библиотеки . . 21
2.2. Реализация функций и задач сельской библиотекой . . 26
Заключение . . . . . . . . . 36
Список литературы . . . . . . . . 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Наташи.docx

— 70.84 Кб (Скачать файл)

 По результатам анкеты  были оформлены тематические  полки, а затем постоянно действующая  выставка «Мир и мы в нем», состоящая из разделов: «Куда пойти учиться», «В мире профессий», где литература менялась в зависимости от профессии, которая представлялась: «Учитель- звучит гордо», «Механизатор- главная профессия на селе», «Техника вокруг нас» и другие.

 Эта выставка являлась  составной частью авторской программы «Человек в мире профессий» [17, с.3].

 В ходе работы по  программе выставка дополнялась  подборками книг из единого  фонда ЦБС, информационными листками, выпущенными методическим отделом  и отделом обслуживания центральной  районной библиотеки в серии  «Твои дороги, выпускник». В фонд  библиотеки приобретено справочное  пособие «Куда пойти учиться».

По разделам выставки систематически проводились обзоры литературы: «Тем, кто любит мастерить», «Шьем», «Готовим очень вкусно»; беседы «Эти не мужские — мужские профессии», «Тем, кто выберет профессию военного» и другие.

 В помощь выбору  профессии в библиотеке оформлена  картотека «О профессиях, производстве  и людях труда» с разделами  «Куда пойти учиться», «В мире профессий», «Дела творческие»: о людях и их профессиях. В работе с картотекой учитывались интересы пользователей, потребности хозяйства в кадрах, а так же подбиралась информация о востребованных в настоящее время профессиях. Оформлен также рекомендательный список литературы «Куда пойти учиться».

Библиотека на селе — это единственный информационный центр для учеников, учителей, работников хозяйств, пенсионеров и представителей местной власти.

 В функции сельской  библиотеки входит создание фонда  документов органов местного  самоуправления и организации  свободного доступа к ним.

Не во всех селах и поселках района существует договор о передаче всех опубликованных и «неопубликованных», утвержденных главами местных администраций документов. Это представляет одну из проблем предоставления полной информации по вопросам местного самоуправления.

Свободный доступ к нормативным документам повышает информированность читателей, способствует установлению контактов между жителями сел и их властью.

Налажено сотрудничество библиотеки с отделом по социальной защите населения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, с государственной инспекцией безопасности дорожного движения. Помимо индивидуальной работы с детьми «группы риска», библиотекарь проводит профилактические беседы правонарушений с детьми и родителями по серии информационных листков, выпускаемых методистом по работе с детьми и инспектором по пропаганде.

 В рамках правового  воспитания детей в библиотеке  организован клуб «Юные знатоки  права», на занятиях которого дети изучают свои права и ответственность за какие — либо действия.

Таким образом, по второй главе можно сделать следующие выводы.

Основными задачами сельских библиотек на современном этапе становятся обеспечение доступа ко всем видам муниципальной информации: предоставление информации предприятиям, объединениям, представителям хозяйств; помощь пользователям во владении грамотностью; содействие систематическому образованию и самообразованию сельчан, прежде всего, подрастающему поколению.

Поселковая библиотека работает в тесном взаимодействии другими учреждениями, такими как центральная районная библиотека, администрации района и села, центр занятости, органы социальной защиты и т.д.

В 2009 году поселковая библиотека начала работать по программе взаимодействия с сельскими учреждениями. Программа была разработана центральной Заринского библиотекой и направлена на сотрудничество сельских и поселковых библиотек района с комитетом по социальной защите населения, женсоветом села, отделом по социальной защите населения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, государственной инспекцией безопасности дорожного движения, учреждениями образования, фельдшерско - акушерскими пунктами и центром занятости Заринского района.

 При составлении плана  на год, библиотекари включали  пункты программы в свой план  работы, в течение года анализировали  успешные и потерпевшие неудачу  мероприятия, трудности и достижения  в работе с партнерами, вносили  коррективы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, по курсовой работе можно сделать следующие выводы.

Библиотека современной модели ведет разработку эффективных стратегий и методов поиска, структурирования и предоставления знания.

Социальными функциями современной библиотеки являются мемориальная, коммуникационная, информационная, образовательная, социализирующая и культурная.

Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формулируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранение ее источников, а библиотекаря все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом, навигатором в океане информации, количественно удваивающейся каждые пять лет.

Будучи не только организатором знания, но и его творцом, современная библиотека участвует в формировании основного ресурса нового общества знаний, а значит, становится строителем этого нового общества.

Библиотечная услуга (в материальной и нематериальной ее формах) может рассматриваться как товар, имеющий стоимость, и одновременно как посредник обмена социальным опытом между читателями и библиотечными специалистами, причем второй аспект превалирует над первым в силу социальной направленности библиотечной деятельности. Именно социальная направленность формирует критерии качества и эффективности библиотечных услуг, обслуживания, а также определяет особенности распределительных отношений в сфере библиотечных услуг - они проявляются в платности, льготности и бесплатности их потребления.

Библиотеки могут и должны стать ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства страны, установлении прямых информационных связей российских регионов с зарубежными странами, интеграции российских информационных ресурсов в международные информационные сети и банки данных. Решению этой задачи должно способствовать формирование современной, научно-обоснованной, с выраженным модернизационным характером государственной библиотечной политики.

Проблемы библиотек и библиотечного обслуживания – это проблема информированности населения, доступности ему новых идей и знаний, особенно необходимых сегодня для того, чтобы адаптироваться к новым социальным условиям, заново найти себя и своё место в жизни, быть конкурентоспособным.

Характерной особенностью современной библиотечной системы является постоянно увеличивающийся разрыв между информационно бедными и информационно богатыми библиотеками. Существует прямая зависимость между количеством обслуживаемого библиотекой населения и общим уровнем социально-экономического, культурного и духовного развития региона и ее ресурсными возможностями. Чем больше ресурсный (информационный) потенциал библиотеки, тем она востребованнее, тем выше культурный, образовательный, интеллектуальный уровень населения.

Основными задачами сельских библиотек на современном этапе становятся обеспечение доступа ко всем видам муниципальной информации: предоставление информации предприятиям, объединениям, представителям хозяйств; помощь пользователям во владении грамотностью; содействие систематическому образованию и самообразованию сельчан, прежде всего, подрастающему поколению. Поселковая библиотека работает в тесном взаимодействии другими учреждениями, такими как центральная районная библиотека, администрации района и села, центр занятости, органы социальной защиты и т.д.

В 2009 году поселковая библиотека начала работать по программе взаимодействия с сельскими учреждениями. Программа была разработана  центральной библиотекой и направлена на сотрудничество сельских и поселковых библиотек района с комитетом по социальной защите населения, женсоветом села, отделом по социальной защите населения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, государственной инспекцией безопасности дорожного движения, учреждениями образования, фельдшерско — акушерскими пунктами и центром занятости Заринского района. При составлении плана на год, библиотекари включали пункты программы в свой план работы, в течение года анализировали успешные и потерпевшие неудачу мероприятия, трудности и достижения в работе с партнерами, вносили коррективы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Бернард, Л. Россия остается читающей страной /Л. Бернард//Университетская книга.-2009. - №9. - С.48-51.
  2. Басов, С.А. Методологическое значение цели в исследовании библиотечной деятельности // Вопросы управления библиотечными системами. - Л., 1986. - С.46-64.
  3. Барсукова, Н. Сельские библиотеки сегодня и завтра / Н. Барсукова // Сельская библиотека и ее роль в сохранении и развитии культурно — исторического наследия Кузбасса: материалы науч.-практ. конф. к 100-летию Мариинской публ.биб-ки / Департамент культуры администрации Кемеровской области ; КОНБ. — Кемерово, 2005. — С. 59-60.
  4. Библиотеки и органы местного самоуправления: пути сотрудничества: материалы краев. науч.-практ. конф. / АКУНБ им. В.Я. Шишкова; ред. Л. И. Лукьянова. — Барнаул, 2003. — 100 с.
  5. Библиотеки. Население. Местная власть. Информационное сотрудничество продолжается: сборник документов и материалов / ред. И. Б. Михнова. — М., 2003. — 192 с.
  6. Библиотековедение: общ. курс: учебное пособие для библ. фак. ин-тов культуры. – М.: Книжная палата, 1998. – 765 с.
  7. Библиотечное дело: терминологический словарь / РГБ. — 3-е изд. — М., 1997. — 168 с.
  8. Бутновская, М. Библиотека — муниципальный общедоступный центр / М. Бутковская, И. Шелудько // Библиотека. — 1998. — С. 26-27.
  9. Гусева, И. Развиваться вместе с обществом / И. Гусева // Библиотека. — 2002. — С. 26-27.
  10. Дворкина, М.Я. Модель технологии библиотечного обслуживания // Сов. библиотековедение. - 1988. - N 5. - C. 56 - 62.
  11. Дворкина, М.Я. Что представляет собой библиотечная услуга // Там же. - 1990. - N 1. - C.20-26.
  12. Дедюля, С. Что имеем сохраним / С. Дедюля // Библиотека. — 2001. — № 4. - С. 10-18.
  13. Дрешер, Ю. Корпоративное управление и корпоративная культура в библиотечно-информационной сфере / Ю. Дрешер, Т. Атланова // Научно-технические библиотеки. — 2004. — № 9. — С. 14-18.
  14. Единое информационно — культурное пространство библиотек России: материалы конференции РБА / РГБ. — СПб, 2002. — 76 с.
  15. Ермолаева, М. Муниципальная библиотека и местное самоуправление / М. Ермолаева, Е. Фокеева. — М., 2002. — С. 21-34.
  16. Жадько Н.В. Статус и функции библиотековедения //Науч. и техн. б-ки. – 2004. – № 3. – С.3-12.
  17. Жильцов, Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. - М.: МГУ, 1991. - 191 с.
  18. Карташов, Н. Управление библиотечным делом: организационный механизм / Н. Карташов // Библиотековедение. — 2001. — № 4. — С.17-25.
  19. Кожевникова, Л.А., Павлова, Л.П., Соколова, И.Г. Библиотечная услуга и ее экономическая оценка: Препринт 93-2 / ГПНТБ СО РАН. - Новосибирск, 1994. - 20 с. - Библиогр.: с.19-20.
  20. Лазебик, Л. Библиотека как фактор социальной защиты населения / Л. Лазебик // С теплом и лаской к человеку: материалы областной науч.-практ. конф. — Волгоград, 2002. — С. 15-20.
  21. Манилова, Т. Муниципальные библиотек и местное самоуправление: некоторые результаты федеральной библиотечной политики / Т. Манилова // Научно-технические библиотеки. — 2000. — № 5. — С. 27-33.
  22. Матлина, С. Современная сельская библиотека: формула жизни / С. Матлина // Аргументы и факты. — Новая библиотека. — 2004. — № 4 (апр.). — С.8-9.
  23. Мелентьева, Ю. Библиотека и юношество: поиск взаимопонимания / Ю. Мелентьева / / Библиотека. — 1999. — № 7. — С. 16-20.
  24. Мелентьева, Ю. Сельские библиотеки: Проблемы развития и перспективы: науч.-метод. пособ. — М.: Леберея, 2003. — 89 с.
  25. Муниципальная библиотека: место и роль в становлении местного самоуправления: метод. рекомендации / ЛОНБ. — Благовещенск, 1988. — 16 с.
  26. На пороге взрослой жизни: метод. материалы в помощь профориентационной работе / ОДЮБ; науч.-метод. отдел. — Мурманск, 2003. — 25 с.
  27. Неформальные объединения в библиотеках // Библиотека. — 1999. — № 10. - С. 9-12.
  28. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. – М.: Либерия – Бибинформ, 2007. – Ч.1.: Теоретические основы ББК
  29. О библиотечном деле: Федеральный закон от 29 дек. 1994 года № 78-ФЗ (с изм. и доп. от 22 авг. 2004 года): [Электронный ресурс] // Гарант
  30. Окно в мир профессии: сборник метод. материалов. — Киров, 2002. — 30 с.
  31. Положение о библиотеке — муниципальном общедоступном информационном центре // Библиотека. — 1998. — № 9. — С. 60-64.
  32. Полянов В.П. О месте библиотековедения среди родственных наук //Библиотековедение. –2008. – № 1. – С.64-71.
  33. Протопопов, Е. Главное — грамотно организовать и использовать накопленную информацию / Е. Протопопов // Библиотека. — 1999. — № 2. — С. 9-14.
  34. Публичная библиотека в условиях местного самоуправления: пособие / сост. Е. Борисова. — СПб., 2000. — 112 с.
  35. Публичная библиотека — центр информации для населения, образования и бизнеса: материалы рос.- герм. Семинара. — М., 1999. -48 с.
  36. Пути активизации влияния на пользователей / сост. Г. Олзоева // Новая библиотека. — 2005. — С. 16-20.
  37. Роль библиотек в становлении местного самоуправления: материалы науч.-практ. конф. — Южно- Сахалинск, 2000. — 26 с.
  38. Сельская библиотека на путях выхода из кризиса: сборник тезисов докладов к межрегион. науч.-практ. конф. / РНБ; сост. Л. Михеева, Н. Семенова. — СПб, 2002. — 112 с.
  39. Сельские библиотеки Алтая: из опыта работы. Вып. 3 / АКУНБ им. В.Я. Шишкова; сост. Л. Медведьева. — Барнаул, 2003. — 69 с.
  40. Сельские библиотеки Алтая: проблемы сохранения и развития. Вып. 7 / АКУНБ им. В.Я. Шишкова; сост. Л. Медведьева. — Барнаул, 2004. — 76 с.
  41. Сельские библиотеки Алтая: Современные тенденции развития. Вып.5-6 / АКУНБ им. В.Я. Шишкова. — Барнаул, 2003. — 57 с.
  42. Сельские библиотеки в новых условиях. Ч.1. — М.: Леберия, 1996. — 85 с.
  43. Скворцов В.В. О методологии современного библиотековедения //Библиотековедение. – 2004. –№ 1. – С.39-42.
  44. Создание публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек: материалы круглого стола. — М., 2000. — 16 с.
  45. Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб.: Профессия, 2009. – 432 с.
  46. Столяров, Ю.Н. Библиотека: структурно-функциональный подход. - М.: Книга, 1991. - 191 с.
  47. Технология социальной работы: учебник / МГУ социальные работы; соц.-технолог. ун-т. — М. : ИНФРА, 2005. — 398 с.
  48. Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек.: Практ. пособие. – М.: Либерия, 2010. – 546 с.
  49. Турьянский, А. Сельский житель должен иметь доступ к информации / А. Турьянский // Библиотека. — 2001. — № 9. — С. 12-15.

 


Информация о работе Сельская библиотека: современные функции и задачи