Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 21:48, курсовая работа
Одним из важнейших направлений деятельности Архивного фонда Российской Федерации (далее АФ РФ) является осуществление государственного учёта архивных документов. Вопросы учета документов АФ РФ имеют огромное значение и определяют актуальность темы, поскольку учёт одновременно является средством обеспечения сохранности документов, их адресного поиска, а также создаёт возможность для разработки и использования информационных справочников, этим и обусловлен выбор темы курсовой работы «Учет документов в Архивном фонде Российской Федерации».
Введение.
1. Нормативно-методические и правовые основы учета документов в Архивном фонде РФ.
1.1. Теоретические основы учёта документов АФ РФ.
1.2. Правовая и нормативно-методическая база, регламентирующая учет документов в АФ РФ.
2. Система учета архивных документов
2.1. Состав учётных документов.
2.2. Учёт поступления и выбытия архивных документов.
2.3. Централизованный государственный учет документов АФ РФ.
Проблемы учета документов на современном этапе.
Заключение
Центр информационных технологий Росархива осуществляет не только создание базы данных «Государственный реестр уникальных документов АФ РФ», но и исполнение запросов от физических и юридических лиц.
Сохранение принятых на хранение документов – важнейшая задача архивистов. Конечно, компьютер не может осуществлять обеспылевание и дезинфекцию документов, но роль информационных технологий и в этом направлении работы архивов непрерывно увеличивается.
Информационные технологии в области обеспечения сохранности документов применяются:
- для учета наличия
и состояния документов в
- для создания фонда
пользования и страхового
- для электронной регистрации документов.
При обеспечении сохранности документов очень важно своевременно принять меры по картонированию, реставрации, консервации, дезинфекции, поиску отсутствующих дел. Для этого нужна точная и оперативная информация о состоянии и физико-химической сохранности документов по всем фондам архива. С целью собирания такой информации в архиве регулярно проводятся проверки наличия и состояния документов.
Однако собрать воедино и проанализировать многочисленные статистические данные о состоянии документов непросто. Для этого создаются специальные базы данных, в которые вводятся сведения дел. Одна из программ – БД «Обеспечение сохранности документов» - была создана ВНИИДАД в середине 1990-х годов. Подобное программное обеспечение позволяет составить сводный отчет о количестве документов с различными дефектами по архиву в целом, по хранилищам и фондам. Данные служат при планировании работы по обеспечению сохранности.
Таким образом, с 1990-х годов начинается активная автоматизация учета документов. Так, как учет документов – требует точности и достоверности, поэтому логично перевести эту работу на плечи электронно-вычислительных машин.
В развитие системы автоматизированного централизованного государственного учета документов, хранящихся в государственных и муниципальных архивах, достигнуты определенные положительные результаты. Создано и функционирует общеотраслевое программное обеспечение – программные комплексы «Архивный фонд» и «Фондовый каталог», данные в едином электронном формате аккумулируются в автоматизированном ЦФК Росархива.
В заключение надо отметить, что учет архивных документов способствует их сохранности, помогает осуществлять контроль за наличием документов и обеспечивать их поиск. Учет, документов, хранящихся в ведомственных архивах, позволяет государственным архивам проводить планомерное комплектование в соответствии с их профилем и является основой планирования работы государственного архива.
Государственный учет документов заключается в определении их количества в установленных единицах учета и отражении этого количества в учетных документах. Учету подлежат все документы, хранящиеся в архиве (обработанные, неописанные, непрофильные для данного архива, копии документов страхового фонда).
Учету документов уделяется огромное внимание и в законодательстве, так как без учета документов невозможно предоставление их сохранности. Даже экономический аспект работы архивной отрасли невозможен без учета. Ведь если не знать, сколько документов в архиве, то нельзя определить, сколько сотрудников нужно для их сохранения и обработки, и какой фонд заработной платы для этого необходим. Точно так же без централизованного учета невозможно рассчитать финансирования архивной отрасли в целом.
Немалая роль принадлежит проверке наличия и состояния документов, она устанавливает фактическое присутствие дел, числящихся по описям, и выявление дел, требующих профилактической обработки и реставрации.
О важности учета свидетельствует и то, что с 1990-х годов начинается активная автоматизация учета документов. Так, как учет документов – требует точности и достоверности, поэтому логично перевести эту работу на плечи электронно-вычислительных машин.
В развитие системы автоматизированного централизованного государственного учета документов, хранящихся в государственных и муниципальных архивах, достигнуты определенные положительные результаты. Создано и функционирует общеотраслевое программное обеспечение – программные комплексы «Архивный фонд» и «Фондовый каталог», данные в едином электронном формате аккумулируются в автоматизированном ЦФК Росархива. Ввод данных осуществляют 12 федеральных архивов, 96 архивных субъектов РФ, 325 муниципальных архивов и 54 субъекта РФ. БД «Фондовый каталог» ведется в 18 субъектах РФ. Темпы ввода информации архивами ежегодно увеличиваются. Сведения о динамике роста объемов БД «Архивный фонд», о динамике внедрения, об объемах данных по архивам, об объемах данных по отрасли, о ведении ПК «Архивный фонд» приведены в справке о развитии системы автоматизированного централизованного государственного учета документов, хранящихся в государственных и муниципальных архивах. Общий объем накопленных данных составляет 229,2 тысяч описаний фондов.21 Значительный объем введенных сведений делает актуальным вопрос об организации использования автоматизированного ЦФК Росархива. Отделом организации НИР и внедрения автоматизированных архивных технологий ведется постоянная работа по приему и учету присылаемых данных, их проверке и корректированию, по восстановлению запорченных в архивах массивов, по совершенствованию программного обеспечения. Процесс развития системы автоматизированного государственного учета документов АФ РФ, хранящийся в государственных и муниципальных архивах. На мой взгляд, развитие системы автоматизированного централизованного государственного учета документов, хранящихся в государственных и муниципальных архивах, имеются недостатки. Не все архивы, ведущие БД «Архивный фонд», регулярно и в срок присылают массивы данных. При передаче массивов введенных данных нередко встречаются элементарные ошибки из-за низкой квалификации сотрудников и небрежности при подготовке данных к передаче. Как правило, не полностью соблюдаются требования Временного порядка ведения автоматизированного государственного учета об обязательном заполнении определенного набора показателей в БД «Архивный фонд», Работа по ведению БД «Архивный фонд» не находит адекватного отражения в планово-отчетной документации архивных учреждений. Архивные учреждения, за редким исключением, не соблюдают требований по представлению в Росархив сведений по имеющейся компьютерной технике, что затрудняет контроль и анализ развития системы автоматизированного государственного учета. Основным фактором, тормозящим развитие системы автоматизированного централизованного государственного учета, является недостаточная обеспеченность архивных учреждений компьютерной техникой.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.10.2004 г. / Российская газета.-2004.-№125.
2. Регламент государственного учета документов архивного фонда РФ. Одобрен коллегией Федеральной архивной службы России. Протокол №17 от 29.05.1996.
3. Регламент государственного
учета документов АФ РФ от 8 июля 1997 года. Режим доступа: www.garant.ru. /reglament/afrf/index.php?a=
4. Регламент государственного реестра уникальных документов АФ РФ. Утвержден приказом Росархива №75 от 09.10.2001 / Отечественные архивы. Протокол №2 от 27.10.2000. П.1.5.
5. Решение коллегии ФАС России
от 27.03.2002 г. О развитии системы автоматизированного
государственного учета документов хранящихся
в государственных и муниципальных архивах. [электронный ресурс]
(сайт «Архивы России».- Режим доступа: http://rusarcives.ru/news/spr_
6. Справка о развитии системы
автоматизированного централизованного
государственного учета документов, хранящихся
в государственных и муниципальных архивах. [электронный ресурс]
(сайт «Архивы России». – Режим доступа:http://rusarcives.ru/
1. Алексеева Е.В. Учет архивных документов – основа обеспечения их сохранности / Афанасьева Л.П., Бурова Е.М., Осичкина Г.А. // Делопроизводство. – 2004.- №3.-С.89-91.
2. Алексеева Е.В. Архивоведческие аспекты в делопроизводстве. Учет документов в архиве организации / Е.В.Алексеева, Л.П. Афанасьева., Е.М. Бурова, Г.А. Осичкина // Секретарское дело.-2001.-№1.-С.56-62.
3. Афанасьева Л.П. Применение автоматизированных технологий в области учета и обеспечения сохранности документов в архиве /Л.П. Афанасьева // Делопроизводство.-2005.- №1.-С.76-85.
4. Банасюкевич В.Д., Устинов
В.А. Актуальные научные проблемы
обеспечения сохранности
5. Дерусова Е.В. О внедрении
автоматизированной архивной
6. Основные направления архивного дела в РФ на 2003 г. // Информационный бюллетень/Федеральная архивная служба России.-2003.-№38-39.-С.51
7. Попова Е.П. Проверка
наличия и состояния
8. Попова Е.П. Что нужно знать для проведения проверки наличия и состояния документов/ Е.П. Попова // Секретарское дело.-2004.-№3.-С.67-72.
1 Алексеева Е.В. Учет архивных документов – основа обеспечения их сохранности / Афанасьева Л.П., Бурова Е.М., Осичкина Г.А. // Делопроизводство. – 2004.- №3.-С.89-91.
2 Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ Об архивном деле в Российской Федерации (с изменениями)
2
4 Алексеева Е.В. Архивоведение.-М.: Академия, 2007.- 270 с.
5 Булюлина Е.В. Актуальные проблемы архивоведения.- Волгоград, 2008.- 92 с.
6 Вовкотруб О.В. Архивоведение.- Пенза,2005.- 118 с.
7 Малышева С.Ю. Основы архивоведения.- Казань: “Хэтер”, 2002. 240 с.
8 Тельчаров А.Д. Архивоведение.- М.: Приор-издат, 2004.-160 с.
9 Чмыхало А. Ю. Архивное дело.-Томск,2004. – 136 с.
12
12
13
14
15 Дерусова Е.В. О внедрении автоматизированной архивной технологии в РГАЭ// Отечественные архивы.-1994.-№2.-С.104-106
.
16 Справка о развитии системы автоматизированного
централизованного государственного
учета документов, хранящихся в государственных
и муниципальных архивах. (сайт «Архивы
России» http://rusarcives.ru/news/spr_
17 Афанасьева Л.П. Применение автоматизированных технологий в области учета и обеспечения сохранности документов в архиве.// Делопроизводство. -2005.- №1.-C.76-85
.
18 Справка о развитии системы автоматизированного
централизованного государственного
учета документов, хранящихся в государственных
и муниципальных архивах. (сайт «Архивы
России» http://rusarcives.ru/news/spr_
19 Основные направления архивного дела в РФ на 2003 г. // Информационный бюллетень Федеральной архивной службы. 2003. № 38-39.С.51
20 Регламент государственного реестра уникальных документов АФ РФ. Утвержден приказом Росархива №75 от 09.10.2001 / Отечественные архивы. Протокол №2 от 27.10.2000. П.1.5.
21 Решение коллегии ФАС России от 27.03.2002
г. О развитии системы автоматизированного
государственного учета документов хранящихся
в государственных и муниципальных архивах. [электронный ресурс] (сайт
«Архивы России». – Режим доступа:http://rusarcives.ru/