Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 20:43, курсовая работа
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).
Введение……………………………………………………………………................3
Глава 1. Социальная сфера……………………………………………………..........5
1.1.Характеристика социальной сферы……………………………………...5
1.2.Основные направления государственной социальной политики и социального обеспечения…………………………………………….............7
1.3.Управление финансами в отраслях социальной сферы……………….11
Глава 2. Основные источники финансирования социальной сферы……………16
2.1.Финансирование соц. сферы из местных бюджетов…………………..16
Заключение…………………………………………………………………………24
Список литературы………………………………………………………….25
- косвенное: налоговые льготы
2.Финансирование учащихся:
- прямое: образовательные ваучеры, гранты, кредиты
- косвенное: налоговые льготы, гарантии кредитов
Различные типы образовательных учреждений находятся в ведении различных бюджетов. Муниципалитеты отвечают за общее образование: детские дошкольные учреждения и школы; региональные бюджеты - за внешкольное образование, а в некоторых субъектах за среднее и начальное профессиональное образование; федеральный бюджет отвечает за высшее образование и 75% учреждений начального и среднего профессионального образования.
В 2008-2010 годах финансирование образования происходит под влиянием изменений в структуре учащихся и с учетом завершения, начиная с 2009 года, приоритетного национального проекта «Образование» (см.таблицу 2).
Распределяемые средства позволяют реализовывать меры по обеспечению государственных гарантий прав граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в федеральных государственных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Рост финансирования в сфере образования в 2007-2010гг.
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2010г. | |
Общий объем, млрд. руб. |
277,9 |
308,9 |
315,5 |
341,1 |
Доля в бюджетных ассигнованиях федерального бюджета, % |
5,1 |
4,7 |
4,2 |
4,,2 |
Прирост к предыдущему году, млрд. руб. |
31,0 |
6,6 |
25,6 | |
Прирост к предыдущему году, % |
11,2 |
2,1 |
8,1 | |
Рост к уровню 2007 года, % |
100,0 |
111,2 |
113,5 |
122,7 |
На развитие образования должны повлиять демографические процессы, в результате которых численность детей в дошкольных учреждениях возрастет в 2010 году на 8,3% по сравнению с2006 годом, а численность учащихся в школе снизилась на 6% (с 14,8 млн.человек в 2006 году до 13,9 млн. человек в 2010 году). За этот период численность студентов в вузах увеличится на 5,1%, а в системе среднего профессионального образования снизится на 1,8%[9,200].
Государственное финансирование образования является важнейшей статьей госбюджетов развитых стран. Приемлемая ориентация российских государственных расходов на образование (с учетом мировых тенденций) -6% ВВП, по сравнению с выделяемыми 3,8% ВВП в 2008 году. Недостаточное государственное финансирование образования приводит к устойчивой тенденции увеличения платности образования в России за счет расходов населения. Основное место в структуре расходов занимают бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование: 77,7% -в2008 году, 77,8- в 2009, 74,9 – в 2010 году ( см.таблицу 3.)[13,185].
2008г. |
2009г. |
2010г. | |
Дошкольное образование |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Общее образование |
1,0 |
1,2 |
4,6 |
Начальное профессиональное образование |
3,9 |
3,9 |
3,4 |
Среднее профессиональное образование |
9,6 |
9,9 |
9,9 |
Переподготовка и повышение квалификации |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
Высшее профессиональное образование |
77,7 |
77,8 |
74,9 |
Молодежная политика и оздоровление детей |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Прикладные научные исследования в области образования |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
Другие вопросы в области образования |
4,9 |
4,2 |
4,2 |
Итого по разделу |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Расходы бюджета на поддержку отраслей культуры, искусства, кинематографии и средств массовой информации.
К полномочиям Российской Федерации в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации относятся:
- содержание федеральных государственных учреждений и проведение мероприятий общественного характера в указанных сферах;
- сохранение, использование,
популяризация и
- охрана и
сохранение особо ценных
Расходы на культуру,
кинематографию и средства массовой
информации на 2008 год и на период
2009 и 2010 годов характеризуются
Структура
расходов бюджетных ассигнований раздела
«Культура, кинематография и средства
массовой информации»,
в % к общему объему расходов[12,187].
2008г. |
2009г. |
2010г | |
Культура |
54,0 |
55,0 |
53,0 |
Кинематография |
4,6 |
5,4 |
5,6 |
Телевидение и радиовещание |
29,3 |
33,0 |
34,7 |
Периодическая печать и издательства |
4,2 |
1,2 |
1,3 |
Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средств массовой информации |
0,4 |
0,7 |
0,7 |
Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации |
7,5 |
4,7 |
4,7 |
Итого по разделу |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Расходы бюджета на здравоохранение и физическую культуру.
В настоящее время модель
Основное место в структуре ассигнований по данному разделу занимают расходы на здравоохранение, в которых, в свою очередь, наибольшая доля приходится на оказание стационарной медицинской помощи(Таблица 5).
Структура бюджетных ассигнований проекта федерального бюджета по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» на 2008-2010 годы, в % к общему объему расходов по разделу[13,165].
2008г. |
2009г. |
2010г. | |
Стационарная медицинская помощь |
62,2 |
64,8 |
70,6 |
Амбулаторная помощь |
5,1 |
5,2 |
4,8 |
Скорая медицинская помощь |
0,2 |
0,2 |
0,1 |
Санаторно-оздоровительная помощь |
7,2 |
7,1 |
6,4 |
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов |
1,1 |
1,1 |
1,0 |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие |
3,3 |
3,3 |
3,6 |
Физическая культура и спорт |
6,2 |
5,6 |
3,2 |
Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта |
1,5 |
1,4 |
1.2 |
Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта |
13,2 |
11,3 |
9,1 |
Итого по разделу |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Удельный вес расходов федерального бюджета по разделу«Здравоохранение и спорт» в общероссийских расходах возрос по сравнению с 2006 годом с 3,49% до 3,77%, по разделу «Здравоохранение» -с 3,07% до 3,28% .На данный момент средств из бюджета катастрофически не хватает. Бюджетное финансирование осуществляется не в полной мере, т.е. уровень средств очень низок, а список заболеваний, по которому происходит бюджетное финансирование, очень мал[5,127].
В частности это происходит из-за того, что не все юридические и физические лица вовремя и не в полном объёме платят налоги государству.
Для изменения ситуации следует либо выделять больше денег, либо уменьшать число медицинских учреждений и объёмы помощи, финансируемые таким образом. Увеличение бюджетного финансирования возможно лишь за счёт усиления бремени налогов, что на данном этапе идёт вразрез с налоговой политикой правительства. Более того, восполнение потребностей учреждений здравоохранения в рамках данной модели носит не рыночный характер, и, следовательно, финансирование также должно ограничиваться уникальными областями медицины, где нет и не может быть рынка. Прежде всего, это финансирование научных разработок.
Следует отметить, что Правительству Российской Федерации пока не удалось в полной мере решить задачу по завершению формирования системы финансирования стационарных медицинских учреждений, основанной на стандартизации медицинской помощи с ориентацией на конечный результат. Эта система предусматривает поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование, при котором действующая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения должна быть преобразована в систему финансирования, основанную на страховом принципе.
Заключение
В ходе выполнения работы было выяснено, что в настоящее время регионы РФ находятся в неравном положении в области развития социальной сферы.
Наличие широкого круга дискуссионных вопросов реформирования отраслей социальной сферы, диспропорции развития социальной сферы в регионах РФ предполагают необходимость продолжения, углубления и детализации исследований в этом направлении.
Важнейшей задачей федерального правительства, органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в области социальной политики является практическая реализация конституционных прав граждан страны на обеспечение доступности и бесплатности базовых социальных услуг: образования, культуры и здравоохранения, перераспределения социальных расходов в пользу наиболее уязвимых групп населения - инвалидов, детей, престарелых. Задача социальной политики во всех странах с переходной экономикой - должным образом уравновесить стимулирование экономического роста и обеспечение социальной защищенности. Чтобы обеспечить финансовую устойчивость системы социальной защиты, необходимо укрепить аппарат сбора налогов, осуществить наращивание институциональных и административных возможностей, и в то же время привлечь к работе негосударственные организации.
Расходы по разделу «Социальная политика» на первый взгляд представляются одними из самых высоких по темпам роста ,но этот рост определяют расходы, которые предназначены исключительно для повышения пенсий и улучшения социального обслуживания военных и приравненных к ним категорий работников, которые по справедливости следует отнести к расходам на оборону и безопасность.
Государственное финансирование образования является важнейшей статьей госбюджетов развитых стран. Приемлемая ориентация российских государственных расходов на образование (с учетом мировых тенденций) -6% ВВП, по сравнению с выделяемыми 3,8% ВВП в 2008 году. Недостаточное государственное финансирование образования приводит к устойчивой тенденции увеличения платности образования в России за счет расходов населения. Основное место в структуре расходов занимают бюджетные ассигнования на высшее профессиональное образование: 77,7% -в2008 году, 77,8- в 2009, 74,9 – в 2010 году.
Расходы на культуру,
кинематографию и средства массовой
информации на 2008 год и на период
2009 и 2010 годов характеризуются
Удельный вес расходов федерального бюджета по разделу«Здравоохранение и спорт» в общероссийских расходах возрос по сравнению с 2006 годом с 3,49% до 3,77%, по разделу «Здравоохранение» -с 3,07% до 3,28% .На данный момент средств из бюджета катастрофически не хватает. Бюджетное финансирование осуществляется не в полной мере, т.е. уровень средств очень низок, а список заболеваний, по которому происходит бюджетное финансирование, очень мал. В частности это происходит из-за того, что не все юридические и физические лица вовремя и не в полном объёме платят налоги государству.
Таким образом,
нужно сделать вывод, что социальная
сфера очень уязвима в
Список литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - 2-е изд., доп. – М.:Издательство НОРМА, 2008.
2.Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 82-ФЗ "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2004 году" // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 31 ст. 3218.
3.Постановление Минтруда РФ и Госкомстата РФ от 28 апреля 2000 г. N 36/34 "Об утверждении Методики исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации"// Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации, 2000 г., N 10.
4.Постановление
Правительства РФ "О федеральных
стандартах перехода на новую
систему оплаты жилья и