Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:55, курсовая работа
документов, проблематика которой рассматривается в данной курсовой работе. Экспертиза ценности документов является важнейшей задачей работника сферы делопроизводства и архивиста. Ведь итогом экспертизы ценности документов является полноценное комплектование ведомственных и государственных архивов документами. Именно в процессе экспертизы происходит формирование архивного фонда организации
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
ЦЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ 7
1.1 Федеральные законы и государственные стандарты 7
1.2 Типовые перечни документов, образующихся в
деятельности организаций, с указанием сроков хранения 9
Глава 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРТИЗЫ
ЦЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ 11
2.1 Понятие экспертизы ценности документов 11
2.2 Задачи и критерии экспертизы ценности документов. 14
2.3 Понятие «Особо ценный документ».
Выявление и отбор ОЦД 19
Глава 3 ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ЦЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ 23
3.1 Система экспертных органов 23
3.2 Этапы и порядок проведения экспертизы ценности
документов 26
3.3 Формирование архива коммерческой организации 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
Коммерческие
организации могут также
Типовые перечни не могут полно охватить всю документацию различных отраслей. Поэтому на базе типовых перечней разрабатываются министерствами и ведомствами перечни, охватывающие документацию учреждений их системы. Ведомственные перечни дают наиболее полное и систематическое перечисление документации, образующейся в деятельности ведомственной системы. Поэтому, если ведомственный перечень есть, им следует воспользоваться в первую очередь при проведении экспертизы. Примерами таких перечней могут служить: «Перечень документов, образующихся в деятельности Министерства финансов РФ, организаций, находящихся в его ведении, а также финансовых органов субъектов Российской Федерации, с указанием сроков хранения» (2003 г.), «Перечень документов, образующихся в деятельности Центрального банка РФ с указанием сроков хранения» (2005 г.), и т.д16.
Следует также учитывать, что в последние годы свои перечни активно разрабатывают архивные учреждения субъектов федерации.
Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРТИЗЫ ЦЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ.
Экспертиза ценности документов – это изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации.
Экспертизе
ценности документов подлежат все документы
на носителях любого вида, находящиеся
в федеральной собственности, собственности
субъекта Российской Федерации или
муниципальной собственности. До проведения
в установленном порядке
1
этап. Первоначально экспертиза
ценности документов
2 этап. При завершении дел в делопроизводстве (обычно – I квартал следующего года) документы, образовавшиеся в течение прошлого года, делятся на группы в соответствии со сроками их хранения.
3
этап. На основном этапе экспертизы
ценности проводится полистный
просмотр документов перед
Проводит
эту работу делопроизводитель учреждения
и это очень важный момент, так
как делопроизводитель –
Первая задача — отбор наиболее ценных документов из ведомственных в государственные архивы на государственное (постоянное) хранение и определение профильности документов тому или иному государственному архиву.
Вторая задача — определение сроков хранения документов, информация в которых может быть использована в течение какого-то периода времени. В зависимости от установленных сроков хранения такие документы могут быть разделены на две группы:
- для долговременного хранения (например, документы по личному составу со сроками хранения 75 лет);
- для временного хранения.
Третья задача — обеспечение полноты состава архивного фонда путем восполнения утраченных документов, что можно сделать за счет идентичных документов из фондов однородных учреждений, а также выше- или нижестоящих учреждений.
Четвертая задача — отбор на хранение наиболее информативно емких документов21.
Критерии экспертизы ценности – это система научно обоснованных признаков, на основе которых определяется ценность документов. В процессе экспертизы ценности документов применяются все критерии в совокупности. В этом заключается одно из проявлений всесторонности и комплексности оценки документов.
К
критериям происхождения
-
роль и место организации или
лица в системе
-
значимость выполняемых ими
- время и место образования документов.22
Критерий
происхождения позволяет
Организации,
документы которых имеют
Организации местного значения – это большое количество организаций, однородных по функциям и целевому назначению. Документы этой группы имеют практическое и определенное научное значение, но принимаются в государственные архивы, как правило, выборочно, так как деятельность таких учреждений отражается в документах вышестоящих организаций. Важные документы организаций этой группы, которые не поступают в вышестоящие организации, должны быть выявлены и присоединены к документам вышестоящей организации.
Организации вспомогательного и обслуживающего характера. Документы этой группы организаций имеют значение только для практической работы23.
К критериям содержания относятся:
-
значимость отраженных в
- значение информации, содержащейся в документе;
-
повторение и поглощаемость
- вид документа;
- подлинность документа.
Наиболее полно основную деятельность организации отражают следующие виды документов:
-
Организационно-учредительные
-
Справочно-информационные
Такой
критерий, как повторение и поглощаемость
информации, применяется в основном
при экспертизе текущей, плановой и
отчетной документации. Например, содержание
месячных отчетов поглощается
К критериям внешних особенностей относятся:
- форма фиксирования и передачи содержания;
-
удостоверение и оформление
-
физическое состояние
Кроме
общих критериев экспертизы ценности,
для каждой группы документов существуют
и собственные критерии их оценки:
значение информации для развития науки
и техники, приоритетность авторства,
экономическая эффективность
Документы
по личному составу занимают особое
место в документации каждой организации,
обладая своей собственной
Учитывая определенную специфику документов по личному составу, их видовое наполнение, особенности ведения кадрового делопроизводства, а также направления и цели, в которых такие документы могут использоваться отечественными архивистами на основе общих критериев экспертизы ценности документов, еще в середине 1970-х гг. были выработаны критерии экспертизы ценности документов по личному составу:
- характер личных заслуг;
- служебное положение лица (его служебная номенклатура);
- полнота информации о лице в составе документов личного дела.26
Согласно новому Перечню типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, значительная часть документов по личному составу, и в первую очередь личные дела, имеют срок хранения 75 л ЭПК. Отметка «ЭПК» означает, что указанная документация в организациях государственного типа может иметь если не указанный срок 75 лет, то «срок постоянно», что решается после изучения документов и по согласованию с экспертно-проверочной комиссией государственного и муниципального архива27.
В организациях негосударственного типа данная отметка верна лишь в том случае, если организация заключила договор с архивным учреждением на передачу документов. Если негосударственная организация «не контактирует» с архивным учреждением, то вопрос о сроках хранения таких документов по личному составу (срок хранения которых по перечню указан с отметкой ЭПК) решается экспертной комиссией (ЭК) самой организации28.
Будущее место и роль документа в информационной среде после его использования в делопроизводстве вполне определены: временное или постоянное хранение. Именно на стадии архивного хранения происходит отнесение документа к категории особо ценного или уникального.
В конце 30-х годов ХХ века в отечественной практике архивного дела была впервые поставлена проблема выявления и учета особо ценных документов. Основная цель выявления подобных документов была продиктована обеспечением их сохранности, особенно в чрезвычайных ситуациях, и одним из методов являлось создание страхового фонда копий этих документов.
В 1958 г. в СССР была издана Инструкция «Об организации выявления, учета уникальных и особо ценных документальных материалов и передачи их на специальное хранение». В ней впервые были перечислены критерии отнесения документов к категории ОЦД («особо ценный документ»):
- время создания (возникновения) документа;
- важность освещенных в нем вопросов;
-
значимость и полнота сведений2
В качестве дополнительных факторов упоминались: автобиографичность, художественное оформление.
В дальнейшем на первый план была выдвинута проблема обеспечения сохранности ОЦД при длительном хранении и использовании. В 1960-е годы было разработано множество методических рекомендаций по работе с ОЦД как общих, так и – с учетом специфики хранящейся документации – по отдельным государственным архивам. С начала 80-х годов ХХ века в исследованиях начинают рассматриваться проблемы «уникальных документов» и «документальных памятников». Вначале эти понятия были тесно переплетены с понятием особой ценности документов. В Положении о создании и организации страхового фонда копий особо ценных документов государственных архивов 1980 г. было зафиксировано, что страховой фонд «создается в целях сохранения ценной документальной информации на случай утраты или повреждения оригиналов документов»30.
Информация о работе Экспертиза ценности документов в офисной работе