Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:55, курсовая работа
документов, проблематика которой рассматривается в данной курсовой работе. Экспертиза ценности документов является важнейшей задачей работника сферы делопроизводства и архивиста. Ведь итогом экспертизы ценности документов является полноценное комплектование ведомственных и государственных архивов документами. Именно в процессе экспертизы происходит формирование архивного фонда организации
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
ЦЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ 7
1.1 Федеральные законы и государственные стандарты 7
1.2 Типовые перечни документов, образующихся в
деятельности организаций, с указанием сроков хранения 9
Глава 2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРТИЗЫ
ЦЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ 11
2.1 Понятие экспертизы ценности документов 11
2.2 Задачи и критерии экспертизы ценности документов. 14
2.3 Понятие «Особо ценный документ».
Выявление и отбор ОЦД 19
Глава 3 ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ЦЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ 23
3.1 Система экспертных органов 23
3.2 Этапы и порядок проведения экспертизы ценности
документов 26
3.3 Формирование архива коммерческой организации 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
Тогда же было дано определение ОЦД – «документы, содержащие информацию о важнейших событиях, фактах, явлениях жизни общества, имеющие непреходящие значение для государственного управления, народного хозяйства, обороны, международных отношений, научных исследований и невосполнимые при утрате, а также уникальные документы, не имеющие себе подобных по содержащейся в них информации, по способу ее фиксации и по внешним признакам».
9 октября 2001 г. Росархивом был издан приказ № 75 «Об утверждении Регламента Государственного реестра уникальных документов Архивного фонда РФ и организации работы по его созданию. Регламент установил хронологические границы, в рамках которых следует выявлять уникальные документы – образовавшиеся до начала Первой мировой войны.
Из перечисленных критериев только древность является самодостаточным и не требует применения каких-либо дополнительных критериев. Для включения в Государственный реестр документов, не являющихся древними, необходимо, чтобы они соответствовали еще не менее пяти из вышеперечисленных критериев. Критерий подлинности является обязательным для всех документов, не относящихся к древним.
Решение
о включении документов в Государственный
реестр принимает ЦЭПК (Центральная
экспертно-проверочная
Параллельно с формированием федерального Государственного реестра органы управления архивным делом субъектов Российской Федерации начали создавать региональные реестры уникальных документов, которые в соответствии с установленными критериями остались за рамками федерального реестра, однако представляют особую историческую и общекультурную значимость для региона.
В 2004 г. в Федеральном законе от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ» были даны следующие определения особо ценных и уникальных документов:
-
«Особо ценный документ –
-
«Уникальный документ – особо
ценный документ, не имеющий себе
подобных по содержащейся в
нем информации и (или) по
его внешним признакам,
Таким
образом, в настоящее время под
ОЦД понимают документы, в первую
очередь имеющие важное непреходящее
значение для культуры, науки, общества,
государства. В этом контексте понятие
«непреходящее значение»
Следует
также отметить, что в новых
Методических рекомендациях по работе
с особо ценными документами
в государственных архивах
- время создания документа;
-
ценность содержащейся в
- юридическая сила, подлинность документа;
- значение фондообразователя;
-
авторство (и адресат)
-
наличие палеографических, художественных
и других особенностей
В качестве дополнительного критерия может выступать величина страховой оценки документа (его денежная страховая стоимость).
Методики
выявления ОЦД – как
ГЛАВА 3. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ЦЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ.
3.1. Система экспертных органов.
Для организации и проведения работ по экспертизе ценности документов, образующихся в деятельности любой организации, независимо от формы собственности или функций, приказом директора (президента, начальника) создается постоянно действующая экспертная комиссия (ЭК), в состав которой входят квалифицированные специалисты основных структурных подразделений (не менее трех-девяти человек).
В
организациях, имеющих подведомственную
сеть, создаются Центральные
Председателем ЭК (ЦЭК) назначается один из руководителей организации, курирующий вопросы делопроизводства и архива, секретарем – сотрудник службы ДОУ.
Примерный состав экспертной комиссии:
- зам.директора (главный бухгалтер);
- ведущий специалист (юрист, работник службы делопроизводства, отдела кадров, архива);
- секретарь-референт.
В
связи с тем, что учетно-финансовая
документация составляет значительный
процент в общей массе
Функции
и права экспертной комиссии, организация
ее работы определяются положением об
экспертной комиссии. При разработке
этого положения следует
ЭК и ЦЭК – совещательные органы при руководителе организации, заседания которых проводятся по мере необходимости. Все решения ЭК (ЦЭК) фиксируются в протоколах, которые подписывают председатель и секретарь комиссии. Эти решения вступают в силу после утверждения протоколов ЭК и ЦЭК руководителем организации.
Протоколы, содержащие решения о типовых и примерных номенклатурах дел, утверждаются руководителем организации после их рассмотрения ЭПК (экспертно-проверочной комиссией) соответствующего архивного учреждения. Если ЭК (ЦЭК) – первая, то ЭПК – вторая инстанция контроля над отбором документов на хранение и уничтожение36.
При Росархиве и архивных управлениях и комитетах автономных республик созданы Центральные экспертно-проверочные комиссии (ЦЭПК). Это высшая инстанция по вопросам экспертизы ценности документов.
В государственных архивах есть экспертно-методические комиссии (ЭМК), в ведении которых находятся:
- экспертиза ценности документов внутри госархива;
- рассмотрение разработанных в архиве методических пособий;
- работа по комплектованию госархива.
Таким образом, система экспертной службы состоит из архивных учреждений (ЦЭПК, ЭПК, ЭМК) и прочих учреждений (ЭК, ЦЭК).
Основными функциями ЦЭК и ЭК являются:
- рассмотрение, вынесение на утверждение и согласование с экспертно-проверочной комиссией (ЭПК) архивного учреждения проектов сводной номенклатуры дел организации, если архив организации является источником комплектования Архивного фонда РФ;
- организация и проведение совместно с делопроизводственной и архивной службами ежегодного отбора дел для дальнейшего хранения или выделения к уничтожению;
- рассмотрение, представление на утверждение руководителю организации и на одобрение ЭПК описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения и актов о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению;
- рассмотрение и согласование с госархивом графиков передачи документов из структурных подразделений в архив организации и графиков передачи дел постоянного хранения из архива организации в госархив;
- рассмотрение вопросов приема на ведомственное хранение документов личного происхождения37.
3.2. Этапы и порядок проведения экспертизы ценности документов.
Существует 4 этапа экспертизы ценности: определение сроков хранения документов, отбор документов, научно-техническая обработка документов и оформление результатов экспертизы ценности.
При определении сроков хранения документов следует руководствоваться Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утв. руководителем Федеральной архивной службы России 06.10.00. Перечень можно также использовать при формировании дел и при составлении номенклатур дел.
Указанный Перечень включает в себя документы, которые образуются в деятельности организаций всех форм собственности при документировании общих для всех, т. е. однотипных, управленческих функций, в т. ч. вопросов кадрового обеспечения деятельности организации.
Раздел Перечня «Кадровое обеспечение» содержит документы с указанием сроков их хранения, касающиеся приема, перемещения, увольнения; установления, подготовки и повышения квалификации, а также награждения работников.
Сроки
хранения документов, указанных в
Перечне, распространяются на все организации,
независимо от того, подлежат их документы
к передаче на государственное или
муниципальное хранение или нет.
Но применяют эти сроки
Временный
срок хранения документов обязателен
для всех. Причем занижать срок хранения
документов не допускается, а увеличивать
его можно. Постоянный же срок хранения
применяется теми организациями, чьи
документы поступают на хранение
в государственные или
Если организация не является источником комплектования соответствующего архивного учреждения, то она хранит документы постоянного срока по Перечню следующим образом. Государственные, муниципальные организации - 10 лет, негосударственные - не менее 10 лет. Дальнейший срок хранения этих документов определяет сама организация в соответствии с действующим законодательством и исходя из необходимости их практического использования в своей деятельности39.
Применяя Перечень в процессе работы по определению сроков хранения документов, не следует забывать и о графе «Примечание».
Например, в ст. 336 Перечня, которая содержит «Записки, заменяющие приказы по личному составу», указан срок их хранения - 75 лет, но при этом в графе «Примечание» имеется сноска: «О предоставлении очередных и учебных отпусков, дежурствах, взысканиях, краткосрочных внутрироссийских командировках - 5 лет». Это означает, что при проведении полистной экспертизы ценности этих видов документов указанные в примечании документы изымаются из дел и включаются в акт на их уничтожение.
Или же, например, согласно ст. 348 «Протоколы заседаний комиссий по установлению трудового стажа для выплаты надбавки за выслугу лет» Перечня срок хранения этих документов - 15 лет, а в примечании имеется сноска «При отсутствии приказов - 50 лет». Это означает, что если по каким-либо причинам произошла утрата приказов организации, в которых были зафиксированы решения комиссии по данному вопросу, то срок хранения документов этой комиссии, содержащих эти решения, увеличивается до 50 лет40.
Исчисление сроков хранения дел и документов производится с 1 января года, следующего за годом окончания их делопроизводством.
Например, исчисление срока хранения дел, завершенных в делопроизводстве в 2005 г., исчисляется с 1 января 2006 г.
Исчисление сроков хранения книг (журналов) регистрации (учета) начинается с 1 января после внесения последней записи в книгу (журнал).
Отбор документов на дальнейшее хранение и уничтожение проводится путем полистного просмотра дел41. Не допускается определение ценности и значения документов, включенных в дело, только лишь по их заголовкам, указанным в номенклатурах дел или на обложках дел, без просмотра самих дел и изучения содержащейся информации в документах.
Информация о работе Экспертиза ценности документов в офисной работе