Антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
Осуществление цели предполагает решение в курсовой работе следующие задачи:
•изучить и дать понятие монополий, выявить основные виды показать экономические и социальные последствия монопольной деятельности на экономику,
•исследовать антимонопольную политику, её необходимость, сущность, направления,
•рассмотреть функции, задачи и принципы антимонопольной политики,
•исследовать особенности антимонопольной политики и сделать сравнения антимонопольных законодательств развитых государств,
•выявление и определение особенностей антимонопольной политики,
•показать основные критерии осуществления антимонопольной политики,
•сделать выводы и предложения по совершенствованию антимонопольной политики государствa.

Содержание

Введение..............................................................................................................................................3
Глава 1. Антимонопольная политика: суть, принципы, направления
1.1 Монополия:понятие, главные черты, формы............................................................................5
1.2 Антимонопольная политика: её необходимость, суть, направления......................................7
1.3 Функции, задачи и принципы антимонопольной политики.....................................................9
Глава 2. Осуществление антимонопольной политики государства
2.1 Особенности антимонопольной политики в некоторых странах..........................................12
2.2 Основные критерии осуществления антимонопольной политики .......................................17
Заключение........................................................................................................................................21
Список использованной литературы.............................................................................................23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Роль  государственного секретаря торговли и промышленности Великобритании в  деле регулирования монополий и  конкуренции довольно значительна. Так как заключения в докладах Комиссии по монополиям носят рекомендательный характер, то окончательное решение вопросов по монопольным ситуациям или анти конкурентной практике исполняется государственным секретарем или иными министрами. К тому же, государственный секретарь наделен  властью  по предоставлению отчислений  из действия законодательства об ограничительной торговой практике на основании хозяйственной незаметности соответствующих картельных договоров.

Антимонопольная политика в европейских странах  в большей степени направлена на управление уже сложившихся монополий независимо, какими путями они завоевали своего монопольного положения, причем это регулирование не предполагает структурных изменений, т.е. не содержит потребности о децентрализации, дроблении компании на частные организации.

Одной из причин преобладания в европейских  странах именно “регулирующего”  подхода по отношению к монополиям является то, что данные страны в  отличие от США находятся на относительно малых территориях.

В таких  условиях для приобретения минимально результативного размера производства в рамках национальной экономики бывает нужно разрешать главным компаниям объединять своё производство до такой степени, когда они начинают определять собой целые отрасли.

Антимонопольное законодательство в Германии предполагает точные процедуры запрещения ограничения конкуренции и выделяется высокой степенью ответственности виновных за выполнение противоправных действий.

В Германии основным органом, выполняющим проверку за действием организаций, занимающих монопольное состояние, является Федеральное управление по делам картелей, созданное в 1958 году. С 2008 года по предложению Еврокомиссии началась подготовка новой редакции закона против ограничений конкуренции в Германии12.

Особенностью  отличается и антимонопольная политика регулирования отраслевых структур во Франции. Работу по антимонопольному регулированию во Франции возглавляет министр по делам экономики при содействии Совета по делам конкуренции. В стране действует также Национальный совет потребителей, выполняющий защиту прав потребителей.

Таким образом, антимонопольная политика во Франции проводится и особыми  органами, и организациями, которые  не занимаются этими вопросами непосредственно, но по ряду проблем сотрудничают с  особыми антимонопольными органами.

Особенной частью проверки является контроль экономической  централизации на рынке. По предложению  министра экономики советом по вопросам конкуренции может быть проверена  любая централизация организаций  способная нанести вред13.

В нынешнее время во Франции есть около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их главная задача контроль над государственной дисциплиной цен.

В 2000 г. французское антимонопольное  право претерпело перемены, был составлен  Совет по конкуренции, представляющий собой компетентный орган в сфере антимонопольного регулирования и наделен большими полномочиями.

Власть  в обязательном порядке учитывает  мнение Совета по любым проектам нормативных  актов, которые касаются ограничения  права заниматься какими-либо видами деятельности, а также доступа на рынок; введения исключительных прав в любых сферах; ценового управления и способным привести к ограничению конкуренции14.

В последние  годы контроль над деятельностью  монополий внедрен на общеевропейском  уровне. Формирования антимонопольного правового регулирования в Европейском союзе ведется на двух стадиях - национальном и наднациональном - на которых образовываются определенные законодательные, конвенционные и правоприменительные меры. В 2004 году прошла реформа антимонопольной политики в Европейском Союзе, включавшая четыре составляющих:

  • новую директиву о конкуренции, которая позволила национальным антимонопольным органам и судам напрямую применять статью 81;
  • новую директиву о регулировании слияний, которая позволила Европейской Комиссии вмешиваться в рассмотрение любых сделок, усилила действие принципа «одного окна», ввела гибкость в сроки решений;
  • новые исключения из запрещенных согласованных действий, касающихся передачи технологии между фирмами;
  • регулирование воздушных сообщений между аэропортами ЕС и третьих стран - влияние альянсов между европейскими и зарубежными авиакомпаниями

На  современном этапе европейская  антимонопольная политика вынуждена  принимать во внимание ряд социальных причин, которые в определенной мере определяют ограничения в использовании антимонопольных способов.

Так, Европейская Комиссия предоставляет  исключения из действия антимонопольных  норм так называемым кризисным картелям - соглашениям организаций, затрагивающим  масштабы производства и цены в тех  случаях, когда вызванное объективными причинами падение степени производства способно повлечь за собой увеличения уровня безработицы и, как следствие, социальную напряженность. Реально, конкуренцией допустимо пожертвовать, когда социальные затраты могут превысить потенциальный результат от действия рыночных механизмов.

Основой достижения экономических и социальных целей ЕС является создание системы, которое предотвращает изменение  и ограничение свободной конкуренции  на Общем рынке. Таким образом, главнойпредпосылкой  для административного вмешательства европейских антимонопольных органов является наличие фактов ущемления внутренних торговых отношений между странами-членами ЕС15.

Также в 2009 году Еврокомиссия оштрафовала  значительных производителей чипов  памяти на 331 млн евро, обвинив их в ценовом сговоре. Почти половина этой суммы пришлась на Samsung, которая пообещала в дальнейшем не нарушать закон.

Явными  примерами проведения оперативной  антимонопольной политики является то, что Еврокомиссия не допустила  совершения таких сделок, как приобретение General Electric компании Honeywell в 2001 году, воспротивилась слиянию Gaz de France и Suez.

Антимонопольная политика ЕС в общем направлена на недопущение ограничения свободы конкуренции не только предприятиями и специальными предпринимателями, но и государствами-участниками путем введения протекционистских мер, предоставляющих национальным деятелями беспричинные преимущества и льготы16.

Нужны соответствующие правовые, в первую очередь  антимонопольные, меры, соответствующие  производственной основании и хозяйственным  отношениям, по практическому выражению  экономической политики государства, понятных правил “игры”.

Решение проблем видится не в том кому предоставлять право решать, а  в реальном выполнении, в гарантии нужной направленности этой деятельности, достигаемом путём более точной экономической и правовой регулировки17.

 

2.2 Основные критерии осуществления антимонопольной политики

Итак, целью антимонопольной политики является обеспечение критерий для  свободной конкуренции; проведение надзора над организациями-монополистами; контроль за процессами объединения, поглощения, обеспечение защиты прав потребителей; поддержка малого и среднего предпринимательства, извещение и уменьшение монопольных цен, недостаточности производства, переназначение монополистического богатства и ограничение совокупной централизации экономических ресурсов в обществе.

Результат цели антимонопольной политики рассчитывает:

1. Гарантия  неразрывности экономической области  на территории государства с  путем прекращения и запрещения  его делении с помощью введения  административных препятствий. 

2. Обеспечение  «прозрачности» процессов, связанных  с созданием, объединением и соединением коммерческих организаций, достижением крупных пакетов акций, главных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность установить критерии деятельности организаций, занимающих главное положение на рынке.

3. Уменьшение  препятствий входа на товарные  рынки, а также обеспечение  более результативной проверки  над действием хозяйствующих  субъектов, занимающих главное  положение, путем мониторинга  процесса ценообразования и исключения  прибыли, полученных в итоге нарушения антимонопольного законодательства.

4. Создание  результативных правовых механизмов, которые обеспечивают подтверждение  запрета на занятие предпринимательством  посредниками органов власти, в  том числе через применение  государственных и муниципальных унитарных организаций как механизмов централизации органами власти хозяйственных и властных компетенции.

5. Оживление  работы по профилактике и прекращению  недобросовестной конкуренции на  товарных рынках.

6. Организация  критерий для формирования производительной деятельности малых организаций. В том числе за счет ликвидации административных препятствий входа, облегчения и регулирования режима налогообложения, возможности дополнения оборотных средств.

7. Создание  регулярного контроля за основными товарными рынками федерального и местного уровня. С этой целью нужно улучшить взаимодействие с органами государственной статистики, а также исследовать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую особенностям задач, поставленных перед антимонопольным органом18.

Антимонопольное регулирование - главная составная  часть экономической политики страны во всех государствах с развитой рыночной экономикой.

Антимонопольное регулирование обусловливают как  осуществление государством объединений экономических, законодательных и административных средств, направленных на обеспечение критерий формирования рыночной конкуренции, на запрещение большой монополизации рынка и преступлений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов.

Основным  механизмом антимонопольного регулирования  является антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство выступает одной из форм прямого  вмешательства государства в  рыночные отношения.

Факторами принятия законов, управляющих предпринимательскую деятельность и поддерживающих формированию конкуренции, явились:

а) потребность  защиты фирм от незаконных действий друг друга и устранения их выражений;

б) потребность  в защите потребителей от недобросовестной деловой практики;

 в)  необходимость защиты интересов общества от некоторых предпринимателей.

В современных  условиях антимонопольная политика ведется по двум направлениям. К  первому из них относится формы  и методы регулирования, установление которых состоит в постоянной либерализации рынков.

Основная  задача сближается к тому, чтобы  основать в экономике ситуацию, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным  компаниям злоупотреблять их монопольным  состоянием, обеспечить особенную антимонопольную  профилактику в экономике и обществе. Это уменьшение таможенных налогов, отмена количественных ограничений, совершенствование инвестиционного климата для иностранных вкладчиков капитала, поддержка малого предпринимательства, облегчение процедуры лицензирования, побуждение производств. Повреждению монополизма путем активизации конкурентных рыночных инструментов часто облегчает процесс увеличения формирования науки и техники, т.к. благодаря некоторым достижениям научно-технического процесса отдельные естественные монополии перестают быть таковыми.

Второе  назначение соединяет методы влияния  на монополию: государственное регулирование  и антимонопольное законодательство. Значительным направлением государственного вмешательства в функционировании монополий является государственное  регулирование компании, обладающих монопольной властью, путем утверждения максимального уровня цены, принятия “справедливой” цены.

Можно выделить, финансовые штрафы, используемые в случае несоблюдения антимонопольного законодательства. Когда организация, обличенная в регулярном применении способов нечестной конкуренции, то она становится разделенным.

  При демонополизации экономики к упомянутым направлениям нужно добавить демонополизацию19.

Можно выделить три важнейших наблюдающихся  в мире направления формирования антимонопольной политики:

  • приобретение политикой сетевого  характера;
  • усиление норм в отношении объединении,;
  • внесение ограничений для стран в части предоставления привилегий.

Что касается первого направления- приобретения антимонопольной политикой сетевого вида - то в 2001 году произошел редкий для мировых экономических связей случай - образовывалась международная общественная организация «Международная конкурентная сеть». «Международная конкурентная сеть» была образована государственными органами главных ведущих стран, отвечающими за защиту конкуренции, для более результативного сотрудничества по усовершенствованию антимонопольного регулирования. В ICN входят 90 органов власти из 80 стран.

Информация о работе Антимонопольная политика