Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение банковской системы, деятельности банков в Республике Беларусь и основные направления и методы ее регулирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический аспект строительства банковской системы;
- рассмотреть место и роль Центрального банка
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
1. БАНКОВСКАЯ СФЕРА: НЕОБХОДИМОСТЬ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ……………………………………………………………. 5
1.1. Банковская система и Центральный банк страны ………………... 5
1.2. Банковские операции и проблема ликвидности коммерческих банков…………………………………………………………………………… 8
1.3. Регулирование банковской деятельности………………………….. 14
2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………. 18
2.1. Банковская деятельность в Республике Беларусь и ее регулирование на современном этапе ………………………………………………………….. 18
2.2. Перспективы развития банковской деятельности в Республике Беларусь …………………………………………………………………………. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………................................................ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. 31
3)
осуществление надзора за
Наиболее важным содержательным аспектом превентивной функции пруденциального регулирования выступает формулирование минимальных экономических стандартов банковской деятельности, так как именно они являются объективным критерием оценки стабильности и надежности каждого конкретного банка. В этой связи следует еще раз подчеркнуть, что пруденциальное регулирование банковской деятельности является одной из важнейших функций государства и осуществляется от его имени, как правило, органом специальной компетенции – центральным банком государства.[6, с.23-24]
Таким образом, государственное регулирование банковской деятельности – объективная необходимость. Оно осуществляется в двух видах: валютное и пруденциальное. Задачей валютного регулирования является проведение разумной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики, которая выступает инструментом достижения макроэкономических целей государства. Задачей пруденциального регулирования является обеспечение стабильности и надежности банков, а также защита интересов их вкладчиков.
2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Банковская
деятельность в Республике
На 1 января 2013 г. банковский сектор Республики Беларусь включал 32 банка. Из них 27 банков являлись банками с участием иностранного капитала, в том числе 8 банков - со 100-процентным иностранным капиталом, еще 15 банков с участием иностранного капитала в уставном капитале более 50%. (См. приложение А)
Кредитная политика банков направлена на максимальное с учетом банковских рисков удовлетворение потребности юридических и физических лиц в кредитных ресурсах (рис.2.1). Общий прирост требований банков к экономике в 2012г. достиг 58 трлн. бел. руб. (прирост на 37%).
Рисунок 2.1 – Прирост требований банков к экономике
в Республике Беларусь.
Источник: [8, с.4, рисунок 5]
Существенным фактором быстрого роста кредитования в условиях жесткой денежно-кредитной политики стало замещение рублевых кредитов валютными, которые составили 2/3 от общего прироста требований банков к экономике.(См. приложение Б).
Важным направлением кредитования оставалась финансовая поддержка экспорта. На развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств и услуг в 2012 г. было выдано кредитов на сумму свыше 70 трлн. бел. руб., в основном — в иностранной валюте. Однако, не всегда валютные ресурсы использовались эффективно. Почти половина (45%) валютных средств выдавалась на цели, не связанные с развитием экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Значительный объем ресурсов продавался заемщиками на валютном рынке для удовлетворения внутренних потребностей в рублевых средствах.[8, с.3]
Банковская система Республики Беларусь продолжает наращивание ресурсной базы. После небольшого спада в 2011гг. в дальнейшем наблюдается ее рост. За 2012 г. рост ресурсной базы составил 62 трлн. бел. руб. (24%), в основном — за счет депозитов физических и юридических лиц. В том числе срочные депозиты населения (см. рисунок 2.2) увеличились более чем в 1,5 раза — на 23 трлн. руб., что свидетельствует о доверии граждан к белорусским банкам.
Рисунок 2.2 – Динамика срочных депозитов населения.
Источник: [8, с.4, рисунок 6]
В то же время качественные характеристики привлеченных средств не менее важны, чем количественные. Отдельного внимания заслуживает вопрос формирования длинных денег, и в первую очередь — за счет сбережений населения, капитализации прибыли, заработанной банками.
Основной формой сбережений являются срочные вклады. При этом они привлекаются банками на короткий срок — в основном до полугода. Только треть средств — на срок свыше года. Но даже в этих случаях в договоре, как правило, предусматривается возможность досрочного снятия депозитов без потери процентов.
В данных условиях приток рублевых вкладов носит неустойчивый характер и подвержен колебаниям курсовых ожиданий. В целом за 2012 год рублевые депозиты увеличились почти на 6 трлн. бел. руб., в значительной мере — за счет капитализированных процентов.(См. приложение В)
В
этой связи нельзя не сказать о
высокой цене таких ресурсов. Никакая
экономика не может выдержать
затянувшегося периода “
На современном этапе развития банковская сфера Республики Беларусь характеризуется устойчивостью и рентабельностью (см. рисунок 2.3). Достаточность нормативного капитала составила в 2012г. 20,8% (при нормативе 8%). Однако доля проблемных активов в активах растет и составляет 5,5%.
Рисунок 2.3 – Устойчивость банковского сектора Республики Беларусь
Источник: [8, с.5, рисунок 7]
Денежно-кредитная политика Национального банка Республики Беларусь в 2012г. была направлена на ограничение инфляции и стабилизацию ситуации на валютном рынке. Национальный банк ужесточил денежно-кредитную политику, сократив кредитную поддержку банков и значительно повысив цену поддержки ликвидности. Было приостановлено снижение ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка. С 12 сентября ставка рефинансирования сохранялась на достаточно высоком уровне — 30% годовых. В результате совместно с экономическими мерами Правительства были достигнуты цели по инфляции и резервам, стоящие перед Национальным банком в 2012 г. (см. рисунки 2.4, 2,5).
На фоне гиперинфляционных процессов 2011 г. потребительские цены за 2012 г. выросли на 21,8% (при прогнозе 22%). Более высокими темпами росли регулируемые цены, что компенсировало их отставание в 2011 г. Уровень базовой инфляции, исключающей регулируемые цены, в 2012 г. бы существенно ниже — 17,1%.
Рисунок 2.4 – Инфляция в Республике Беларусь (декабрь к декабрю), %
Источник: [8, с.4, рисунок 2]
В 2012 году вырос уровень золотовалютных резервов (рисунок 2.5) при своевременном и даже досрочном погашении валютных обязательств Правительства и Национального банка. За год резервные активы увеличились на 180 млн. долл. США. Удалось также сохранить относительный уровень резервов, выраженный в месяцах импорта товаров и услуг. Это важный индикатор экономической безопасности и внешней устойчивости государства.
Рисунок 2.5 – Золотовалютные резервы Республики Беларусь
Источник: [8, с.4, рисунок 3]
Обменный курс белорусского рубля оставался устойчивым и ослабился: к доллару США — на 2,6% (до 8570 бел. руб. за долл. США); к евро — на 5% (до 11 340 бел. руб. за евро); к российскому рублю — на 8% (до 282 бел. руб. за российский рубль).
Банковский сектор в последние годы характеризуется также развитием системы безналичных расчетов. Удельный вес расчетов с использованием банковских пластиковых карточек и электронных денег в розничном товарообороте увеличился с 9,5 до 13%. Однако, этого явно недостаточно. Банковские карточки по-прежнему используются населением в основном для снятия наличных денег (4/5 от общей суммы операций).
Таким образом, банковская система Республики Беларусь играет большую роль в регулировании экономических процессов. Национальный банк и коммерческие банки уделяют внимание таким вопросам как наращивания ресурсной базы банков, в том числе за счет долгосрочных ресурсов; ограничения роста нецелевого валютного кредитования и обеспечения доступности (по цене) рублевых ресурсов, повышения эффективности выдаваемых кредитов; повышения устойчивости банковского сектора; развития безналичных расчетов; повышения финансовой грамотности населения.
2.2 Перспективы
развития банковской
Стратегия и основные задачи социально-экономического развития страны на ближайшие 5 лет были одобрены на IV Всебелорусском народном собрании. В соответствии с ними разработана Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011—2015 годы, которая предусматривает три взаимоувязанных направления развития:
• рост благосостояния и улучшение условий жизни населения;
• создание благоприятных условий ведения бизнеса;
• инновационное развитие и повышение конкурентоспособности экономики.
Решение поставленных задач будет осуществляться на основе новой экономической политики, предусматривающей изменение системы государственного управления экономикой. Предполагается переход к преимущественно экономическим методам регулирования, формирование конкурентной среды и укрепление института частной собственности, совершенствование мотивационных механизмов, расширение самостоятельности и усиление ответственности на местах, совершенствование системы налогообложения и переход на международные стандарты финансовой отчетности.
Существенную роль в экономическом развитии страны предстоит сыграть банковскому сектору. Решение этой задачи требует системного видения целей, задач и перспектив развития банков. В этой связи был подготовлен проект Стратегии развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011—2015 гг. Данный документ определяет направления совершенствования регулирования деятельности банков Национальным банком и развития банковского сектора на предстоящие 5 лет.
Совершенствование регулирования деятельности банков Национальным банком будет направлено на повышение устойчивости банковского сектора и обеспечение потребностей экономических агентов современными банковскими продуктами.
Применение инструментов денежно-кредитной политики в первую очередь будет направлено на обеспечение устойчивости белорусского рубля. Основным принципом процентной политики останется поддержание процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность ресурсов в национальной валюте и доступность финансовых ресурсов для экономики. Национальный банк будет стремиться обеспечивать ставку однодневного рублевого межбанковского кредита (операционный ориентир) на уровне, приближенном, как правило, к ставке рефинансирования.
С этой целью Национальный банк намерен использовать преимущественно стандартные инструменты регулирования текущей ликвидности: операции на открытом рынке (как основной инструмент регулирования текущей ликвидности банков), постоянно доступные и двусторонние операции, механизм усреднения резервных требований. Для повышения их эффективности планируется:
— расширить формы приемлемого обеспечения;
— распространить механизм усреднения на весь объем резервных требований;
— сузить границы коридора, задаваемого ставками по постоянно доступным операциям, и придать ему симметричность относительно ставки рефинансирования;
— совершенствовать процесс раскрытия информации об используемых инструментах регулирования ликвидности и влияющих на нее факторах.[1, с.8]
Дальнейшее
совершенствование системы
• расширения прав банков в установлении процедур проведения банковских операций, закрепляемых в локальных нормативных правовых актах;
• развития институтов обеспечения прав банков как кредиторов;
•
повышения информированности
Особое внимание по-прежнему будет уделяться операциям банков по кредитованию физических лиц. В целях развития жилищного кредитования предусматривается:
—
совершенствование института
— создание централизованной базы данных о залогодержателях и залогодателях;
— создание подменного фонда жилья и жилья для сдачи в аренду;
— разработка норм и рекомендаций о выпуске и обращении ипотечных ценных бумаг.
В рамках развития рыночных принципов в экономике ожидается совершенствование участия банков в кредитовании государственных программ. Участие банков, в том числе негосударственных, предполагается на конкурсной основе. По мере развития инфраструктуры финансового рынка, создания специализированных финансовых организаций роль банков в кредитовании государственных программ будет снижаться.
В рамках развития банковского надзора планируется совершенствовать пруденциальные требования и надзорные процедуры, повышать уровень всех составляющих надзорного процесса с учетом международных стандартов и лучшей мировой практики. Основными направлениями развития станут:
•
повышение независимости
•
дальнейшее внедрение риск-
• повышение требований к допуску на рынок банковских услуг и обеспечение их соблюдения банками в процессе функционирования;
Информация о работе Банковская система и ее роль в национальной экономике