Банковские платиковые карточки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 00:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является исследование места платежных операций с использованием пластиковых карточек в системе расчетов в безналичной форме, а также их особенностей и тенденций в Республике Беларусь.
Объект исследования – банковская система Республики Беларусь.
Предмет исследования – расчеты в безналичной форме с использованием пластиковых карточек.
В соответствии с целью исследования выдвигаются следующие задачи:
- изучить понятие и роль пластиковых карточек в системе безналичных расчетов;

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_-_DKB_-_Sostoyanie_i_tendentsii_razvitia.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

На основании проведенного исследования целесообразно предложить следующие дополнительные рекомендации по совершенствованию платежных операций с использованием пластиковых карточек в Республике Беларусь.

Необходимо разработать систему льгот для предприятий, выплачивающих зарплату путем перечисления на картсчета. Такая же система должна быть создана и для магазинов и прочих ПТС, обслуживающих клиентов пластиковых карт.

Целесообразно создать совместную систему пластиковых карточек: совмещающую логотип «MasterCard» , «Maestro», «Visa».

Так, например, в России «STVCard» и «Union Card» - мультивалютные карточки, и по ним российские рубли могут конвертироваться в доллары США. Банк России выпустил карточки с логотипом «Visa», «UnionCard», «Electron». Ведь чем больше логотипов платежных систем по пластиковым карточкам, тем шире возможности пользователя пластиковой карточки.

Также рекомендуется для пользователей пластиковых карточек создать систему льгот в виде скидок при безналичной оплате, повышения процентной ставки по карт-счету, по сравнению с вкладом до востребования, уменьшения процентной ставки за пользование овердрафтом.

В Беларуси широкое развитие получили пластиковые карточки «БелКарт». Это карточка с микропроцессором, что позволяет использовать ее в режиме off-line, уровень безопасности у нее выше, чем у карт с магнитной полосой. Главный недостаток – проблема пополнения картсчета и высокая стоимость. Банк взимает платежи за изготовление, обслуживание, продление срока действия такой карточки. При развитой торгово-сервисной сети в Минске крайне мало банкоматов, обслуживающих эту карточку.

Банк, эмитирующий пластиковую карточку, заинтересован в большом числе пользователей, потому что от этого зависит его прибыль. Пользователь же карточки заинтересован в преимуществах карточки перед наличными деньгами и безопасности денег, хранящихся на картсчете.

Поэтому карточки Cirrus/Maestro имеют ряд преимуществ перед карточками «БелКарт»: бесплатность при выдаче, обслуживании, получении наличных денег в системе банка. Для банка-эмитента изготовление этой карточки более дёшево.

В целом пластиковая карточка будет принята населением, если будет давать преимущества перед наличными расчетами.

Опыт функционирования зарубежных систем на основе карточек в ряде европейских стран позволяет заметить следующие общие тенденции их развития, которые влияют также на банковскую систему Республики Беларусь:

- движение к совместимости и  взаимному дополнению различных  карточных продуктов для обеспечения  расчетов во всем спектре товаров (услуг) и во всем диапазоне  цен;

- интеграция традиционных и  современных, основанных на новых технологиях, сегментов рынка карточных продуктов;

- построение в пределах государства  единых платежных инфраструктур, обслуживающих клиентов с помощью  всего спектра карточных продуктов, обеспечивая максимальные удобства  и минимальные риски для всех участников.

При этом можно выделить основные стадии внедрения карточных систем, на которые рекомендуется ориентироваться при оптимизации платежных операций с использованием пластиковых карточек в Республике Беларусь:

1 стадия. Создание системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, в которой заинтересованы только крупные банки. Отсутствует нормативно-правовая база общегосударственного уровня. Низкий уровень развития инфраструктуры. Ограниченная потребность в услугах, предоставляемых по карточкам.

2 стадия. Карточки становятся обязательной  услугой для банков, которую требуют  клиенты. Банки начинают более  тесно работать с населением, развивают клиентские отношения  и стремятся уменьшить издержки. В сотрудничестве банки развивают крупные проекты, ориентированные на интеграцию систем, в части технологии, процессинга, телекоммуникаций. Развивается инфраструктура обслуживания по карточкам. Действует надежная нормативная база. Создается сеть операторов, провайдеров услуг, обслуживающих и развивающих инфраструктуру платежной системы. Формируется сбалансированная маркетинговая и тарифная политика.

3 стадия. Период рыночной консолидации. Банки, операторы, провайдеры повышают  активность, становятся более опытными  в области маркетинговой политики, безопасности и эффективности. Осуществляется механизм контроля и управления рисками. Внедряются новые технологии. Конкуренция за клиентов делает все процессы более динамичными. Уменьшаются издержки и увеличивается прибыль. Внутренние системы получают международное признание. Закрытые системы превращаются в открытые.

Анализ белорусского рынка банковских пластиковых карточек показал, что, несмотря на некоторое продвижение вперед, темпы создания национальной системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек пока недостаточны. Основными факторами, сдерживающими развитие последней, являются:

- медленное развитие технической  инфраструктуры, обеспечивающей использование  банковских пластиковых карточек  как инструмента для получения  наличных денег и осуществления расчетов за товары и услуги;

- значительные затраты на создание  технической инфраструктуры как  национальной, так и международных  систем;

- несовершенство экономических  отношений, в частности между  участниками системы «Белкарт»: банками-эмитентами, банками-эквайрерами, предприятиями торговли и сервиса, держателями карточек, (в международных системах разработаны единые правила, тарифы и процедуры, регулирующие данные процессы);

- недооценка банками маркетинга  как средства расширения клиентской базы.

Основная проблема в Республике Беларусь – недостаток сбережений у населения и негативный опыт сбережений восьмидесятых-девяностых годов. Поэтому средства, полученные на карт – счетах (зарплата, стипендии и т.д.) немедленно снимаются целиком и преимущества пользования карточками таким образом не реализуются. А в странах Запада переход к карточкам проходил плавно, так как большинство населения имело депозиты в банках и пользовалось чеками.

Учитывая вышеизложенные факторы, сдерживающие развитие национальной системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек, рассчитывать на широкомасштабное внедрение в ближайшие годы банковских пластиковых карточек без внесения соответствующих корректив в стратегию работы по продвижению этого платежного инструмента нельзя; возможности банков в дальнейшем росте масштабов эмиссии карточек практически исчерпаны.

Для расширения эмиссии банковских пластиковых карточек и увеличения их популярности среди населения проводится работа по организации эмиссии кредитных карточек, созданию для них необходимой нормативно-правовой базы.

Расширение объемов эмиссии и использования банковских пластиковых карточек в платежном обороте будет способствовать:

- увеличению ресурсной базы банков, и, соответственно расширению возможностей кредитования экономики;

- сокращению налично-денежного оборота и затрат на его обслуживание;

- увеличению прибыли и окупаемости затрат на создание инфраструктуры;

- повышению платежной культуры населения и росту платежеспособного спроса населения.

Широкое использование банковских пластиковых карточек населением республики позволит:

- повысить личную безопасность и удобство при расчетах на предприятиях торговли (сервиса) за товары (услуги);

- получать дополнительный доход в виде процентов от суммы денежных средств, размещенных на карточке;

- упростить получение потребительского кредита в банке-эмитенте.

С целью повышения эффективности, надежности и безопасности функционирования национальной платежной системы, своевременного и качественного осуществления расчетов Национальный банк Республики Беларусь проводит работу по:

- дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы платежной системы, методологии безналичных расчетов в национальной и иностранной валютах на территории Республики Беларусь и международных расчетов;

- созданию инфраструктуры расчетов в иностранной валюте на территории республики с целью оптимизации, повышения безопасности и оперативности указанных расчетов;

- улучшению мониторинга корреспондентских отношений банков и контроля над проведением банками Республики Беларусь расчетов через счета оффшорных банков;

- осуществлению мероприятий по интегрированию платежной системы нашей страны с платежной системой Российской Федерации в рамках согласованного обеими сторонами плана.

Опыт по развитию технической инфраструктуры, обслуживающей банковские пластиковые карточки, накопленный банками за предыдущие годы, показывает, что пока усилия банков не привели к должным результатам. Трудности банков Республики Беларусь, связанные с развитием инфраструктуры, обусловлены следующими факторами:

- необходимостью крупных финансовых  вложений, которыми на сегодняшний  день банки не располагают. Денежные  средства прежде всего необходимы  для закупки и поддержания  в работоспособном состоянии дорогостоящих аппаратно-программных комплексов (банкоматы, платежные терминалы, программное обеспечение и другие), организации каналов связи, закупки заготовок пластиковых карточек;

- выполнением банками не свойственных  им функций (процессинг), что влечет за собой существенное увеличение штата сотрудников, работающих с пластиковыми карточками;

- дублированием затрат на развитие  параллельных сетей банкоматов (сети  банкоматов для проведения операций  с карточками международных систем  и системы «Белкарт»).

Решение банками данных проблем самостоятельно и обособленно приводило к распылению ресурсов и дополнительных затратам каждого банка в отдельности на создание и обслуживание соответствующей инфраструктуры. Поэтому в августе 2002 года было зарегистрировано открытое акционерное общество «Национальный процессинговый центр», основные цели которого – содействие развитию в Беларуси систем расчетов с использованием карточек, создание масштабной сети платежных терминалов и банкоматов, снижение затрат банков на развитие карточного бизнеса.

Кроме того, одной из насущных проблем развития технической инфрастуктуры, обслуживающей банковские пластиковые карточки, является отсутствие производства действующего оборудования, обслуживающего карточки различных систем расчетов. Это приводит к разрозненности торгово-сервисной сети, обслуживающей владельцев карточек, что соответственно не увеличивает популярность банковской пластиковой карточки. Для устранения такого неудобства проводятся работы по внедрению программного обеспечения двойного применения, установка которого в банкоматах и платежных терминалах позволит обслуживать карточки как системы «БелКарт», так и международных систем. Рассматриваются также варианты взаимодействия действующих систем частных банковских пластиковых карточек с внутренней системой «БелКарт», что позволит выявить скрытый потенциал системы «БелКарт» и дать действенный импульс ее успешному продвижению на «карточном» рынке Беларуси.

Определенные усилия также будут направлены на создание рынка банковских пластиковых карточек, электронных денег. Данное направление является наиболее перспективным с точки зрения увеличения доли безналичных расчетов в системе расчетов розничных платежей.

Организационная роль в процессе создания национальной системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек принадлежит банкам, которым нужно более активно использовать в практической работе маркетинг банковских карточек. Основная задача при этом — убедить население в том, что использование карточек вместо наличных выгодно и удобно. Важное место среди мероприятий маркетинга банковских пластиковых карт должно быть отведено продвижению и рекламе. Банкам - участникам Программы необходимо иметь четкий организационный план ее выполнения, обеспечить выход на запланированные объемы эмиссии карточек, осуществить комплекс мер по созданию и развитию технической инфраструктуры их применения.

Европейский опыт развития карточных систем показывает, что наибольшего эффекта от их внедрения в отдельно взятом государстве можно достигнуть при создании единой общегосударственной инфраструктуры расчетов по банковским карточкам, тесно взаимодействующей с национальной платежной системой, ориентированной на широкие слои населения и использующей различные карточные продукты как внутренние, так и международные с максимальной степенью учета национальных возможностей.

Нет никаких сомнений в том, что все банки республики рано или поздно захотят оказаться в глобальной сети, чтобы приобщиться к электронной коммерции. Этот новый продукт появился не так давно и активно развивается, то есть дает возможность приобретения товаров и услуг на расстоянии с помощью инструментов, предоставляемых глобальной сетью Internet. Сегодня есть, возможность, используя продукты CyberCash, DigiCash, NetCash и др., осуществлять операции купли - продажи с домашнего компьютера через виртуальные банки. Микропроцессорная карточка в этом случае выполняет роль генератора электронных денежных знаков. Данная технология, хотя и получила широкое распространение в мире, применительно к нашим условиям нуждается в доработке и совершенствовании как в области обеспечения безопасности сделок, так и стандартизации. Вместе с тем весьма привлекательными выглядят проекты создания в Минске Центров электронной торговли стран СНГ.

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек является одним из основополагающих направлений развития платежной системы нашей страны. Среди главных факторов, препятствующих процессу внедрения пластиковых карточек в стране следует выделить следующие: медленное развитие технической инфраструктуры, обеспечивающей использование банковских пластиковых карточек как инструмента для получения наличных денег и осуществления расчетов за товары и услуги; значительные затраты на создание технической инфраструктуры как национальной, так и международных систем; несовершенство экономических отношений, в частности между участниками системы «Белкарт»; недооценка банками маркетинга как действенного инструмента внедрения пластиковых карточек на рынке банковских продуктов Республики Беларусь.

Информация о работе Банковские платиковые карточки