Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:57, контрольная работа
Эмиссионные операции - это операции по выпуску и изъятию денег и их обращения. Эмиссию осуществляет исключительно ЦБ РФ – это установлено законодательно. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов и металлической монеты. ЦБ устанавливает признаки платежеспособности банкнот и монет и несет ответственность за покупюрный состав наличных денег в обращении, необходимых для расходов на территории России. На ЦБ РФ возложена обязанность укрепления денежного обращения в целях обеспечения устойчивости и платежеспособности денежной единицы России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМИССИОННЫХ
ОПЕРАЦИЙ …5стр
1.1. Субъект эмиссионной операции… 5стр
1.2. Принципы организации эмиссионных операций ЦБ РФ…11стр
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИССИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ… 20стр
2.1. Законодательная структура…20стр
2.2. Налогообложение эмиссионной деятельности …21стр
3. КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
БАНКОМ ДЕНЕЖНЫХ ЭМИССИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ …22стр
3.1. Контроль за эмиссионными операциями наличности… 22стр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …24стр
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …27стр
Цифры свидетельствуют
о беспрецедентном успехе выпуска
краткосрочных фондовых инструментов;
около 95 процентов всех срочных вкладов
юридических лиц оформлено
Попытки превратить
банковский вексель в платежное
средство имеют в России свою специфику,
определяемую «кризисом неплатежей»,
который в условиях жесткой монетарной
политики может быть смягчен заменой
денежных расчетов другими платежными
инструментами. Поэтому коммерческие
банки имеют возможность
1.2.Принципы организации эмиссионных операций ЦБ РФ
Принципы организации
эмиссионных операций ЦБ РФ обусловлены
основными целями его деятельности
ЦБ, в соответствии с которыми Центральный
банк:
- монопольно осуществляет эмиссию наличных
денег
- прогнозирует и организует производство,
перевозку и хранение банкнот и монет
- создает резервные фонды банкнот и монет
- устанавливает правила хранения, перевозки,
инкассации денег для кредитных организаций
- устанавливает признаки платежеспособности
денежных знаков и порядок замены поврежденных
банкнот и монет, а также их уничтожение.
Осуществление эмиссии банкнот является показателем независимости Центрального банка от государственных органов. При этом любое покрытие бюджетного дефицита, государственных расходов выпуском денег со стороны ЦБ (бюджетная эмиссия) ограничивает независимость ЦБ в проведении денежно-кредитного регулирования.
Прогнозирование потребности
хозяйственного оборота в денежных
средствах осуществляется путем
установления контрольных цифр минимальных
и максимальных границ прироста денежной
массы.
ЦБ РФ использует экономико-математические
модели функций спроса и предложения денег
и дает оценку оптимальной на данном этапе
емкости совокупного денежного оборота
и потенциального предложения денег. Плановые
показатели лимитов по объему выпуска
наличных денег в обращение отдельно не
устанавливаются. ЦБ в конечном счете
берет на себя обязательство увязывать
эмиссию банкнот с процессом производства
и обмена товаров и услуг или обязательство
не выпускать такого количества банкнот,
на которые владельцы товаров, исполнители
работ и услуг не согласны обменивать
свои собственные активы. Необходимость
обслуживания товарооборота фактически
означает, что новые выпуски наличных
денег могут осуществляться либо в целях
замены физически износившихся банкнот,
либо под рост национального богатства.
При этом отметим следующее: если часть банкнот не возвращается в ЦБ и накапливается на руках, происходит тезаврация, образуются дополнительные ресурсы, которые при определенных условиях усиливают инфляционные тенденции.
Необходимо отметить,
за Центральным банком законодательно
закреплена только монополия на эмиссию
наличных денег в обращение. Однако,
центральный банк может воздействовать
и на безналичную эмиссию, которая осуществляется
коммерческими банками с учетом банковского
(депозитного) мультипликатора. Это влияние
осуществляется, во-первых, через рефинансирование
банков (расширяя или сжимая рефинансирование,
центральный банк увеличивает или уменьшает
банковские ресурсы, увеличивая или уменьшая
способность коммерческих банков «делать
деньги»), во-вторых, через изменение нормы
обязательного резерва, уменьшая или увеличивая
свободные ресурсы коммерческого банка.
Кроме того, величина банковского (депозитного)
мультипликатора находится в обратной
зависимости именно от норматива обязательных
резервов коммерческих банков. Следовательно,
через изменение норматива обязательных
резервов коммерческих банков центральный
банк воздействует на величину банковского
(депозитного) мультипликатора, уменьшая
или увеличивая способность создания
денег системой коммерческих банков.
Выполнение Центральным банком роли эмиссионного
центра страны непосредственно связана
с его ролью как органа денежно-кредитного
регулирования. Как орган денежно-кредитного
регулирования Центральный банк регулирует
состояние денежно-кредитной сферы, управляет
совокупным денежным оборотом, спросом
на кредит и его предложением, проводит
денежно-кредитную политику.
Характер проводимой
денежно-кредитной политики зависит
от степени независимости
Разработка и
проведение денежно-кредитной политики
включает в себя:
- проведение исследований по проблемам
экономики и состояние денежно-кредитной
сферы, образующих основу денежно-кредитной
политики
- определение направлений денежно-кредитной
политики
- выбор основных инструментов денежно-кредитного
регулирования: рефинансирование банков,
нормативы обязательных резервов, депозитные
операции, процентная политика, операции
на открытом рынке.
- создание и ведение статистических данных
по объему денежной массы, кредитам и сбережениям
- составление денежных программ и контроль
за их выполнением.
Двухуровневая банковская система предполагает
взаимодействие Центрального банка только
с коммерческими банками, без его непосредственного
вмешательства в деятельность реального
сектора экономики. Поэтому основной вклад
Банка России в улучшение условий работы
реального сектора экономики состоит
в проведении такой денежно- кредитной
политики, которая должна обеспечить необходимую
степень насыщения экономики деньгами
при одновременном сдерживании инфляции.
Такая политика позволяет создать предпосылки
для увеличения совокупного спроса, нормализации
денежных потоков, решения проблемы неплатежей
и вытеснения денежных суррогатов.
Поэтому особенно важным
является следующее направление
деятельности центрального банка: Центральный
банк выступает и как банк банков.
Центральный банк хранит свободные
денежные резервы коммерческих банков,
является расчетным центром банковской
системы, предоставляет ссуды
Однако, доступ к этим кредитам во всех странах ограничен, поскольку необоснованное кредитование коммерческих банков может подхлестнуть инфляцию. Общая сумма ссуд Центрального банка лимитируется на определенную сумму. Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающие временные финансовые трудности. Более того, степень доступа к кредитам центрального банка зависит от уровня развития страны. Практически во всех развитых странах банки пользуются возможностью получения рефинансирования.
В соответствии с
такой целью деятельности центрального
банка, как обеспечение стабильности
банковской системы, центральный банк
выступает как орган
Контроль проводится
с целью обеспечения надежности
и устойчивости отдельных банков
и предусматривает целостный
и непрерывный надзор за осуществлением
банками своей деятельности в
соответствии с законами и инструкциями.
Надзор необходим, поскольку банковская
деятельность по своей природе нестабильна:
банки работают в основном за счет
привлеченных, а не собственных ресурсов,
платежеспособность банков во многом
зависит от их способности сохранять
доверие как вкладчиков, так и юридических
лиц, клиентов, структуры сроков по активным
и пассивным операциям различны, балансы
банков и их внебалансовые позиции могут
меняться быстрее, чем в производственных
и торговых предприятиях и т.п. Кроме того,
центральный банк может предупредить
так называемые «системные» кризисы банков
или сгладить их последствия. Общие принципы
банковского надзора, сформулированы
Базельским комитетом банковского надзора,
который в 1977 г. разработал и опубликовал
«Базовые принципы эффективного надзора
на банковской деятельностью». Этими принципами
руководствуется и Центральный банк РФ,
осуществляя надзор за деятельностью
российских коммерческих банков.
Надзор Банка России за коммерческими
банками начинается со стадии регистрации
и выдачи лицензий на осуществление банковской
деятельности, проведение отдельных банковских
операций (например, валютных операций,
операций коммерческих банков с ценными
бумагами). В процессе осуществления банковской
деятельности Центральный банк проводит
дистанционный надзор и инспектирование
на местах. Дистанционный надзор предполагает
получение, проверку и анализ финансовых
отчетов и статистических данных. При
этом контролируется выполнение банками
установленных экономических нормативов
и других пруденциальных норм деятельности.
Директивное введение таких нормативов
сдерживает экспансию банков на депозитном
рынке, позволяет гарантировать соблюдение
интересов вкладчиков. Таким образом Центральный
банк получает информацию о ликвидности,
платежеспособности и финансовом состоянии
коммерческих банков. Эта работа проводится
также при анализе оборотов и остатков
денежных средств на счетах коммерческих
банков в РКЦ. Естественно, что эффективность
банковского надзора во многом зависит
от своевременного и полного представления
банками достоверной информации.
При инспектировании
на местах Центральный банк использует
метод выборки, уделяя особое внимание
системам учета и контроля в банке.
Центральный банк как агент правительства.
Центральный банк выполняет операции
по размещению и погашению государственного
долга, кассовому исполнению бюджета,
ведет счета правительства, является его
финансовым консультантом, а также осуществляет
перевод валютных средств при расчетах
правительства с другими странами и международными
финансово-кредитными организациями.
В операциях по размещению
и погашению государственного долга
Центральный банк выступает одним
из участников размещения и держателем
части государственных
В то же время, в настоящее время Центральный банк не имеет права предоставлять прямые кредиты Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Это является одним из проявлений независимости Центрального банка.
Кассовое исполнение бюджета - это организация приема, хранения и выдачи государственных бюджетных средств, и средств государственных внебюджетных фондов, ведение учета и отчетности.
Не менее важной
сферой деятельности Центрального банка
является регулирование спроса на иностранную
валюту и ее предложения с целью
достижения устойчивого курса национальной
валюты по отношению к иностранным
валютам. При этом центральный банк
выступает как орган валютного
регулирования и валютного
Как орган валютного регулирования в РФ Банк России:
определяет сферу и порядок обращения валютных ценностей на территории РФ;
устанавливает правила и порядок проведения в РФ резидентами и нерезидентами валютных операций, единые формы учета, документации и статистики валютных операций;
выдает и отзывает лицензии кредитным учреждениям на осуществление валютных операций.
Валютный контроль в РФ ставит своей целью обеспечение соблюдения валютного законодательства при проведении валютных операций. Как орган валютного контроля Центральный банк действует совместно с Государственным таможенным комитетом России, Федеральной службой по валютному и экспортному контролю России через агентов валютного контроля: уполномоченные банки. В рамках валютного контроля Центральный банк через уполномоченные банки контролирует:
правильность проведения операций по экспорту, импорту товаров, работ, услуг;
правильность использования режимов валютных счетов;
соблюдение порядка
обязательной продажи части валютной
выручки клиентами
правильность организации работы обменных пунктов на территории РФ, совершения и учета валютно-обменных операций в уполномоченных банках.
Помимо основных направлений деятельности Центрального банка есть и дополнительные, не связанные непосредственно с его основной задачей, но способствующие ее выполнению.
К числу этих направлений
деятельности относится проведение
аналитических, статистических и научных
экономических исследований, прогнозирование
экономических процессов прежде всего
на макроуровне, анализ изменения экономической
конъюнктуры, анализ финансового положения
предприятий, осуществление связей с небанковской
клиентурой, предоставление определенного
набора общественных услуг (услуг коллективного
пользования), подготовка и повышение
квалификации кадров.
Необходимость проведения аналитических,
статистических и научных экономических
исследований и составление экономических
прогнозов развития российской экономики
вызвана тем, что именно Центральный банк
готовит проект основных направлений
единой государственной денежно-кредитной
политики на предстоящий год и представляет
его в Государственную Думу. В соответствии
с Федеральным законом о Центральном банке
(Банке России) основные направления единой
государственной денежно-кредитной политики
на предстоящий год включают следующие
положения:
- анализ состояния и прогноз развития
экономики России
- основные ориентиры, параметры и инструменты
единой государственной денежно-кредитной
политики.
С экономической точки зрения анализ и исследования общеэкономических процессов со стороны Центрального банка необходимы для выбора направлений денежно-кредитной политики, качества ее разработки и реализации. Принятие решения об основных ориентирах, параметрах и инструментах денежно-кредитной политики основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в России, с тем, чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.
Относительно новым направлением деятельности Центрального банка является проведение мониторинга предприятий реального сектора экономики в рамках реализации проекта «Центр мониторинга предприятий». Целью данного проекта является создание в Банке России целостной системы мониторинга предприятий реального сектора в целях совершенствования денежно-кредитной политики с учетом современных условий развития российской экономики.