Банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитной организации. Аудиторская проверка кредитной организации, банковских групп

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 10:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучить и раскрыть понятие банковского регулирования и надзора, понятие контроля, их соотношение, сходства и различия. Также планируется изучить тему аудиторской проверки кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов., дать основные понятия и определения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И БАНКОВСКИЙ НАДЗОР 5
ГЛАВА II. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, БАНКОВСКИХ ГРУПП И БАНКОВСКИХ ХОЛДИНГОВ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 70.20 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«СИНЕРГИЯ»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

по предмету: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

на тему: БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, БАНКОВСКИХ ГРУПП И БАНКОВСКИХ ХОЛДИНГОВ.

 

 

 

 

 

Студентка: Кленяева Юлия Викторовна

Группа: СЛЮ-001

 

 

 

Москва  – 2012г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И БАНКОВСКИЙ НАДЗОР 5

ГЛАВА II. АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, БАНКОВСКИХ ГРУПП И БАНКОВСКИХ ХОЛДИНГОВ 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе будет подробно рассмотрена  тема банковского регулирования, будут  освещены как теоретические, так  и практические аспекты надзора  за деятельностью кредитных организаций, будет также рассмотрена тема аудиторской проверки кредитной  организации, банковских групп и  банковских холдингов.

Тема  курсовой работы является достаточно актуальной в силу того, что деятельность коммерческих банков затрагивает имущественные  и социальные права широкого круга  граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их вкладчиками, кредиторами  и акционерами. Поэтому государство  в лице Центрального банка осуществляет наблюдение и контроль за устойчивость каждого банка и всей банковской системы. Особенности правовых основ  функционирования, обуславливают наличие  у банка колоссальных прав по регулированию  банковских отношений (вплоть до прекращения  деятельности и ликвидации банков) и требуют от него высокого профессионализма и ответственности в принятии управленческих решений. Все это  позволяет сделать обоснованный вывод о том, что тема банковского  регулирования чрезвычайно актуальна  на настоящий момент.

Основной  функцией Банка России в соответствии с российским законодательством  является обеспечение устойчивости рубля. Однако профессор Тосунян  Г.А., анализируя зарубежное законодательство, приходит к обоснованному выводу о том, что основополагающая цель деятельности Банка России – поддержание  стабильности национальной экономики  либо политической стабильности в стране1. Центральный банк Российской Федерации является высшим органом банковского регулирования и контроля деятельности кредитных организаций. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Целью написания  курсовой работы является изучить и  раскрыть понятие банковского регулирования  и надзора, понятие контроля, их соотношение, сходства и различия. Также планируется  изучить тему аудиторской проверки кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов., дать основные понятия и определения.

В процессе исследовании будут рассмотрены  вопросы:

1. Понятие  банковского регулирования и  надзора. Теоретические аспекты.

2. Надзор  Банка России за деятельностью  кредитных организаций и регулирование  из деятельности.

3. Аудит  кредитной организации, банковских  групп и банковских холдингов.

Для достижения поставленной цели, в работе будут  использованы Федеральные законы, нормативные  акты, акты Банка России, учебная  и периодическая литература, официальный  сайт Центрального банка.

 

ГЛАВА I. БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И БАНКОВСКИЙ НАДЗОР

Банк  России является органом банковского  регулирования и банковского  надзора. Регулирование и надзор – взаимосвязанные понятия.

Банковское регулирование – издание Центральным банком Российской Федерации правовых актов, обязательных для исполнения всеми кредитными организациями, а также в силу наличия полномочий совершение юридически значимых действий, которые могут влиять на состав и структуру банковской системы.

Банковский надзор - это деятельность по обеспечению соответствия кредитных организаций распространяющимся на них требованиям в банковском секторе.

По  своей структуре российская система  регулирования и надзора за банковской деятельностью имеет много общего с банковскими системами Великобритании и Италии, в которых осуществление  банковского надзора — исключительная компетенция центральных банков. Вместе с тем в таких странах, как США, Германия, Франция, Япония, существуют смешанные системы банковского  надзора. Их спецификой является то, что  центральный банк разделяет обязанности  по надзору с другими государственными органами (в США — с Минфином через Контролера денежного обращения, 50 банковскими департаментами при правительствах штатов), во Франции —- с Банковской комиссией, в Германии —- с Федеральным ведомством по надзору за кредитным делом, в Японии — с Бюро банков при Министерстве финансов.

Главными целями банковского  регулирования и надзора является развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы, а также защита и обеспечение интересов физических и юридических лиц — вкладчиков и кредиторов кредитных организаций. Тем не менее, несмотря на столь важные цели, существуют законодательно установленные пределы банковского регулирования и надзора. Так, Банк России не вправе вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

Банк  России осуществляет регулирующие и  надзорные функции через специально созданный на постоянной основе Комитет  банковского надзора. Он объединяет все структурные подразделения  Банка России, обеспечивающие выполнение надзорных функций. Состав Комитета утверждается Советом директоров. Его  руководитель назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров. Положение о Комитете банковского надзора и его структура утверждаются Советом директоров.

Методы регулирования банковской деятельности можно разделить на административные (на основе одностороннего волеизъявления Банка России) и рыночные (по соглашению сторон).

К административным методам регулирования относятся:

  1. государственная регистрация кредитных организаций. Внесение кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации. Банк России ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций;
  2. лицензирование банковской деятельности. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения специального разрешения (лицензии), выданной Банком России;
  3. установление квалификационных требований к руководителям и главным бухгалтерам, их заместителям кредитной организации, их филиалов;
  4. установление нормативов обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных денежных средств (резервные требования);
  5. установление обязательных для исполнения кредитными организациями правил проведения банковских операции, а также правил ведения бухгалтерского учета;
  6. установление обязательных нормативов, среди которых можно выделить закрепление минимального размера уставного капитала для создаваемых кредитных организации, предельного размера имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организаций, максимального размера крупных кредитных рисков, установление норматива достаточности собственных средств (капитала), максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам);
  7. проведение плановых и внеплановых, комплексных и тематических проверок кредитных организаций;
  8. предварительное письменное согласование на приобретение более 20% долей (акций) кредитной организации, в случае если Банк России не сообщил о принятом решении в течение 30 календарных дней с момента получения ходатайства, то сделка считается разрешенной. При приобретении более 1% долей (акций) кредитной организацией Банк России должен быть письменно уведомлен покупателем в течение 30 календарных дней с момента данного приобретения;

9) введение прямых количественных ограничений Банка России путем установления лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение отдельных банковских операций. Использование данного метода возможно только после консультаций с Правительством РФ;

10) установление размеров процентных ставок по выдаваемым кредитам, официальных курсов иностранных валют;

11) назначение кураторов в кредитные организации.

Рыночные методы регулирования предполагают:

  1. операции на открытом рынке, а именно эмиссия облигаций, купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг для поддержания ликвидности рынка государственных долговых обязательств и кредитования. Банк России также вправе осуществлять куплю-продажу акций только при условии совершения поздней обратной сделки, а также при их реализации при отказе контрагента от исполнения обязательств по такой обратной сделке;
  2. валютные интервенции путем купли-продажи иностранной валюты на валютном рынке в целях воздействия на курс российского рубля, суммарный спрос и предложение денег;
  3. кредитование (рефинансирование) на срок до одного года, но Банк России не имеет права пролонгировать кредитные договоры без разрешения Совета директоров Банка России, для обеспечения кредитных организаций ликвидными ресурсами (денежными средствами).

Также Банк России вправе: осуществлять операции с драгоценными металлами, выдавать поручительства и банковские гарантии, проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, которые могут влиять на соответствующий сегмент финансового рынка, способствовать дальнейшему развитию предприятий отраслей народного хозяйства.

Как надзорный орган Банк России вправе налагать определенные меры ответственности на кредитные организации. Гак, в случае нарушения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, а также непредставления информации или представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений и взыскать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в  деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или осуществляемая кредитной организацией деятельность создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

  • взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1% размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;
  • потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов, замены руководителей кредитной организации, осуществления реорганизации кредитной организации;
  • изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;
  • ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;
  • назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;
  • ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 3, 4); предложить учредителям (участникам) кредитной организации предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Банк  России вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения. При этом кредитная организация не может быть привлечена к ответственности, если со дня совершения правонарушения прошло более 5 лет.

Применение  мер воздействия к кредитной  организации не исключает применения к кредитной организации административной ответственности в случае наличия в ее деятельности состава административного правонарушения, предусмотренного в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

Но наиболее серьезной  мерой воздействия на кредитные  организации является отзыв лицензии на осуществление банковских операций. Применение данной меры ответственности означает для коммерческой организации запрет на осуществление в дальнейшем банковской деятельности. Основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций делятся на две группы.

К первой группе относятся основания, при наличии которых Банк России обязан отозвать лицензию. Данный перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Информация о работе Банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитной организации. Аудиторская проверка кредитной организации, банковских групп