Валютный рынок Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:54, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ текущего состояния валютного рынка Республики Беларусь и определение основных направлений его развития. Для достижения поставленной цели в работе выделены следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы функционирования валютного рынка;
- провести анализ состояния валютного рынка Республики Беларусь;
- определить основные направления развития валютного рынка Республики Беларусь.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы функционирования валютного рынка 4
1.1 Сущность, функции и основные элементы валютного рынка 4
1.2 Основные операции на валютном рынке 10
1.3 Регулирование и контроль за операциями на валютном рынке 13
2 Анализ валютного рынка Республики Беларусь 15
2.1 Общая характеристика валютного рынка Республики Беларусь 15
2.2 Динамика показателей валютного рынка Республики Беларусь 19
3 Направления и перспективы развития валютного рынка Республики Беларусь 25
Заключение 29
Список использованных источников 30

Вложенные файлы: 1 файл

Валютный рынок РБ.docx

— 583.03 Кб (Скачать файл)

При этом задачи оперативного реагирования на создавшуюся ситуацию, а также  целесообразность предотвращения повышенного  спроса на иностранную валюту, который  наблюдается при медленном и  очевидном для субъектов экономики  снижении курса, обусловили выбор разового характера корректировки курса  белорусского рубля. При осуществлении  «растянутого» снижения курса возникает  достаточно длительный период нестабильности, на протяжении которого подогреваются  неоправданно высокие инфляционные ожидания предприятий и населения. Это могло разбалансировать работу всей экономической системы.

 

Исходя  из этого, 2 января 2009 года была осуществлена корректировка обменного курса белорусского рубля к доллару США на 20,45 % – до уровня 2650 белорусских рублей за доллар. Соответственно изменился курс к другим валютам.

Новый действующий  уровень курса позволил восстановить ценовую конкурентоспособность  белорусского экспорта, в первую очередь  в Россию и Европу, а также создал условия для сокращения импорта, что в свою очередь направлено на улучшение сальдо внешней торговли и платежного баланса страны. Соответственно усилены стимулы для развития импортозамещающего производства и  роста внутреннего спроса на отечественную  продукцию.

В целях  обеспечения стабильности нового уровня курса Национальный банк Республики Беларусь предпринял ряд мер. Так, со 2 января 2009 года Национальный банк Республики Беларусь перешел к использованию  механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных  валют. Введение валютной корзины позволит более эффективно управлять курсом национальной валюты по отношению к  иностранным валютам, имеющим основное значение для внешнеэкономической  деятельности Республики Беларусь, что  повысит устойчивость экономики  к воздействию внешних факторов, в том числе шоков, связанных  с изменениями в курсовой политике стран – основных торговых партнеров.

При использовании  нового механизма курсообразования обеспечивается общая стабильность курса белорусского рубля к корзине иностранных валют: доллар США – евро – российский рубль. Эти определяющие для экономики Беларуси иностранные валюты вошли в состав корзины с равными долями. Ее рублевая стоимость рассчитывается как среднее геометрическое двусторонних курсов национальной валюты к доллару США, евро и российскому рублю.

Курсовая  политика в 2009 году была направлена, прежде всего, на поддержание ценовой конкурентоспособности белорусской продукции, что в определенной мере компенсировало негативное влияние падения внешнего спроса, а также на обеспечение финансовой стабильности как условия для долгосрочного экономического роста.

В целях  сохранения возможности для гибкой реакции курсовой политики в случае появления дополнительных неблагоприятных  внешних факторов с 22 июня 2009 года границы допустимых колебаний стоимости корзины иностранных валют были расширены с +/-5 до +/-10 % [8].

Изменение курсовой политики Национального банка в 2009 году привело к некоторому снижению    рисков,    связанных    с    взаимными    колебаниями    обменных    курсов иностранных валют. В то же время по сравнению с 2008 годом увеличились дневные колебания курса белорусского рубля к доллару США.


Дневные колебания курса белорусского рубля  к доллару США (без учета разовой  корректировки, осуществленной 2 января 2009 г.) в 2009 году составляли от минус 1.54 до 1.78 % при среднем дневном изменении курса 0.21 % (в 2008 году - от минус 0.28 до 0.09 % и 0.02 % соответственно).

Дневное изменение курса белорусского рубля  к евро в 2009 году находилось в пределах от минус 2.6 до 2.2 % (в 2008 году - от минус 3.3 до 3.4 %), к российскому рублю - от минус 3.2 до 5.3 % (в 2008 году - от минус 2.1 до 2.8 %).

Средневзвешенный  курс белорусского рубля к доллару  США на внебиржевом рынке в 2009 году отклонялся от курса, установленного Национальным банком, в среднем на 0.8%, на рынке наличной валюты - на 1% (рисунок 2.2) [3].

 

Рисунок 2.2 –  Изменение официального курса белорусского рубля в 2009 году к началу года, %

 

Девальвационные процессы 2009 гола оказали существенное влияние на соотношение доходности рублевых и валютных депозитов. Всплеск рублевой доходности вкладов в иностранной валюте, последовавший после одномоментной девальвации в январе 2009 г., наряду с ростом девальвационных ожиданий способствовал временному падению интереса вкладчиков к осуществлению сбережений в национальной валюте.


 

В результате ослабления курса белорусского рубля  в конце 2008 года и его одномоментной  девальвации на 20 % в начале 2009 года резко возросла рублевая доходность валютных вкладов. Если в течение почти всего 2008 года она составляла 6.5 % годовых, то в декабре 2008 г. она сложилась на уровне 35.6 % годовых, и в январе 2009 г. - 253.3 % годовых.

В сложившихся условиях в целях  стабилизации ситуации на валютном рынке Национальным банком был принят ряд мер в области процентной политики по сокращению перетока рублевых вкладов во вклады в иностранной валюте и повышению привлекательности рублевых депозитов: повышение ставки рефинансирования Национального банка, увеличение процентных ставок по операциям Национального банка, рекомендации банкам по снижению процентных ставок по вновь привлекаемым срочным депозитам физических лиц в иностранной валюте [3].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Направления и перспективы развития  валютного рынка Республики Беларусь

Регулирование валютного рынка базируется на постоянно совершенствуемом валютным законодательстве, которое в конечном счете направлено на решение проблемы формирования валютных курсов и обоснование принципов их регулирования. При этом в валютном законодательстве учитывают три основные направления.

1. Исходят, как правило, из того, что в условиях бумажно-денежного обращения существую те же формы валютных операций, что и при золотом стандарте. Однако в современных условиях валютные курсы из-за отсутствия регулятора, опирающегося на неограниченный обмен бумажных денег на золото, колеблются в зависимости от того, какой валютный режим установлен в данной стране. Например, в отдельных странах Латинской Америки валютные курсы тесно связаны с состоянием мировых цен на определенный товар, занимающий активное место в их экспорте. Так, на курс мексиканского доллара оказывают сильное влияние цены на серебро и нефть, курс боливара — валюты Венесуэлы — зависит от цен на нефть, а курс боливиано — валюты Боливии — от цен на олово.

2. При решении проблемы использования чужих платежных средств перед регулирующими органами стоят две задачи:

  • усилить приток иностранной валюты;
  • рационализировать и по возможности сократить непроизводительное расходование средств.

В связи  с этим всю систему валютного  законодательства можно разделить  на две основные группы. К первой относятся все те акты, которые  поощряют привлечение иностранной  валюты и ее конкуренцию, ко второй — акты, ограничивающие распоряжение средствами, которые могут быть использованы для международных платежей. В этом случае устанавливаются субъекты, в отношении которых действуют ограничительные или принудительные меры. Сюда входят золото, платежные средства, как чужие, так и свои, ценные бумаги (акции, облигации), платежные и кредитные документы и т.п. Определяются также категории операций, подпадающие под ограничения. В одних случаях они носят общий характер, как например, товары, услуги, индивидуальные переводы, в других — более детальный, когда конкретизируются отдельные товары или отдельные услуги. Устанавливается различный режим по отношению к физическим и юридическим лицам в зависимости от их места пребывания в стране или за границей. Определяются твердые курсы на покупку и продажу иностранной валюты, причем в некоторых странах допускается совершение сделок по свободному (рыночному) курсу в тех случаях, когда частично операции не подпадают под ограничительные нормы.

3. В законодательном порядке  осуществляется мобилизация иностранных  платежных средств и золота, которая  заключается в следующем:

  • в некоторых странах закон обязывает всех граждан сдать в 
    банки принадлежащие им иностранные деньги и золотые монеты 
    и золото в слитках банкам в обмен на свою валюту;
  • закон обязывает отдельных граждан и учреждения, имеющие за границей текущие счета, дать распоряжение о перечислении остатков по этим счетам на текущие счета банков, которым разрешено производить международные расчеты;
  • закон обязывает держателей иностранных ценных бумаг (акций и облигаций) продавать их государству, которое в свою очередь реализует их за границей в целях пополнения своих ресурсов в иностранной валюте;
  • закон обязывает всех экспортеров передавать получаемую ими выручку от реализации своих товаров в иностранной валюте упомянутым выше банкам. При этом существует несколько вариантов: по одному из них вся выручка должна быть переведена, а сумма, необходимая для производства расходов, связанных с экспортом, представляется банками по специальным разрешениям. В других случаях экспортер обязан сдавать только чистую выручку за вычетом своих расходов. В третьих - экспортер обязан сдавать государству, в лице указанных банков или центральных банков, только часть вырученной им валюты, например, 80 %, остальную он может использовать по своему усмотрению, например, для закупки импортных товаров. Иногда разрешается часть валюты не сдавать, а продавать на валютном рынке. К числу поощрительных мероприятий относится также официальная доплата премий экспортерам за сдаваемую ими иностранную валюту [12, c.223].

Кризисный 2009 год стал испытанием для финансовых систем всего мира, включая финансовый сектор Беларуси. На основе валютной корзины в 2009 году белорусский рубль подешевел к корзине на 105,72 пунктов в абсолютном выражении, или на 11% в относительном выражении (по сравнению с первоначальным значением стоимости корзины валют 960 руб., установленной 2 января 2009 г.). То есть можно сказать, что Национальный банк Беларуси только использовал лимит 2009 г. 

На 2010 год центральный банк установил границы валютного коридора в пределах +/-10% к значению стоимости белорусского рубля по отношению к корзине валют на 31 декабря 2009 г. (1036,27 руб.), соответственно, границы валютного коридора составляют от 932,64 руб. до 1139,0 руб.

Таким образом, плавное снижение национальной валюты по отношению к корзине валют  находится в пределах установленного валютного коридора и направлено на поддержку ценовой конкурентоспособности  белорусских экспортеров на внешних  рынках. Особенно от этого выигрывают те предприятия, у которых затраты  номинированы в белорусских рублях, а поступающая валютная выручка  – в российских рублях и долларах США.

Курсовая политика Нацбанка в 2010 году направлена на стимулирование экспорта (за счет его удешевления) и одновременное ограничение импорта (за счет его удорожания). При этом снижение курса белорусского рубля в последнее время обусловлено в том числе укреплением доллара и российского рубля на международном рынке.

Оценивая  перспективы развития валютного  рынка Беларуси, следует отметить, что по оценкам участников рынка Forex, в ближайшее время опасения по поводу суверенного долга Греции и некоторых других стран, вероятно, несколько снизятся, что будет способствовать укреплению евро относительно доллара.

Поддержку евро окажет и публикация статистических данных о рекордно высоком росте  промышленного производства в еврозоне.

В такой  ситуации участники валютного рынка  прогнозируют определенное укрепление евро к доллару (по крайней мере, в краткосрочной перспективе). Для  Беларуси это также будет означать некоторое ослабление американской валюты к национальной валюте. Кроме  того, курс белорусского рубля к  корзине валют может также  несколько укрепится.

Тем более  что с точки зрения динамики реального  эффективного курса белорусского рубля  относительно корзины валют основных торговых партнеров Беларуси (с учетом соотношения темпов инфляции) дальнейшая девальвация национальной валюты выглядит нецелесообразной. Значение индекса  реального курса национальной валюты удалось вернуть на докризисный  уровень, более того, сейчас показатель находится даже чуть ниже своей равновесной  траектории.

Эксперты  МВФ на основе двух рассчитанных моделей (модели совместной оценки Консультативной группы по вопросам валютных курсов и гибридной модели совместной оценки КГВК) также делают вывод о том, что в рамках базисных мер политики нет четкого свидетельства того, что валютный курс в Беларуси существенно завышен. По их мнению, «текущий валютный курс – возможно, с небольшим реальным снижением в рамках существующего курсового коридора, – может считаться устойчивым».

Вместе  с тем, в среднесрочной перспективе (ближайших нескольких лет) существуют определенные риски, связанные с  активным наращиванием совокупного  внешнего долга Беларуси, дефицитом  текущего счета платежного баланса, относительно невысоким уровнем  достаточности золотовалютных резервов и другими факторами.

Поэтому на современном этапе на первый план выходит сбалансирование внешней  торговли с выходом на положительное  сальдо счета текущих операций платежного баланса Беларуси. В этом контексте  необходимо активизировать рыночные и  институциональные реформы, а также  мероприятия по улучшению делового и инвестиционного климата.

Информация о работе Валютный рынок Республики Беларусь