Государственное регулирование фондового рынка Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:28, контрольная работа

Краткое описание

На сегодняшний день в основном сформированы экономические, правовые, и организационно-управленческие основы фондового рынка, создана его инфраструктура.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………......3

1.Система государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ

1.1 Основные принципы и цели регулирования рынка ценных бумаг….............4

1.2 Государственные институты, регулирующие рынок ценных бумаг………...8
1.3 Основы лицензирования деятельности на рынке ценных бумаг в России....18

2. Основные проблемы регулирования на рынке ценных бумаг РФ

2.1 Саморегулируемая организация как один из способов контроля на рынке ценных бумаг……………………………………………………………………….24

2.2. Мошенничество на рынке ценных бумаг…………………………………….28

Заключение………………………………………………………………………....34

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Копия Контрольная работа по РЦБ.doc

— 180.00 Кб (Скачать файл)

     Участники саморегулируемой организации в соответствии с законом вступают в нее добровольно, но при этом обязуются выполнять устанавливаемые ею требования и стандарты. На практике федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг для выдачи лицензии на право заниматься соответствующим видом профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в качестве обязательного условия выдвигает требование об обязательном вхождении в состав участников соответствующей саморегулируемой организации. Тем самым, по сути, нарушается провозглашенный в законе принцип добровольности вхождения в саморегулируемую организацию.

   Основными функциями (задачами) саморегулируемой организации являются:

  1. устанавливает правила и стандарты осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и операций с ценными бумагами для своих членов;
  2. выдает ходатайства для получения в лицензирующих органах лицензий на право осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  3. осуществляет контрольные полномочия, указанные в пункте 7.3 настоящего Положения;
  4. налагает санкции и применяет меры воздействия к своим членам, нарушающим требования законодательства РФ о ценных бумагах, настоящего Положения и иных нормативных актов Федеральной комиссии, нормативных актов других органов, осуществляющих регулирование и контроль на рынке ценных бумаг, принятых по согласованию с Федеральной комиссией, а также устава и внутренних документов саморегулируемой организации;
  5. направляет в Федеральную комиссию предложения по совершенствованию законодательства РФ о ценных бумагах, а также анализирует практику реализации законодательства Российской Федерации о ценных бумагах;
  6. в соответствии с квалификационными требованиями Федеральной комиссии разрабатывает учебные программы и планы, осуществляет подготовку руководителей и сотрудников организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, определяет квалификацию указанных лиц и выдает им квалификационные аттестаты.

   Для учреждения саморегулируемой организации требуется не менее 10 профессиональных участников. Статус саморегулируемой организации присваивается на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Саморегулирующая организация являющаяся организатором торговли, обязана помимо требований, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи и статьей 10 настоящего ФЗ, установить и соблюдать правила[3]:

  1. заключения, регистрации и подтверждения сделок с ценными бумагами;
  2. проведения операций, обеспечивающих торговлю ценными бумагами (клиринговых и/или расчетных операций);
  3. оформления и учета документов, используемых членами организации при заключении сделок, проведении операций с ценными бумагами;
  4. разрешения споров, возникающих между членами организации при совершении операций с ценными бумагами и расчетов по ним, включая денежные;
  5. процедуры предоставления информации о ценах спроса и предложения, о ценах и об объемах сделок с ценными бумагами, совершаемых членами организации;
  6. оказания услуг лицам, не являющимся членами организации.

     Примерами саморегулируемых организаций, имеющих  отношение к российскому рынку  ценных бумаг, являются Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг (НАУРАГ) Ассоциация валютных бирж России, Профессиональная организация регистраторов, трансферагентов и депозитариев (ПАРТАД) и др.

     В состав участников указанных организаций, кроме профессиональных участников фондового рынка, обычно еще входят коммерческие банки, инвестиционные компании, организации, специализирующиеся на разработке компьютерного обеспечения, и т.п. Однако на рынке имеются

и другие добровольные объединения профессиональных участников различного рода, которые  в той или иной мере выполняют  какие-то регулятивные функции, т. е. помогают упорядочивать работу на рынке, но не имеют юридического статуса саморегулируемой организации. К такого рода организациям, прямо связанным с рынком ценных бумаг, относится, например, Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР).

     Национальная  ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) - общероссийская саморегулируемая организация, объединяющая компании, имеющие  лицензии профессионального участника  рынка ценных бумаг. Филиалы НАУФОР действуют в 14 крупных городах России.  
 

     Целями  и задачами ассоциации являются развитие и совершенствование системы  регулирования рынка ценных бумаг, обеспечение условий деятельности членов НАУФОР, установление правил и  стандартов деятельности членов НАУФОР и контроль за их соблюдением, осуществление мониторинга деятельности своих членов, принятие мер к урегулированию конфликтов[8].

     Саморегулируемые  организации совместно с государственными органами регулирования вырабатывают этические правила работы на рынке, которые добровольно обязуются соблюдать профессиональные участники рынка.

     Эти правила имеют важное значение для постепенного формирования современной высокой рыночной культуры у всех профессионалов

рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Мошенничество на  рынке ценных бумаг  в РФ 

     В результате вхождения России в мировую экономическую и финансовую систему уязвимость ее рынка ценных бумаг от внешних воздействий значительно возрастает, даже несмотря на ряд положительных тенденций, российский финансовый рынок не является эффективной системой и по оценкам Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) относится к категории развивающихся и нерегулируемых рынков, что существенно ограничивает его способность содействовать экономическому развитию нашей страны.

     Регулирование и развитие разных секторов отечественного финансового рынка слабо координируется. Российский финансовый рынок испытывает недостаток ликвидности и качественных активов, находится под сильным влиянием спекулятивного капитала, подвержен безнаказанному мошенничеству со стороны недобросовестных участников рынка и не привлекателен для долгосрочных инвесторов, что делает его весьма неустойчивым. При этом значительные объемы сделок с российскими активами совершаются на зарубежных торговых площадках, что обусловливает зависимость отечественного финансового рынка от зарубежных факторов.

     Существующая  коррупция на российском финансовом рынке обусловлена отсутствием  ряда законодательных актов, защищающих интересы инвесторов, а также неэффективностью государственного регулирования финансового рынка. В законодательной базе отсутствуют многие правовые акты, регулирующие предоставление полной информации о субъектах рынка и функционирование надежной учетной системы финансового рынка.

     Практически отсутствуют методы и средства противодействия  инсайдерской торговле и манипулированию финансовым рынком, а также предотвращения конфликта интересов инвесторов и руководства компаний.  Недостаточная система контроля внутри фондовых бирж позволяет некоторым участникам торгов манипулировать ценами на акции. Государством не регулируется деятельность инвестиционных аналитиков и рейтинговых агентств. Запреты на инсайдерскую торговлю и манипулирование рынком в России существуют только в отношении эмиссионных ценных бумаг, а не всех финансовых инструментов.

     Мошенничество с использованием инсайдерской информация и манипулирование информацией по ценам на рынке ценных бумаг взаимосвязаны.

     В соответствии с ФЗ-№224 «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» под манипулированием ценами понимаются недобросовестные действия участников финансового рынка, направленные на создание ложных представлений о рыночных ценах и уровне торговой активности[5].

     Манипулирование финансовым рынком — «умышленное распространение через средства массовой информации, в том числе через электронные, информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая сеть "Интернет"), любым иным способом заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений»[7]. Подобные манипуляции призваны побудить инвесторов продавать или приобретать ценные бумаги и иные биржевые товары по заведомо нерыночным ценам.

     Проведение  таких операций приводит к получению  манипулятором или его партнерами незаконной прибыли. Яркий пример таких действий мы можем видеть на модели криминального поведения - финансовая пирамида или "пирамида Понци".

     Свое название эта криминальная схема получила по имени итальянского иммигранта Карло Понци, который впервые использовал ее в широких масштабах в в 1920 году в Бостоне (США). В России расцвет данного вида мошенничества пришелся на 1993 - 1994 гг. Так к примеру, в 31 декабря 1992 года был зарегистрирован банк «Чара», его управляющими была семейная пара Владимир Радчук и его жена Марина Францева. В сентябре 1993 года банк начал принимать деньги под высокие проценты. Одновременно большие суммы выводились за границу. Банк «Чара» являлся частью компании «Чара-Холдинг». Лишь спустя приблизительно десяти месяцев банк получил банковскую лицензию. К 1 октября 1993 года его уставный фонд составил 5 млрд. рублей, но уже 18 октября 1994 года «Чара» прекратила выплаты вкладчикам. Спустя два года задолженность банка перед вкладчиками составила 131 млрд. рублей. Была высказала версия, что дефицит образовался тогда, когда курс рубля упал, а вкладчики поделали получить выросшие долларовые вклады. один из вариантов спасти банк от разорения – это выплатить проценты по истекшим вкладам за счет привлечения новых – то есть превращение в финансовую пирамиду.

       В качестве финансового инструмента, используемого для совершения мошенничеств по типу финансовой пирамиды, используются ценные бумаги, а также договоры займа, траста, селенга, страхования. Их основным условием было вложение денег в компанию с получением дохода через определенное время.

     Одним из важнейших принципов деятельности финансовых пирамид, использующих в качестве финансового инструмента ценные бумаги (акции, облигации) и суррогаты ценных бумаг (билеты "МММ"), является принцип самокотировки. Котировку ценных бумаг осуществляют сами эмитенты или близкие к ним (аффилированные) фирмы, создавая тем самым иллюзию их ликвидности. Самокотировка ценных бумаг сочетается с пирамидальной системой выплат, при которой первым акционерам дивиденды начисляются за счет последующих продаж ценных бумаг их новым владельцам по все возрастающей цене. Самокотировка рано или поздно приводит к резкому падению курса ценных бумаг и нанесению ущерба интересам акционеров.

     При этом права инвесторов, как правило, должным образом не фиксируются, цена акций устанавливается произвольно вне связи с реальной рыночной оценкой. Особенность данной схемы состоит в том, что основным оператором на вторичном рынке является сам эмитент либо его аффилированные структуры. Таким образом, можно легально обмениваться финансовыми потоками, придавая сделкам полностью законный характер.

     Второй  пример, когда манипулированием ценами на бирже при покупке и продаже акций для клиентов могут заниматься и сами трейдеры.

     Трейдеры  на бирже могут манипулировать ценами для создания видимости повышения или понижения цен или торговой активности на рынке ценных бумаг с целью побудить инвесторов продавать или покупать публично размещаемые или обращаемые ценные бумаги, в т.ч. путем распространения ложной информации о ценах. Менеджеры могут с помощью финансовых манипуляций скрывать от инвесторов крупные долговые обязательства и неприбыльные активы компании, а затем продавать пакеты акций компании на пике цен. Заигравшийся трейдер способен поставить на грань краха не только своего работодателя, как, например, в  английский трейдер Ник Лисон — британский банк Barings, но и мировую финансовую систему. Другой скромный сотрудник банка Франции Societe Generale Парижанин Жером Кервиль, торгуя акциями,  открыл позиций на куплю-продажу на 50 млрд. евро, превысив значительно свои лимиты на такие операции. Открывая торговую позицию на покупку, он дублировал ее такой же фиктивной на продажу, что запрещается инструкциями[6].

Информация о работе Государственное регулирование фондового рынка Российской Федерации