Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:57, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение денежной системы страны.
Задачи:
- изучить сущность денежной системы;
- рассмотреть типы денежных систем;
- раскрыть элементы денежной системы Республики Беларусь;
- описать денежное обращение в Республике Беларусь;
- раскрыть сущность и процесс развития денежной системы Республики Беларусь.
В большинстве случаев масштаб цен в современных условиях меняется стихийно, независимо от воли государства, под влиянием инфляционных процессов в экономике. То есть место и роль масштаба цен в процессе ценообразования существенно изменились. Уже не государство сознательно меняет масштаб цен с целью влияния на их уровень, а стихийные процессы в ценообразовании изменяют масштаб цен, новый уровень которого в дальнейшем влияет на ценообразование.
Поскольку инфляционные процессы стали хроническим явлением, возникла угроза постоянного уменьшения масштаба цен, что негативно влияет на функционирование денег как меры стоимости и системы цен. Поэтому в долгосрочном плане поддержания масштаба цен на определенном, относительно устойчивому уровне является важной задачей каждого государства.
Решению этой задачи способствуют прежде всего государственные меры антиинфляционной политики. Однако эти меры, подавляя инфляцию, могут только остановить дальнейшее сокращение масштаба цен, но не могут восстановить его предыдущего уровня. Цены теряют во времени, способность правильно выражать динамику экономических процессов.
Ослабить эти недостатки можно путем восстановления предыдущего масштаба цен, которое осуществляется путем деноминации, которая проводится как элемент денежной реформы. Следовательно, проблема масштаба цен сейчас стала частью более общей проблемы обеспечения устойчивости денег и решается одновременно с ней.
Согласно ст. 28 Банковского кодекса Республики Беларусь Национальному банку Республики Беларусь принадлежит исключительное право эмиссии денег. Эмиссия денег осуществляется Национальным банком посредством выпуска в обращение безналичных и наличных денег. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банкнот и монет.
Эмиссия денег осуществляется Национальным
банком путем краткосрочного (до одного
года) рефинансирования банков в целях
поддержания ликвидности
Национальный банк осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в обращение путем продажи банкам, покупки Национальным банком иностранной валюты и других валютных ценностей у физических и юридических лиц для обеспечения стабильного налично-денежного обращения, а также в иных случаях, связанных с выполнением основных целей своей деятельности.
Объемы совокупной эмиссии безналичных
денег, банкнот и монет
Национальный банк эмитирует белорусский
рубль. Ограничение обращения
Национальный банк определяет номинал (достоинство), изображение, степени защиты и другие характеристики банкнот и монет, выпускаемых им в обращение, осуществляет публикацию описания банкнот и монет в республиканских печатных средствах массовой информации, являющихся официальными изданиями.
Национальный банк обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных банкнот и монет, а также хранение и при необходимости подтверждение подлинности банкнот и монет, уничтожение оригинальных и печатных форм, гипсовых моделей и эталонных чеканочных инструментов, штампов и изъятых из обращения банкнот и монет.
Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются единственным законным платежным средством на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются безусловным обязательством Национального банка и обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады (депозиты) и перевода на всей территории Республики Беларусь. Национальному банку принадлежит исключительное право изъятия из обращения выпущенных им банкнот и монет.
Национальный банк осуществляет обмен
образцами банкнот и монет (в
том числе памятных банкнот и
монет) с центральными (национальными)
банками иностранных
Национальный банк имеет право выпускать в качестве объектов коллекционирования памятные банкноты, а также памятные и слитковые (инвестиционные) монеты из драгоценных и недрагоценных металлов.
Памятные банкноты, а также памятные и слитковые (инвестиционные) монеты могут обращаться как в качестве законного платежного средства, так и в качестве предметов коллекционирования по стоимости, отличающейся от номинальной.
Национальный банк вправе осуществлять вывоз из Республики Беларусь памятных и слитковых (инвестиционных) монет без наличия разрешения, а их вывоз в целях реализации на международном рынке – без наличия лицензии на экспорт.
Права Национального банка в области денежного обращения определены ст. 30 Банковского кодекса Республики Беларусь. Так, Национальный банк в соответствии с законодательством Республики Беларусь в области денежного обращения устанавливает: порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления, а также меры ответственности за их нарушение; правила хранения, инкассации и перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей; правила осуществления эмиссионно-кассовых операций; правила определения признаков платежности наличных денег, правила замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения.
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ
3.1
История развития денежной
Республика Беларусь – молодое суверенное государство, образовавшееся на базе Белорусской ССР, входившей ранее в состав СССР. В период пребывания Белоруссии в составе СССР на ее территории обращались наличные денежные знаки: билеты Государственного банка СССР, казначейские билеты и разменная металлическая монета. Управление единой денежной системой осуществлялось централизованно. В обращение денежные знаки могли выпускаться только с разрешения центральных союзных органов.
После распада СССР и
образования самостоятельных
В первый период после
провозглашения независимости в
Республике Беларусь обращались денежные
знаки Госбанка СССР, а затем –
и Центрального банка России. Без
изменений проводились и
В Республике Беларусь весьма заметным мероприятием стал выпуск в обращение с июня 1992 г. Расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь. Сначала эти расчетные билеты были задуманы как многоразовые купоны для защиты потребительского рынка. Действительно, после выпуска в обращение расчетных билетов ряд товаров можно было приобрести только с оплатой этими расчетными билетами. Хотя расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь не были объявлены денежными знаками и выпущены первоначально в дополнение к основной (в то время) единице – рублю, последующие события возвели их в ранг наличных белорусских рублей.
Первым толчком к раздвоению наличного рубля на «белорусский» и «российский» послужило решение Национального банка Республики Беларусь о выплате более высокого процента по вкладам в расчетных билетах, а также об установлении повышенного курса при обмене наличных «российских» рублей на расчетные билеты. Ситуация, однако, менялась быстро. Рыночные отношения стали устанавливать свои приоритеты. Спрос на безналичные российские рубли привели к росту курса российского безналичного рубля по отношению к белорусскому. Многие плательщики начали использовать для платежей в России и других республиках наличные рубли, спрос на которые поднялся. Российские наличные рубли к середине 1993 г. перестали давить на внутренний потребительский рынок и их использование не ограничивалось. Они наряду с расчетными билетами применялись для платежей за все товары и услуги [13, с. 185].
Решение Центрального банка России об изъятии из обращения в конце июля 1993 г. денежных знаков образца 1961, 1991-1992 гг. и замене их денежными знаками образца 1993 г. существенно повлияло на судьбу денежных знаков, обращавшихся в Республике Беларусь. Во-первых, денежных знаков образца 1993 г. было небольшое количество, а их дальнейшее получение от Центрального банка России на действовавших прежде условиях стало невозможным. Во-вторых, денежные знаки выпуска до 1993 г. были выкуплены у населения и предприятий Беларуси и переданы Центральному банку России, который в последующем возместил их номинальную стоимость Национальному банку Республики Беларусь. В-третьих, отток российских наличных рублей для обслуживания внутреннего оборота без затруднений был компенсирован выпуском расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь. В-четвертых, денежные знаки Банка России образца 1993 г. могли обращаться на территории Беларуси, имея законную платежную и покупательную силу. Однако их фактическое использование осуществлялось в режиме иностранной валюты с более высоким курсом по отношению к расчетным билетам.
Таким образом, со второй половины 1993 г. налично-денежном обороте Республики Беларусь стали практически использоваться расчетные билеты Национально банка Республики Беларусь. С одной стороны, это упростило работу с наличными деньгами, а с другой – еще больше обострило проблему создания денежной системы, соответствовавшей социально – экономическим отношениям в республике.
Двойственность валют в налично-денежном обороте продолжала оставаться вплоть до октября 1994 г., так как принимались попытки объединения денежных систем Республики Беларусь с денежной системой Российской Федерации. Было выработано и в сентябре 1993 года подписано соответственное соглашение, предусматривавшее использование общей денежной единицы – рубля Российской Федерации в налично-денежных и безналичных расчетах на территории обоих государств и в межгосударственных расчетах. Соглашением предусматривались изъятия из обращения расчетных билетов Национального банка Республики Беларусь и замена их банкнотами Банка России образца 1993 г. На практике мероприятия этого соглашения реализованы не были, но на какое-то время замедлили процессы становления национальной денежной системы Республики Беларусь.
В мае 1994 г. Национального банка Республики Беларусь постановил, что до фактического объединения денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации единственным платежным средством Республики Беларусь признать белорусский рубль, а в налично-денежном обороте – расчетный билет. Расчеты на территории Беларуси должны осуществлять в белорусских рублях. Следует отметить еще одно мероприятие – проведенную в августе 1994 г. по постановлению Кабинета Министров и Национального банка Республики Беларусь деноминацию белорусского рубля, в результате которой все активы и пассивы юридических лиц, наличность и цены уменьшены в 10 раз упростился денежный учет и работа с наличными деньгами.
Поскольку объединение денежных систем Республики Беларусь и Российской Федерации не произошло, то Верховный Совет Республики Беларусь постановлением от 19. 10. 1994 г. «О платежном средстве Республики Беларусь» объявил единым законным платежным средством Республики Беларусь белорусский рубль, а в наличном обращении – расчетный билет Национального банка Республики Беларусь. Этим постановлением высший законодательный орган власти Республики Беларусь определил национальную денежную единицу Беларуси.
3.2
Денежная система РБ на совреме
Юридическая основа денежной системы Республики Беларусь заложена в Законе «О Национальном банке Республики Беларусь». Этим законом предусмотрено, что денежная система Республики Беларусь включает официальную (национальную) денежную единицу, виды государственных денежных знаков, имеющих законную платежную силу, порядок наличной и безналичной (депозитной) эмиссии, государственный орган денежно-кредитного и валютного регулирования [13, с. 187].
Национальному банку Республики Беларусь законом предоставлено монопольное право эмиссии банкнот и монеты на территории Республики Беларусь в качестве официального платежного средства. Эмитируемая Национальным банком Республики Беларусь национальная денежная единица является единственным законным платежным средством в любых формах на территории Республики Беларусь, за исключением внешнеэкономических, если иное не предусмотрено законом.