Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:08, курсовая работа
Денежная система определяет денежный знак, имеющий хождение в данном государстве. Ключевой особенностью финансовой и денежно-кредитной системы Беларуси является то, что она изначально создавалась полностью государственной. Отсюда и ее сильная прямая зависимость от государства, от его политики и решений. По этой причине она никогда не была устойчивой и саморазвивающейся. Развитие экономики любого государства не возможно без эффективной системы денежного обращения и использования современных механизмов.
Введение…………………………………………………………………….
4
1.
Понятие денежной системы и её элементы………………………………
6
2
Оценка денежной системы в Республике Беларусь……………………..
11
3
Перспективы развития денежной системы Республики Беларусь………
27
Заключение…………………………………………………………………
30
Список использованных источников……………………………………..
Примечание-Источник: [10]
Рублевая денежная база на 1 октября 2011 г. сложилась на уровне 15,71 трлн.
рублей, увеличившись за январь-сентябрь 2011 г. на 54,4 процента (или на 5,54 трлн.
рублей). Ее прирост сложился в результате операций Правительства Республики Бела-
русь (включая расходование денежных ресурсов со счетов в Национальном банке)
в объеме 7,2 трлн. рублей при изъятии Национальным банком на чистой основе
1,66 трлн. рублей. С 1 июня 2011 г. Национальный банк прекратил предоставлять ре-
сурсы банкам для кредитования ими государственных программ и осуществляет рефи-
нансирование банков с помощью стандартных инструментов на рыночных условиях.
Рассмотрим
также финансовый сектор
Таблица 1.4-Обзор финансового сектора Республики Беларусь (по данным банковской системы и страховых организаций)
Показатели |
01.07.2010 |
01.10.2010 |
01.01.2011 |
01.04.2011 |
01.07.2011 |
Чистые иностранные активы |
7 945.6 |
6 089.0 |
-2 070.8 |
-6 568.4 |
-9 721.7 |
Требования к нерезидентам |
21 623.9 |
21 591.7 |
20 794.2 |
19 484.8 |
33 547.5 |
Обязательства перед нерезидентами |
13 678.3 |
15 502.8 |
22 865.0 |
26 053.1 |
43 269.2 |
Чистые внутренние требования |
50 373.6 |
57 503.3 |
73 131.9 |
81 664.7 |
91 933.3 |
Чистые требования к органам государственного управления |
-26 943.5 |
-28 890.0 |
-23 446.0 |
-26 467.6 |
-37 252.2 |
Требования к органам |
6 180.9 |
6 736.2 |
7 562.5 |
8 447.5 |
9 426.9 |
Обязательства перед органами государственного управления |
33 124.4 |
35 626.2 |
31 008.5 |
34 915.2 |
46 679.1 |
Требования к другим секторам |
77 317.1 |
86 393.3 |
96 578.0 |
108 132.3 |
129 185.5 |
Требования к другим финансовым организациям |
1 031.6 |
1 533.4 |
1 778.5 |
2 703.4 |
2 948.4 |
Требования к государственным нефинансовым организациям |
18 153.4 |
19 693.2 |
21 820.8 |
23 373.0 |
29 042.4 |
Требования к другим нефинансовым организациям |
39 554.2 |
44 840.6 |
50 043.2 |
56 796.5 |
69 060.6 |
Требования к физическим лицам |
18 577.9 |
20 326.1 |
22 935.5 |
25 259.4 |
28 134.2 |
Наличные деньги в обороте внефинансового сектора |
4 287.4 |
4 758.5 |
4 493.7 |
4 574.6 |
6 334.1 |
Депозиты |
33 953.5 |
37 150.8 |
41 737.9 |
41 749.2 |
55 290.4 |
Ценные бумаги, кроме акций |
2 455.0 |
3 011.8 |
2 918.2 |
3 174.9 |
3 530.2 |
Кредиты |
33.2 |
36.8 |
31.3 |
34.1 |
53.7 |
Производные финансовые инструменты |
2.2 |
4.9 |
2.9 |
2.4 |
12.1 |
Страховые технические резервы |
959.6 |
1 023.9 |
1 060.7 |
1 135.8 |
1 311.9 |
Акции и другие формы участия в капитале |
19 662.5 |
20 635.1 |
23 755.6 |
25 329.6 |
29 830.3 |
Прочие статьи (чистые) |
3 034.2 |
3 029.5 |
2 939.2 |
904.2 |
14 151.0 |
Примечание-Источник: [10]
Задолженность секторов экономики по банковским кредитам возросла на 18,87 трлн. рублей (на 42,2 процента) в том числе в национальной валюте –на 13,89 трлн. рублей (на 44,9 процента) и 44,83 трлн. рублей, в иностранной валюте – на 284,2 млн. долларов США (на 4,5 процента) и 6,57 млрд. долларов США соответственно. В кредитах, выданных банками доминировали рублевые кредиты.
Внешний долг Республики Беларусь на 1 января 2011 года составил 28 млрд. руб. ( таблица 1.5).
Таблица 1.5- Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов – 2011 год.
млн. долларов США
Показатели |
01.01.2011 |
01.04.2011 |
01.07.2011 |
Валовой внешний долг Республики Беларусь |
28 401.1 |
31 622.3 |
33 101.1 |
Краткосрочный |
12 700.8 |
14 147.3 |
14 282.5 |
Долгосрочный |
15 700.3 |
17 475.0 |
18 818.6 |
Органы государственного управления |
10 057.9 |
10 997.6 |
12 000.3 |
Краткосрочный |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Долговые ценные бумаги |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Кредиты и займы |
0.0 00 |
0.0 |
0.0 |
Торговые кредиты |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Другие долговые обязательства |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Просроченная задолженность |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Прочее |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Долгосрочный |
10 057.9 |
10 997.6 |
12 000.3 |
Долговые ценные бумаги |
1 230.1 |
2 046.7 |
2 052.9 |
Кредиты и займы |
8 260.1 |
8 366.4 |
9 357.4 |
Торговые кредиты |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Другие долговые обязательства |
567.7 |
584.5 |
590.0 |
Органы денежно–кредитного регулирования |
1 855.3 |
1 713.5 |
1 400.8 |
Краткосрочный |
1 267.1 |
1 107.9 |
786.0 |
Долговые ценные бумаги |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Кредиты и займы |
146.3 |
0.0 |
0.0 |
Счета и депозиты |
1 120.8 |
1 107.9 |
786.0 |
Другие долговые обязательства |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Просроченная задолженность |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Прочее |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Долгосрочный |
588.2 |
605.6 |
614.8 |
Долговые ценные бумаги |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Кредиты и займы |
588.2 |
605.6 |
614.8 |
Счета и депозиты |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Другие долговые обязательства |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Банки |
5 752.1 |
6 832.6 |
6 980.6 |
Краткосрочный |
2 692.9 |
3 165.5 |
3 096.2 |
Долговые ценные бумаги |
22.0 |
31.2 |
47.7 |
Кредиты и займы |
2 246.1 |
2 626.4 |
2 621.0 |
Счета и депозиты |
212.9 |
250.4 |
323.1 |
Другие долговые обязательства |
211.9 |
257.5 |
104.4 |
Просроченная задолженность |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Прочее |
211.9 |
257.5 |
104.4 |
Долгосрочный |
3 059.2 |
3 667.1 |
3 884.4 |
Долговые ценные бумаги |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Кредиты и займы |
2 767.1 |
3 241.9 |
3 449.2 |
Счета и депозиты |
292.1 |
425.2 |
435.2 |
Другие долговые обязательства |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Другие секторы |
9 910.1 |
11 220.4 |
11 835.0 |
Краткосрочный |
7 915.1 |
9 015.7 |
9 515.9 |
Долговые ценные бумаги |
0.0 |
0.2 |
0.9 |
Кредиты и займы |
493.5 |
634.0 |
621.6 |
Счета и депозиты |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Торговые кредиты |
6 788.6 |
7 694.6 |
8 136.1 |
Другие долговые обязательства |
633.0 |
686.9 |
757.3 |
Просроченная задолженность |
633.0 |
686.9 |
757.3 |
Прочее |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Долгосрочный |
1 995.0 |
2 204.7 |
2 319.1 |
Долговые ценные бумаги |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Кредиты и займы |
1 995.0 |
2 204.7 |
2 319.1 |
Счета и депозиты |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Торговые кредиты |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Другие долговые обязательства |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Прямые инвестиции: межфирменное кредитование |
825.7 |
858.2 |
884.4 |
Задолженность дочерним предприятиям |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Просроченная задолженность |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Прочее |
0.0 |
0.0 |
0.0 |
Задолженность прямым инвесторам |
825.7 |
858.2 |
884.4 |
Просроченная задолженность |
3.2 |
3.4 |
3.3 |
Прочее |
822.5 |
854.8 |
881.1 |
Примечание-Источник: [10]
Таким образом, денежная система Республики
Беларусь включает официальную (национальную)
денежную единицу, виды государственных
денежных знаков, имеющих законную
платежную силу, порядок наличной
и безналичной (депозитной) эмиссии,
государственный орган денежно-
Одной из важнейшей задачей банковской системы Республики Беларусь в условиях ухудшения макроэкономической ситуации стало сохранение и увеличение денежных сбережений населения, являющихся незаменимым источником устойчивого роста ресурсной базы банков.
Беларусь, являясь европейским государством, не может остаться в стороне от общемировых тенденций несмотря на то, что экономические процессы в нашей республике и других странах с переходной экономикой существенно отличаются от аналогичных процессов в развитых индустриальных государствах. Поэтому сегодня исключительно важен вопрос о выработке концептуальных подходов к проведению собственной монетарной политики на основе изучения общемировых тенденций, прогрессивного опыта, а также их адаптации к условиям отечественной экономики.
В 2011 году
параметры денежно–кредитных
Реализация
мер денежно–кредитной, бюджетной
и экономической политики позволит
увеличить коэффициент
Приоритетной
целью денежно-кредитной
Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, оставаясь в условиях открытой экономики Республики Беларусь эффективным инструментом обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей и важным ценовым сигналом для экономики. Стабильность обменного курса белорусского рубля оказывает ограничивающее воздействие на рост потребительских цен в стране через сдерживание импортируемой инфляции и снижение инфляционных
ожиданий. Кроме того, стабильность обменного курса белорусского рубля повышает инвестиционную привлекательность экономики и белорусского рубля в качестве средства сбережения, а также является важнейшим условием обеспечения устойчивых темпов экономического роста.
В 2011 – 2015 годах сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют. При этом не исключается возможность совершенствования самого механизма корзины (в частности, пересмотр долей иностранных валют, ежегодное уточнение центрального значения и ширины коридора колебаний
стоимости корзины).
Основным направлением повышения эффективности курсовой политики станет постепенный переход к более гибкому формированию обменного курса белорусского рубля по мере роста внутренней и внешней сбалансированности экономики. Повышение гибкости обменного курса белорусского рубля в рамках режима привязки к корзине иностранных валют позволит более взвешенно реагировать на колебания курсов основных мировых валют и создавать стабильные условия для осуществления внешнеторговых и финансовых операций. В то же время Национальный банк будет противодействовать явлениям спекулятивного характера на валютном рынке, противоречащим фундаментальным факторам курсообразования, и сглаживать резкие колебания обменного курса белорусского рубля. [10]
Важнейшими условиями сохранения устойчивости действующего курсового режима и макроэкономической стабильности в целом являются улучшение сальдо внешней торговли товарами и услугами, достижение его положительного уровня к 2015 году, а также приток в страну иностранного капитала в значительных объемах, преимущественно в форме прямых иностранных инвестиций.
Обеспечение устойчивого состояния внешнего сектора экономики и переход к более гибкому режиму курсообразования будут способствовать дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в направлении установления в качестве ее главной цели ценовой стабильности. Смещение акцента денежно-кредитной политики в сторону долгосрочных целевых ориентиров, таких как поддержание финансовой стабильности, которая кроме ценовой стабильности предполагает и надежную работу финансовых рынков и институтов, позволит повысить ее эффективность.
Применение и развитие инструментов денежно-кредитной политики в первую очередь будут направлены на достижение приоритетной цели монетарной политики.
Операционным ориентиром монетарной политики по-прежнему останется ставка однодневного межбанковского рынка в белорусских рублях. Национальный банк будет стремиться формировать среднюю стоимость краткосрочных ресурсов на денежном рынке на уровне, приближенном, как правило, к ставке рефинансирования Национального
банка.
Наряду с этим продолжится решение следующих задач:
Для повышения эффективности инструментов регулирования текущей ликвидности банков и содействия своевременному проведению банками платежей клиентов Национальный банк планирует:
инструментов для
расширения форм приемлемого обеспечения;
объем резервных требований, подлежащих депонированию банками в
Национальном банке;
доступным операциям регулирования текущей ликвидности, и придать
ему симметричность относительно ставки рефинансирования;
инструментах регулирования
факторах.
Национальный банк намерен использовать преимущественно стандартные инструменты регулирования текущей ликвидности:
которых по-прежнему заключается в ограничении колебаний
краткосрочных ставок денежного рынка рамками коридора, задаваемого
ставками по данным операциям;
являющиеся основным инструментом регулирования текущей
ликвидности банков, сглаживания колебаний краткосрочных ставок
денежного рынка к уровню ставки рефинансирования;
Информация о работе Денежная система Респулики Беларусь: особенности и перспективы развития