Экономическая природа
бумажных денег такова, что
исключает возможность устойчивого
бумажноденежного обращения. Во-первых,
выпуск бумажных денег не регулируется
потребностью товарооборота в
деньгах; во-вторых, отсутствует
механизм автоматического изъятия
излишка бумажных денег из
обращения. Кто имеет право
выпускать бумажные деньги? Эмитентами
бумажных денег являются либо
государственное казначейство, либо
центральные банки. В первом
случае казначейство прямо использует
выпуск бумажных денег для
покрытия своих расходов. Во втором
случае оно делает это косвенно,
т.е. центральный банк выпускает
неразменные банкноты и представляет
их в ссуду государству, которое
направляет их на свои бюджетные
расходы. Необходимо подчеркнуть,
что по экономической природе
бумажным деньгам присущи неустойчивость
обращения и обесценение. Неустойчивость
бумажно-денежного обращения связана,
прежде всего, с тем, что
выпуск бумажных денег регулируется
не столько потребностью товарооборота
в деньгах, сколько постоянно
растущими потребностями государства
в финансовых ресурсах, в частности,
для покрытия бюджетного дефицита.
Кроме того, нет механизма автоматического
изъятия излишка бумажных денег
из обращения. Размеры эмиссии
бумажных денег обусловливаются,
к сожалению, не потребностью
товарного и платежного оборота
в деньгах. Выпускаются они,
как правило, для финансирования
расходов государства, покрытия
бюджетного дефицита. Это значит,
что, например, при неизменной
потребности оборота в деньгах
или даже при ее уменьшении
потребности государства в денежных
средствах могут по той или
иной причине возрасти. В этом
случае увеличение бумажно-денежной
массы означает чрезмерный выпуск
бумажных денег, что ведет к
их обесценению. Наиболее типичным
является инфляционное обесценение
бумажных денег, обусловленное
их чрезмерной эмиссией. Обесценение
бумажных денег может быть
связано также с неблагоприятным
платежным балансом (страна получила
из-за границы платежей меньше,
чем произвела сама), с падением
курса национальной валюты. Вследствие
этого бумажным деньгам по
своей природе присуща неустойчивость.
В этих условиях бумажные деньги,
разумеется, не пригодны для выполнения
функции сокровища.4
Бумажные деньги непригодны
к выполнению функции сокровища,
и излишек их не может
сам уйти из обращения. Попав
в обращение бумажные деньги,
застревают в каналах обращения,
переполняют их и обесцениваются.
Таким образом, неустойчивость
присуща бумажным деньгам по
самой их природе.
Особенностями бумажных
денег являются их неустойчивость
и обесценение, которые могут
быть вызваны следующими причинами:
избыточный выпуск
в обращение;
упадок доверия к
правительству, которое выпустило
деньги;
неблагоприятный платежный
баланс;
Наиболее типичным
является инфляционное обесценение
денег, обусловленное их чрезмерной
эмиссией. Однако обесценение бумажных
денег может быть связано с
угрозой свержения государственной
власти и утратой населения
доверия к ней, а также с
неблагоприятным платежным балансом
и падением курса национальной
валюты.
Кредитные деньги. Недостатки,
свойственные бумажным деньгам,
могут в значительной мере
устраняться благодаря применению
кредитных денег. Расширение в
практике хозяйствования применения
коммерческого и банковского
кредита в условиях, когда товарные
отношения приобрели всеобъемлющий
характер, привело к тому, что
всеобщим товаром становятся
кредитные деньги, которые по
своим функциям, сфере (границам)
обращения, гарантиям и т.д.
отличаются от обычных денег
и управляются совершенно другими
правилами. Кредитные деньги присущи
более развитой, высшей сфере
общественно-экономического процесса.
Они возникают тогда, когда
капитал овладевает самим производством
и придает ему совершенно другую,
чем раньше, измененную и специфическую
форму. По мере развития обращения
денежная форма платежа становится
все более мимолетной.5
Одновременно товары
все в большей степени получают
общественное признание не столько
через деньги, сколько непосредственно
в процессе производства. В связи
с этим кредитные деньги вырастают
не из обращения, как товар
- деньги в докапиталистической
формации, а из производства, из
кругооборота капитала. Денежный
капитал, следовательно, выступает
в форме кредитных денег.
1.6 Законодательная
основа функционирования денежной
системы России
Законодательной
основой функционирования денежной
системы являются законы РФ. Главой
3 «Федеральной устройство» ст. 75
Конституции РФ определены
основы денежной системы России6:
Денежной единицей
в Российской Федерации является
рубль. Денежная эмиссия осуществляется
исключительно Центральным банком
Российской Федерации. Введение
и эмиссия других денег
в Российской Федерации не
допускаются.
Защита и
обеспечение устойчивости рубля
- основная функция Центрального
банка Российской Федерации, которую
он осуществляет независимо от
других органов государственной
власти.
В соответствии
со статьей 3 Федерального закона
«О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)» целями
деятельности Банка России являются7:
защита и
обеспечение устойчивости рубля;
развитие и
укрепление банковской системы
Российской Федерации;
обеспечение
эффективного и бесперебойного
функционирования платежной системы.
На основе
этих двух законов и осуществляется
функционирование денежной системы
России.
Конституцией
Российской Федерации установлен
особый конституционно-правовой
статус Центрального банка Российской
Федерации, определено его исключительное
право на поддержание и
укрепление основных принципов
денежной системы России с
помощью свих особых методов
и инструментов.
Особенности современной
денежной системы РФ
Официальной денежной
единицей Российской федерации
является рубль. Российским законодательством
запрещен выпуск иных денежных
единиц и денежных суррогатов,
определена ответственность лиц,
нарушающих единство денежных
отношений. Официальное соотношение
между рублем и золотом или
другими драгоценными металлами
не устанавливается. Исключительное
право выпуска наличных денег,
организация и изъятия их из
обращения на территории РФ
принадлежит Центральному Банку
России.8
Денежная единица,
как правило, делится на мелкие,
пропорциональные части. В большинстве
стран в настоящее время действует
десятичная система деления. Так,
1 российский рубль равен 100 копейкам.
Наименование денежной единицы
складывается исторически. Однако
в некоторых случаях (например, в период
революции) государство может установить
новое наименование денежной единицы.
Так, во Франции, когда к власти пришел
Бонапарт Наполеон, который стал императором
Наполеоном I, было установлено такое наименование
денежной единицы, как "наполеондор".
В России в период с 1922 по 1947 г. существовали
два наименования денежной единицы: "рубль"
и "червонец".
Деньги существовали
и существуют всегда. Новые деньги
поступают в оборот из банков,
создающих их в результате
кредитных операций. Поэтому кредитный
характер денежной эмиссии является
одним из основополагающих принципов
организации денежной системы
государства.9
Понятия "выпуск
денег" и "эмиссия денег"
- неравнозначны. Выпуск денег
в оборот происходит постоянно.
Безналичные деньги выпускаются
в оборот, когда коммерческие
банки предоставляют ссуду своим
клиентам. Наличные деньги выпускаются
в оборот, когда банки в процессе
осуществления кассовых операций
выдают их клиентам из своих
операционных касс. Однако одновременно
клиенты погашают банковские
ссуды и сдают наличные деньги
в операционные кассы банков.
При этом количество денег
в обороте может и не увеличиваться.10
Эмиссионные операции
(операции по выпуску и изъятию
денег из обращения) в государствах
исторически осуществляли: центральный
(эмиссионный) банк, пользующийся
монопольным правом выпуска банковских
билетов (банкнот), составляющих
подавляющую часть налично-денежного
обращения; казначейство (министерство
финансов или другой аналогичный
исполнительный орган), выпускающее
мелкокупюрные бумажно-денежные
знаки (казначейские билеты и
монеты, изготовленные из дешевых
видов металла). В настоящее время
эмиссию неразменных на золото
денежных знаков независимо от
их вида осуществляют эмиссионные
банки, которые организуют денежное
обращение в стране и отвечают
за его состояние. Поэтому нет
четкой грани между кредитными
и бумажными деньгами. И те
и другие являются обязательными
покупательными и платежными
средствами на внутреннем рынке
страны, а некоторые валюты - даже
на внешнем рынке (конвертируемые
валюты). Бумажные и кредитные
деньги выступают в виде банковских
билетов. Эмиссия банковских билетов
осуществляется эмиссионным банком
страны в процессе кредитования
коммерческих банков государства;
в процессе операций, связанных
с покупкой иностранной валюты
и государственных ценных бумаг.
В результате происходит увеличение
денежной массы как за счет
увеличения остатка наличных
денег, так и за счет увеличения
остатков платежных или потенциально
возможных платежных средств
в сфере безналичных расчетов.
В экономически развитых странах
денежный оборот более чем
на 95% осуществляется в форме безналичных
расчетов. Поэтому и увеличение
денежной массы в обращении
происходит главным образом не
за счет эмиссии банкнот (наличных
денег), а благодаря депозитно-чековой
эмиссии. Эмиссия банкнот связана с кассовым
обслуживанием народного хозяйства: коммерческих
банков, государственного бюджета, государственного
долга и т.д., когда необходимо увеличение
кассового резерва наличных денег. Депозитно-чековая
эмиссия осуществляется в процессе кредитования
эмиссионным банком коммерческих банков.
Денежное регулирование представляет
собой комплекс мер государственного
воздействия по достижению соответствия
количества денег объективным потребностям
экономического развития. Во многих промышленно
развитых странах с 70-х годов было введено
таргетирование, т.е. установление целевых
ориентиров в регулировании прироста
денежной массы в обращении и кредита,
которых придерживаются в своей политике
Центральные банки.
Под эмиссией денег
понимается такой выпуск денег
в оборот, который приводит
к общему увеличению денежной
массы, находящейся в обороте.
В условиях рыночной
экономики эмиссионная функция
разделяется:
эмиссия безналичных
денег (производится системой
коммерческих банков);
эмиссия наличных
денег (осуществляется государственным
Центральным Банком).
При этом первична
эмиссия безналичных денег.
Прежде чем наличные деньги
появятся в обороте, они должны
отражаться в виде записей
на депозитных счетах коммерческих
банков.
Регулирование денежного
обращения в Российской Федерации
возлагается на Банк России, и
осуществляется в соответствии
с основными направлениями денежно-кредитной
политики, которая разрабатывается
и утверждается в порядке, установленном
банковским законодательством. Банк
Росси, наделенный исключительным
правом эмиссии денег, особо
ответственен за поддержание
равновесия в сфере денежного
обращения и должен создавать
определенные ограничения, сдерживающие
эмиссию наличных денег, (см. Приложение
3).
Обязанности Банка
России:
прогнозирование
и организация производства, перевозка
и хранение банкнот и монет,
а также создание их резервных
фондов;
установление правил
хранения, перевозки и инкассации
наличных денег для кредитных
организаций;
определение признаков
платежеспособности денежных знаков
и порядка замены поврежденных
банкнот и монет, а также
их уничтожение;
разработка порядка
ведения кассовых операций для
кредитных организаций.
Роль Центрального
Банка Российской Федерации состоит
том, чтобы посредством присущих
ему функций и операций добиться
рационализации денежного оборота.
Существенной деятельностью Банка
России является обеспечение
покупательной способности денежной
единицы. Цель его функционирования
- это не только монетизация
валового внутреннего продукта,
но и скорость обращения денег,
полнота их прохождения через
каналы банка, минимизация использования
денежных суррогатов. В свою очередь
эмитирование платежных средств
это не только их влияние
на стабильность рубля, но и
на эффективность производства
и обращение продукта. Банк России
ограничивает свою цель борьбой
за укрепление покупательной
способности рубля. Таким образом
он не реализует в полном
объеме свою роль в экономике.
Кредитные инструменты регулирования
слабо представлены в денежно
- кредитной политике Центрального
Банка Российской Федерации.11