Денежно-кредитная политика:цели и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать денежно-кредитную политику и изучить её цели и методы.
На основании цели работы поставлены следующие задачи:
дать определение денежно-кредитной политики;
изучить цели и методы денежно-кредитной политики;
рассмотреть типы денежно-кредитной политики;
изучить современную денежно-кредитную политику Центрального Банка РФ.

Содержание

Введение 3
1. Понятие денежно-кредитной политики и теории, лежащие в ее основе 4
1.1. Сущность и функции денежно-кредитной политики 4
1.2. Теории денежно-кредитной политики 5
2. Методы реализации денежно-кредитной политики 12
3. Цели и методы денежно-кредитной политики Банка России 16
3.1. Сущность и функции Центрального Банка РФ 16
3.2. Направления и инструменты денежно-кредитной политики Банка
России 19
3.3. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ в 2013 году и на период 2014 и 2015 годов 25
Заключение 30
Список использованных источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 64.88 Кб (Скачать файл)

И наконец, установление ориентиров роста денежной массы – это  регулирование количества денег  а обращении, определяемое величиной  денежного агрегата М2. При определении ориентиров роста денежной массы центральные банки исходят из предполагаемой динамики реального ВВП, уровня инфляции и скорости обращения денег. Первые два показателя находятся в прямой зависимости от М2, последний – в обратной.

 

3.3.  Денежно-кредитная политика ЦБ РФ в 2013 году и на период 2014 и 2015 годов

 

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики  Российской Федерации Правительство  Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2013 году до 5 - 6%, в 2014 и 2015 годах - до 4 - 5% (из расчета декабрь к декабрю  предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке  соответствует базовая инфляция на уровне 4,7 - 5,7% в 2013 году, 3,6 - 4,6% в 2014 и 2015 годах.

Расчеты по денежной программе  на 2013 - 2015 годы проведены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих  целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и других макроэкономических показателей, а также прогноза платежного баланса и параметров проекта  федерального бюджета на 2013 год и  плановый период 2014 и 2015 годов.

В зависимости от вариантов  прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2013 году может составить 9 - 18%, в 2014 и 2015 годах - 14 - 19% в год.

Банк России разработал три  варианта денежной программы. Второй вариант  программы базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов. Темп прироста денежной базы в узком  определении, соответствующий целевым  ориентирам по инфляции и оценкам  динамики экономического роста, может составить по вариантам программы в 2013 году 7 - 14%, в 2014 - 2015 годах - 11 - 14% ежегодно.

В условиях повышения гибкости курсовой политики ожидается постепенный  переход к формированию денежного предложения в большей степени за счет рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России при снижении влияния динамики чистых международных резервов (ЧМР). При этом большое значение для осуществления денежно-кредитной политики будут иметь показатели исполнения федерального бюджета и меры, направленные на повышение равномерности расходования бюджетных средств.

В предстоящий период в  рамках бюджетной стратегии Российской Федерации планируется переход  к новым принципам бюджетной  политики. В соответствии с бюджетными правилами объем расходов федерального бюджета будет формироваться  исходя из базовой цены на нефть, что  подразумевает последовательное сокращение расходов по отношению к ВВП в 2013 - 2015 годах. В случае превышения нефтяными  ценами запланированного уровня дополнительные доходы будут направляться на пополнение Резервного фонда. Ожидается, что указанные  меры будут способствовать ограничению  денежного предложения и тем  самым - достижению целевых ориентиров по инфляции. Указанный механизм может  стать одним из факторов сохранения структурного дефицита банковской ликвидности  в среднесрочной перспективе. Банк России будет учитывать данные факторы  при проведении операций денежно-кредитного регулирования.

В соответствии с бюджетными проектировками в предстоящий трехлетний период ожидается, что федеральный  бюджет будет сформирован с некоторым  дефицитом. Планируется, что в среднесрочной  перспективе его финансирование будет осуществляться преимущественно  за счет государственных заимствований  и поступлений от приватизации. При  этом предполагается увеличить остатки средств Резервного фонда в 2013 - 2015 годах.

В первом варианте денежной программы предполагается рост чистого  кредита федеральному правительству, в рамках второго и третьего вариантов - его снижение, обусловленное в  основном планируемым накоплением  средств на счетах суверенных фондов.

Указанные условия будут  определять влияние бюджетного канала на формирование денежного предложения. При этом ожидается рост валового кредита банкам в 2013 году по первому  и второму вариантам, в 2014 - 2015 годах - по всем вариантам.

В рамках первого варианта денежной программы при реализации сценария значительного снижения средних  мировых цен на нефть в 2013 году ожидается уменьшение ЧМР по сравнению  с предыдущим годом на 0,7 трлн. рублей, в 2014 году - на 0,2 трлн. рублей, в 2015 году - на 0,7 трлн. рублей. Для обеспечения роста денежной базы, соответствующего параметрам данного варианта программы, необходимо увеличение чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования в 2013 году.

Снижение цен на нефть  ниже уровня, закладываемого в проекте  бюджета на 2013 - 2015 годы, обусловливает  повышение уязвимости бюджета к  различным шокам. Дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2013 году может составить 3 - 4% ВВП. Однако в 2014 - 2015 годах возможно уменьшение расходов федерального бюджета на величину условно утвержденных расходов, что может привести к снижению бюджетного дефицита. В случае развития кризисных тенденций в глобальной экономике условия заимствований как на внутренних, так и на внешних долговых рынках могут значительно ухудшиться, что не позволит привлечь средства в необходимых объемах на приемлемых условиях. В соответствии с проектом федерального бюджета при недостаточности нефтегазовых доходов в случае, если прогнозная цена будет ниже базовой, на покрытие дефицита федерального бюджета возможно будет использовать средства Резервного фонда.

В первом варианте программы  предполагается увеличение объема чистого  кредита расширенному правительству  в 2013 - 2014 годах на 0,5 трлн. рублей ежегодно, в 2015 году - на 0,4 трлн. рублей. Согласно расчетам по программе, при реализации данного сценария в 2013 - 2015 годах  прирост чистого кредита банкам может составить 0,8 - 1,3 трлн. рублей в год за счет активизации операций Банка России по предоставлению ликвидности  банковскому сектору. В этих условиях к концу 2015 года объем валового кредита  банкам может составить порядка 60% от объема денежной базы.

Во втором варианте денежной программы предполагается умеренная  динамика мировых цен на нефть  в рамках прогнозного периода. Соответствующий  показателям прогноза платежного баланса  прирост ЧМР составит в 2013 году 0,8 трлн. рублей, в 2014 году - 0,7 трлн. рублей, а в 2015 году - 0,4 трлн. рублей. Согласно расчетам, в 2013 - 2015 годах указанный  прирост ЧМР необходимо будет  дополнить увеличением ЧВА с  учетом динамики денежной базы.

Исходя из предусматриваемого в соответствии с проектом федерального бюджета сокращения дефицита федерального бюджета в рассматриваемый период и осуществления его финансирования в основном за счет немонетарных источников объем чистого кредита расширенному правительству в 2013 - 2014 годах, по оценке, снизится на 0,6 трлн. рублей ежегодно, в 2015 году - на 0,8 трлн. рублей.

При этом основным каналом  увеличения ЧВА в 2013 - 2015 годах, как  и в первом варианте, будет прирост  чистого кредита банкам (на 0,6 - 1,4 трлн. рублей в год), который будет  обеспечен в значительной мере за счет повышения валового кредита  банкам.

В соответствии с третьим  вариантом денежной программы, базирующимся на сценарии высоких цен на нефть, прогнозируемое увеличение ЧМР в 2013 году составит 3,2 трлн. рублей, в 2014 году - 3,0 трлн. рублей, в 2015 году - 2,5 трлн. рублей. При этом в соответствии с оцениваемой динамикой денежной базы в указанные годы прогнозируется снижение ЧВА.

С учетом предполагаемой благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры  и более значительного роста  ВВП по данному варианту можно  ожидать более существенное, чем  по второму варианту, увеличение остатков средств на бюджетных счетах в  Банке России, что соответствует  снижению чистого кредита расширенному правительству в 2013 - 2015 годах на 1,5 - 1,6 трлн. рублей в год. Объемы государственных заимствований в этом случае могут быть ниже заложенных в бюджетных проектировках. При этом в 2015 году размер Резервного фонда может превысить нормативную величину 7% ВВП.

В рамках данного сценария в 2013 году ожидается сокращение чистого  кредита банкам на 0,3 трлн. рублей, в 2014 и 2015 годах - его рост на 0,04 и 0,7 трлн. рублей соответственно.

Основные параметры денежной программы в предстоящий трехлетний период будут определяться развитием  ситуации на внешних рынках, решениями  Банка России в области валютной и процентной политики, соотношением между уровнями процентных ставок на внутреннем и внешнем рынках и  реализацией бюджетной стратегии  Российской Федерации. Поэтому показатели программы не являются жестко заданными  и могут быть уточнены при изменении  экономической конъюнктуры и  отклонении фактических значений от исходных условий формирования вариантов  развития экономики. В целях адекватного  реагирования на изменение состояния  денежно-кредитной сферы и учета  возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет применять весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Денежно-кредитная политика – очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства  субъектов системы бизнеса.

Денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост – таковы ее высшие и конечные цели. Однако на практике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущным потребностям экономики страны задачи.

В качестве проводника денежно-кредитной  политики выступает Центральный  эмиссионный банк государства. Без  верной денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика  не может эффективно функционировать.

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной  способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

В процессе работы были достигнуты цель и задачи:

  • дано определение денежно-кредитной политики;
  • изучены цели и методы денежно-кредитной политики;
  • рассмотрены типы денежно-кредитной политики;
  • изучена современная денежно-кредитная политика Центрального Банка РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Нормативно-правовые акты Российской Федерации:

1. Гражданский кодекс  Российской Федерации. Часть первая.

2. Конституция Российской  Федерации.

Федеральные законы:

1. Федеральный закон «О  Центральном банке РФ (Банке России)».

2. Федеральный закон «О  банках и банковской деятельности».

Учебник:

  1. Борискин А.В., Деньги Кредит Банки / Е.Ф. Борискин, А.А. Тарабцева – С-Пб.: СпецЛит, 2000. – 149 с.
  2. Добрынин А.И., Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича – СПб.: СПбГУЭФ, 2004. — 544 с.
  3. Дробозина Л.А., Финансы: Учебник / под ред. Л.А. Дробозиной – М.: ЮНИТИ, 2001. – 527 с.
  4. Лаврушин О.И., Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. О.И. Лаврушина – М.: КНОРУС, 2010. – 560 с.
  5. Поляк Г.Б., Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка – М.:ЮНИТИ, 2006. – 512 с.
  6. Романовский М.В., Финансы, Денежное обращение и кредит: учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской – СПбГУЭиФ, М.: Юрайт, 2002. – 543 с.

Информация в сети Internet:

  1. http://www.cbr.ru - официальный сайт Центрального банка РФ.
  2. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=137462 – Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов.

Информация о работе Денежно-кредитная политика:цели и методы