Денежно-кредитная политика: методы и инструменты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить теоретические и практические аспекты денежно-кредитного регулирования в РК. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
•описать теоретические аспекты денежно-кредитной политики
•рассмотреть инструменты денежно-кредитного механизма государственного регулирования экономики
•определить основные направления единой государственной денежно-кредитной политики Казахстана.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ……………………………………………………………………...5
1.1 Экономическая сущность денежно – кредитной политики……………….5
1.2 Методы и инструменты денежно – кредитной политики…………………8
2 АНАЛИЗ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЗА 2009-2012 ГОДЫ…………………………………………………………………15
2.1 Сравнительный анализ денежно – кредитной политики НБ РК………….15
2.2 Основные направления денежно – кредитной политики на 2012 год……21
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РК………………………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 512.50 Кб (Скачать файл)
 

2011

2012

2013

2014

факт

прогноз

Инфляция, %

7,4

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

Официальная ставка рефинансирования, %

7,5

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

Денежная база, млрд. тенге

2 836

3 451

3 778

4 226

Денежная масса, млрд. тенге

9 751

11 525

12 633

14 149

Депозиты резидентов, млрд. тенге

8 385

9 995

10 959 

12 277

Кредиты экономике, млрд. тенге

8 781

9 233

10 082

11 283

Уровень монетизации  экономики, %

35,7

36,8

40,0

40,0

П р и м  е ч а н и е - http://www.nationalbank.kz


 

В случае реализации второго  сценария цены на нефть будут выше по сравнению с первым сценарием, но ниже фактического уровня, сложившегося в 2011 году. В результате, темпы роста экономики Казахстана в 2012-2014 годах замедлятся по сравнению с 2011 годом.

В соответствии с третьим сценарием темпы  экономического роста в Казахстане в 2012-2014 годах ожидаются на более  высоком уровне по сравнению с  предыдущими сценариями (таблица 4):

 

Таблица 4. Третий сценарий развития денежно – кредитной политики

(на конец  периода)

 

2011

2012

2013

2014

факт

прогноз

Инфляция, %

7,4

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

Официальная ставка рефинансирования, %

7,5

6,0-8,0

6,0-8,0

6,0-8,0

Денежная база, млрд. тенге

2 836

3 559

3 968

4 464

Денежная масса, млрд. тенге

9 751

11 891

13 326 

15 014

Депозиты резидентов, млрд. тенге

8 385

10 316

11 571 

13 045

Кредиты экономике, млрд. тенге

8 781

9 212

10 263

11 532

Уровень монетизации  экономики, %

35,7

39,9

40,1 

40,2

П р и м  е ч а н и е - http://www.nationalbank.kz


 

При данном сценарии прогноза платежного баланса с учетом цены за баррель нефти в 100 долл. США  предполагается положительный эффект от корректирующих мер в мировой экономике и продолжение начатых в 2011 году тенденций. При этом значительные экспортные поступления будут нивелированы увеличением спроса на импорт и доходов, выплачиваемых нерезидентам. В связи с чем, профицит текущего счета в 2012-2014 годах будет в пределах 2,0-4,0% к ВВП [19].

Национальный  Банк Республики Казахстан считает  наиболее вероятным реализацию третьего сценария развития экономики Республики Казахстан. Исходя из этих предположений, были разработаны меры денежно-кредитной политики на 2012 год.

Из сказанного мною ранее следует вывод о  том, что Центральные банки развитых стран располагают разнообразными инструментами воздействия на денежный оборот. Традиционно к ним относится совокупность инструментов, применяемых при проведении денежно – кредитной политики по определенным направлениям:

  • дисконтная (учетная) и залоговая политика;
  • политика минимальных резервов;
  • операции на открытом рынке;
  • депозитная политика;
  • валютная политика.

Центральный банк осуществляет операции на финансовом рынке без коммерческого подхода и не ставит своей целью получение дохода либо ограничение убытков (например, по операциям по приему средств в депозиты). Операции банка могут носить как прибыльный, так и убыточный характер в зависимости от направленности проводимых им операций на рынке. Вопрос прибыльности операций не ставится на первый план ни одним центральным банком. Главное — это достижение стратегических целей денежно-кредитной политики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ДЕНЕЖНО – КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В РК

 

 

В целом, можно сказать, что Казахстан прошел «дно» кризиса и вступил в фазу посткризисного развития, в котором предполагается период восстановительного роста, и период качественного и сбалансированного роста экономики. Принятые меры позволили стабилизировать ситуацию, как в финансовой системе, так и в экономике Казахстана в целом.

НацБанк не считает, что возможная нестабильность на мировых финансовых рынках негативно  скажется на Казахстане, так как  проблема внешнего заимствования банковского сектора, которая являлась проводником кризиса в финансовую систему Казахстана, на данный момент урегулирована.

Вероятность возникновения  второй волны мирового кризиса является высокой. При этом необходимо учитывать, что основной проблемой может стать не возникновение нового кризиса, а то, что восстановление мировой экономики от последствий нынешнего кризиса может быть довольно долгим.

На сегодняшний  день денежно - кредитная политика, проводимая Национальным Банком, предполагает снижение минимальных резервных требований для БВУ, что, несомненно, благоприятно повлияет на их ликвидность.

Что касается инструментов, то Национальный Банк осуществляет регулирование  лишь краткосрочной (т.е. до 1 года) ликвидности  банковского сектора. Национальный Банк выпускает краткосрочные ноты со сроками обращения 3 и 6 месяцев. Кроме того, Национальный Банк привлекает от банков депозиты со сроками 7 дней и 1 месяц. Более долгосрочные ценные бумаги выпускаются Министерством финансов, перечень которых достаточно широк.

Среди нерешенных проблем денежно – кредитного регулирования можно выделить:

  • Зависимость экономики и денежно – кредитной сферы от влияния высоких цен на нефть.
  • Избыточная денежная масса, то есть получается замкнутый круг, так как избыточная денежная масса привязана к росту инфляции. Национальный банк укрепляет национальную валюту. Национальная валюта стимулирует привлечение зарубежного финансирования.
  • Перекредитованность экономики. Денег в экономике много, а давать их некому.
  • Достаточно трудно с высокой точностью предсказать последствия проводимой денежно – кредитной политики. На неё влияют как эндогенные (поведение самих субъектов рынка, их предпочтения) так и экзогенные (политические изменения в стране, факторы денежного рынка) факторы.
  • В соответствии с Концепцией формирования и использования средств Национального фонда основной целью было определено сбережение финансовых ресурсов посредством формирования накоплений для будущих поколений и снижения зависимости республиканского бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках.

Предоставление  кредитов экономике за счет средств  Национального фонда является безусловной  и неконтролируемой эмиссией денег. В данном случае эти средства не будут обеспечены золотовалютными  резервами, что может привести к  неконтролируемому росту цен.

При этом предоставление кредитов за счет средств Национального  фонда является несопоставимым по уровню рисков по сравнению с консервативной политикой инвестирования данных средств  в иностранные активы.

Возможные пути решения данных проблем:

  • Контрциклическое регулирование финансовой системы, включает гибкое регулирование краткосрочной ликвидности, в случае необходимости снижения процентных ставок и смягчения механизма минимальных резервных требований, внедрение системы макропруденциального регулирования. Иными словами, регулятор будет внимательно отслеживать складывающуюся на финансовых рынках ситуацию, облегчать доступ к дополнительным кредитным ресурсам для коммерческих банков и финансовых организаций в целях предотвращения критических точек, совершенствовать систему регулирования их деятельности;
  • Обеспечение стабильности цен путем гибкого регулирования объема ликвидности на денежном рынке. НБ РК предотвращает резкие скачки цен, поддерживая баланс денежного спроса и предложения в экономике;
  • Повышение устойчивости национальной валюты и платежного баланса страны посредством проведения валютной политики, направленной на предотвращение значительных колебаний реального курса тенге, а также принятия мер по предотвращению истощения ЗВР Нацбанка, минимальный размер которых будет поддерживаться на уровне не менее 3 месяцев импорта товаров и услуг;
  • В целях поддержания устойчивости платежного баланса будут приниматься меры по ограничению спекулятивных операций на внутреннем валютном рынке, ограничению операций, связанных с оттоком капитала, по повышению объемов предложения иностранной валюты на внутреннем рынке;
  • Совершенствование законодательной базы в сфере денежно – кредитной политики

Одной из важнейших  задач государства является создание и поддержка механизмов, позволяющих обеспечить эффективное развитие финансовой системы. В Казахстане предпринимаются меры по совершенствованию денежно – кредитной политики Национального Банка. За прошедшие годы в рамках совершенствования банковской системы создана соответствующая основа.

В целом комплекс построенных в этом направлении  механизмов совершенствования денежно  – кредитной политики целесообразно  рассматривать в 4 аспектах: доктринальном, законодательном, институциональном, ресурсном.

Доктринальный аспект охватывает концептуальную базу деятельности банков второго уровня, включая  себя принятые в стране, официальные доктрины, концепции, стратегии экономического развития. Законодательный аспект образует нормативно – правовую базу в финансовой, банковской сферах, включая в себя широкий спектр правовых документов, регулирующих и регламентирующих отношения в сфере кредитной политики. Институциональный аспект включает в себя действующие в стране Национальный банк, коммерческие банки, специализированные кредитные учреждения, деятельность которых имеет прямое или косвенное отношение к финансовой системе. Ресурсный аспект включает в себя кадровое, финансовое, информационное и иные виды обеспечения и поддержки политики кредитования. В этой связи, для всестороннего анализа состояния дел в области совершенствования денежно – кредитной политики логичной представляется оценка указанных механизмов.

Несмотря на то, что финансовая система Казахстана опережает страны СНГ по уровню реформирования, необходимо не останавливаться на достигнутом и начать переход к решению задач гармонизации, приведения стандартов функционирования банковской системы республики к международным. 

В этих условиях целесообразно начать реализацию новой  концепции развития финансового  сектора РК за 2012 – 2015 гг.

Приоритетными задачами концепции являются: развитие новых направлений денежно –  кредитной политики, совершенствование  новой денежно – кредитной статистики, развитие платежной системы, институциональное развитие участников финансового рынка. Именно эти направления, основываясь на опыте Казахстана и других стран, являются доминирующими в операционализации состояния денежно – кредитной системы.

В целом необходимо отметить, что существующие механизмы  осуществления денежно – кредитной  политики значительным образом способствовали достижению определенных успехов в процессе вхождения и адаптации банковской системы Казахстана к сложным реалиям современного мира.

Реализация  эффективных мер по укреплению денежно-кредитной  сферы экономики Казахстана и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Национального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Первоочередной  задачей государственного сектора является  стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство этим занимается, проводя фискальную и денежно - кредитную политику.  Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это  делается для регулирования денежного предложения в стране.

Денежно-кредитная  политика проводится главным образом  Центральным банком. Конечной целью  проводимой Центральным банком и  государственными институтами денежно-кредитной политики является организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в регулировании денежного предложения: во время экономического спада - в увеличении предложения денег для стимулирования поощрения расходов, а во время экономического роста, сопровождаемого инфляцией, - в ограничении предложения денег для ограничения расходов.

Центральные банки развитых стран располагают разнообразными инструментами воздействия на денежный оборот. Традиционно к ним относится совокупность инструментов, применяемых при проведении денежно – кредитной политики по определенным направлениям:

Информация о работе Денежно-кредитная политика: методы и инструменты