Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 11:11, контрольная работа
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели
Введение ----------------------------------------------------------------------- 3-4
1. Понятие денежно-кредитной политики, ее цели, теории,
лежащие в ее основе --------------------------------------------------- 5-11
2. Методы реализации денежно-кредитной политики ------------ 12-17
3. Цели и методы денежно-кредитной политики
Банка России ------------------------------------------------------------ 18-19
Заключение --------------------------------------------------------------------- 22
Список литературы -----------------------------------------------------------
Денежное правило М. Фридмена легло в основу денежно-кредитной политики в США и Великобритании (рейганомика и тетчеризм) с конца 70-х годов 20 века. Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год был, достигнут темп роста BНП на уровне 3- 5% в год.1
Таким образом, современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.
Формирование в нашей стране рыночных отношений объективно
предопределяет овладение всем спектром механизмов экономического регулирования. Бытующие порой представления о стихийности экономических процессов в рыночной экономике не имеют под собой почвы. Регулируются, и довольно жестко, практически все основные отношения, определяющие эффективность и жизнеспособность экономики в целом. Среди них своей значимостью выделяются и денежно-кредитные
инструменты.
Важнейшими методами денежно-кредитной политики являются: изменение процентных ставок центрального банка, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке, валютная интервенция.
Процентная политика центрального банка проводится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у центрального банка и депозитная политика центрального банка, которая еще может быть названа политикой учетной ставки или ставки рефинансирования.
Ставка рефинансирования – это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты финансово устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции.
Учетно-процентная (дисконтная) политика заключается в регулировании величины учетной процентной ставки (дисконта), по которому коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у Центрального банка.
Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает Центральный банк. Он может понизить учетную ставку, ожидая повышения заинтересованности в получении ссуд со стороны коммерческих банков, увеличения денежного предложения в экономике. Следствием будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающееся ростом инвестиционной активности в стране, экономический рост увеличивается.
Если Центральный банк повышает учетную ставку, то возможности получения коммерческими банками у него кредита снижаются. В результате сокращаются возможности банков по предоставлению кредитов, созданию кредитных денег. Происходит относительное сокращение денежной массы, предложения денег. Ставка процента при этом должна повыситься, а инвестиционная активность – снизиться, сдерживается экономический рост.
Определение размера учетной ставки – один из наиболее важных аспектов денежно-кредитной политики. Размер учетной ставки обычно зависит от уровня ожидаемой инфляции и в то же время оказывает на инфляцию большое влияние.
Для увеличения избыточных резервов коммерческих банков выдаются краткосрочные ссуды, тогда как в целях преодоления им среднесрочные и долгосрочные кредиты. Как правило, учетная ставка Центрального банка ниже процентной ставки межбанковского кредита. Ссуды Центрального банка увеличивают кредитные ресурсы банковской системы в целом, что создает условия для мультипликативного увеличения денежной массы в экономике, тогда как межбанковский кредит обеспечивает только перераспределение в рамках банковской системы имеющихся резервов.
Учетная ставка Центрального банка в большей мере служит барометром проводимой денежно-кредитной политики.
Изменение учетной ставки является важным инструментом денежно-кредитной политики. Но, изменив ее, можно лишь ожидать соответствующих действий банков. Нельзя заставить банки взять кредит на сумму, необходимую государству.
Изменение норм обязательных резервов. Обязательные резервы представляют собой процентную долю обязательств коммерческого банка. Эти резервы коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке. Исторически обязательные резервы рассматривались как экономический инструмент, обеспечивающий коммерческим банкам достаточную ликвидность в случае массового изъятия депозитов, позволяющий предотвратить неплатежеспособность коммерческого банка и тем самым защитить интересы его клиентов, вкладчиков и корреспондентов. Однако в настоящее время изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, или резервных требований, используется как наиболее простой инструмент, применяемый в целях наиболее быстрой настройки денежно-кредитной сферы.
Если Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов коммерческих банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно это вызывает повышение процентной ставки и уменьшение денежного предложения. Это ведет к сокращению экономического роста.
При уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение объема предложения денег и это ведет к стимулированию экономического роста.
Операции на открытом рынке Центрального банка в настоящее время являются в мировой экономической практике основным инструментом денежно-кредитной политики. Центральный банк продает или покупает по заранее установленному курсу ценные бумаги, в том числе и государственные, формирующие внутренний долг страны. Этот инструмент считается наиболее гибким инструментом регулирования кредитных вложений и ликвидности коммерческих банков.
Операции Центрального банка на открытом рынке оказывают прямое влияние на объем свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует либо сокращение, либо расширение объема кредитных вложений в экономику, одновременно влияя на ликвидность банков, соответственно уменьшая или увеличивая ее. Такое воздействие осуществляется посредством изменения Центральным банком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных бумаг.
Центральный банк продает правительственные облигации населению и коммерческим банкам, данные операции часто проводятся в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО).
В результате проведения операций на открытом рынке часть денег изымается из обращения, кредитные ресурсы банков сужаются. Происходит мультипликативное сокращение объема кредитных денег, а значит, и циркулирующей денежной массы. Процентная ставка при этом возрастает, а деловая инвестиционная активность снижается.
Этот механизм работает и в обратном направлении. В условиях надвигающегося спада правительство скупает ценные бумаги через Центральный банк. Увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, следовательно, возрастают их кредитные ресурсы. Происходит мультипликативное увеличение кредитных денег в экономике, а значит, расширение объема денежной массы. Следствием роста предложения денег оказывается снижение процентной ставки и рост частной инвестиционной активности, увеличиваются темпы роста экономики.
Валютное регулирование в качестве инструмента денежно-кредитной политики стало применяться центральными банками с 30-х годов ХХ века как реакция на «бегство капиталов» в условиях экономического кризиса и Великой депрессии. Под валютным регулированием понимается управление валютными и внешними платежами, формирование валютного курса национальной денежной единицы. На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуация и др.
Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что центральный банк вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс национальной валюты путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса национальной валюты центральный банк продает иностранную валюту, для снижения этого курса скупает иностранную валюту в обмен на национальную. Центральный банк проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.
Следует выделить две разновидности денежно-кредитной политики.
Во-первых, мягкую денежно-кредитную политику, ее называют политикой «дешевых денег», когда Центральный банк:
Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу.
Это увеличивает денежную массу.
Следовательно, мягкая денежно-кредитная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.
Во-вторых, жесткую денежно-кредитную политику, ее называют политикой «дорогих денег», когда Центральный банк:
Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу.
Это сдерживает рост денежной массы.
Следовательно, жесткая денежно-кредитная политика носит ограничительный характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.
Рассмотренные выше примеры политики «дорогих» и «дешевых» денег характеризуют дискреционную (гибкую) денежно-кредитную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая – в фазе бума. Выбор конкретного варианта денежно-кредитной политики зависит от того, какие факторы повлияли на изменение спроса на деньги, и в целом от текущей экономической ситуации.
В механизме действия денежно-кредитной политики можно выделить следующие последовательно связанные рычаги:
1) приведение в действие
инструментов денежно-
2) увеличение или сжатие объема денежной массы
3) движение ставки процента на денежном рынке
4) динамика совокупного спроса, связанная, в частности, с активизацией или ослаблением инвестиционной деятельности в экономике
5) изменение совокупного предложения как реакция на изменение совокупного спроса
Каждый из указанных элементов запускается предыдущим и в свою очередь приводит в действие последующий рычаг. Поэтому сбой в работе любого рычага ослабляет результативность проведения денежно-кредитной политики. Так например, слабая реакция инвесторов на заметное снижение процентной ставки, вызванной, в свою очередь, существенным расширением объема денежной массы, не вызовет адекватного расширения совокупного спроса, а конечном итоге и совокупного предложения, на что было направлено действие денежно-кредитной политики в целом. При этом может наблюдаться усиление инфляционных процессов. Данная ситуация может быть связана с нестабильной политической ситуацией в стране, подавляющей инвестиционную активность.
Единая государственная денежно-кредитная политика направлена на достижение стабильности уровня цен и создание условий для долгосрочного экономического роста и повышения уровня жизни населения. Основными ее задачами на современном этапе развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обеспечение устойчивости национальной валюты. В соответствии со среднесрочной стратегией социально -экономического развития страны Правительство Российской Федерации и Банк России в области денежно-кредитной политики устанавливают цель по снижению инфляции на трехлетний период.
Главной целью денежно-кредитной политики в предстоящие три года является постепенное снижение инфляции — до 5—6% в 2010 году. При этом на 2008 год ставится задача снизить инфляцию до 6—7% из расчета декабрь к декабрю.
Параметры денежной программы не являются жестко заданными и могут быть уточнены в соответствии со складывающейся макроэкономической ситуацией, изменением влияния ключевых внутренних и внешних факторов на состояние денежно-кредитной сферы. Банк России при реализации денежно-кредитной политики будет учитывать возможные риски и адекватно реагировать на них путем использования инструментов, имеющихся в его распоряжении.
Факторы, определяющие дальнейшее развитие российской экономики, повышение ее открытости и привлекательности для инвесторов, могут способствовать более значительному притоку иностранного капитала в страну. В этих условиях Банк России будет готов к применению всего спектра инструментов денежно-кредитной политики, включая использование процентных ставок по своим операциям, и политики валютного курса.
Информация о работе Денежно-кредитная политика: цели и методы